Атаман сирко биография. Иван сирко - кошовой атаман и национальный герой франции, не проигравший ни одной битвы

(1680 )

Ива́н Дми́триевич Серко́ или Сирко́ (укр. Іван Дмитрович Сірко ; род. около , Мурафа , Брацлавщина , Речь Посполитая - 1 августа, 1680, Грушевка (Капуловка) , Войско Запорожское) - кошевой атаман Запорожской Сечи . За период пребывания в должности атамана провёл 244 больших и малых сражения. Герой украинских изустных преданий и песен.

Киевского генерала-губернатора М. И. Драгомирова изобразил в виде атамана Серко И. Е. Репин на знаменитой картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Документальный фильм Сергея Андриенко АТАМАН Жизнь Ивана Дмитриевича Сирко

Субтитры

Происхождение

Иван Серко представлял собой примечательную личность среди всех низовых казаков за всё время исторического существования Запорожья. Традиционно считается, что он происходил родом из села Мурафа на Брацлавщине , Речь Посполитая . Согласно преданию, уже рождение Ивана было необычным - мальчик появился на свет с зубами, чем сильно напугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что сын «зубами будет грызть врагов». Однако это мало успокоило селян, считавших, что дитя с рождения отмечено дьяволом. К ребёнку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто фантастическими. Народная молва гласит, что у Ивана Серко и его жены Софьи было два сына - Пётр и Роман - и две дочери.

Черты характера. Отношение к религии

И друзья и враги одинаково отзывались о Серко, как о человеке замечательных военных дарований. Турки называли Серко Урус-шайтаном, то есть «русским чёртом», а турчанки-матери пугали своих детей его именем. Серко всегда стоял и ратовал за православную веру. Также о Серко известно, что атаман отличался великодушием и редким бескорыстием, никогда не преследовал слабого врага, а после войны никогда не брал себе военной добычи. Хотя известен случай, когда в 1675 году, возвращаясь из очередного крымского похода, он приказал перебить около трёх тысяч освобождённых невольников славянского происхождения, принявших в плену ислам и отказавшихся возвращаться в Гетманщину .

Серко представлял собой тип истинного запорожца. Он был отважен, страстен; по воспоминаниям польских послов «был непьющим, что для козака большая редкость». Представление о характере атамана Серко также даёт его известное высказывание: Нужда закон меняет .

Полковник Войска Запорожского

На службе французского короля

Утверждается, что в 1644 году Хмельницкий, Богдан Михайлович\Богдан Хмельницкий как военный писарь Войска Запорожского во время встречи в Варшаве с послом Франции графом де Брежи подписал договор о найме 2500 казаков в войско французского короля. В октябре 1645 года казацкий отряд Балтийским морем прибыл во французский порт Кале . C 7 сентября 1646 года 2000 казаков под командованием Хмельницкого, Золотаренко и Серко, который командовал к этому времени полком, а также 3000 польских пехотинцев участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде крепости Дюнкерк (Siège de Dunkerque), находившейся в руках испанцев. 11 октября осаждённая крепость сдалась .

Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и советского историка казачества Владимира Голобуцкого . Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовали 2400 польских наёмников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро .

Участие в восстании Хмельницкого

В 1659 году совершил знаменитый рейд на ногайские улусы. Этот рейд заставил Крымского хана Мехмеда IV Гирея , позванного гетманом Выговским и разорявшего казацкие и русские земли, уйти с Гетманщины, обеспечив казакам возможность лишить власти гетмана, изменившего присяге царю Алексею Михайловичу. Послы гетмана Беспалого докладывали в Москве, что

«…в Запорожье полковник Серко, собрался с Запорожаны, ходил воевать около Белаго города, и Ногайские улусы, которые кочевали близко Самаринки… и повоевав улусы, пошел было к Киеву на помочь к боярину и воеводам к Василию Борисовичу Шереметеву ; и Выговский де, послыша то, послал было для перейму, чтоб Серка к Киеву не допустить, полковника своего Тимоша с войском…, а Серко того Тимоша со всем войском побил, и ушел Тимош к Выговскому только сам третей.»

Кошевой атаман Запорожской Сечи

С 1663 года 20 раз Серко избирался кошевым атаманом Запорожской (Чертомлыкской) Сечи (атаманы на Сечи выбирались один раз в год, иногда - и два раза). Одержал ряд блестящих побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко в Капустяной долине и близ Умани . Совместно с царскими ратниками под предводительством Григория Косагова , донскими казаками и калмыками ходил к Перекопу , где громил значительно превосходящие силы крымских татар и турецких янычар, разрушив часть крепости и вынудив войска крымского хана оставить короля Яна II Казимира в его зимнем походе на Левобережную Гетманщину 1663-1664 годов.

В 1660, 1664-1665, 1667-1668 годах - полковник Харьковского слободского казачьего полка . В 1667 году совершил поход на Кафу , взяв город и предав его вместе с окрестностями огню. Освободил около двух тысяч невольников и увёл с собой татарский полон численностью около 1,5 тысяч человек.

Дата смерти кошевого атамана И. Д. Серко указана на надгробной стеле (04.05.1680 г.) по всей видимости ошибочно. После измены гетмана И.Мазепы и части низового казачества присяге данной Петру Первому и переход на сторону шведского короля Карла Двенадцатого в 1708 г. (в период Северной войны) по указу Петра Первого от 1709 г. Чертомлыкская сечь была разрушена. Экспедицией руководил полковник Яковлев. Частично разрушено было и кладбище. Видимо в тот же период и был утерян надгробный камень с могилы кошевого атамана. В более позднее время по всей вероятности и была изготовлена новая стела. Дата смерти И. Д. Серко (01.08.1680 г.) зафиксирована в документах составленных полковым писарем Быховцом. Могила находилась за околицей села Капуловка (на топографических картах 1919 г. село именуется: Копыловка) в огороде крестьянина Н. А. Мазая (устье реки Чертомлык) по крайней мере до 1894 г. Могила представляла собой небольшой холм, обсаженный шелковицами и тополями. На могиле была установлена стела, которая и по настоящее время стоит у подножия Баба-Могилы - места последнего упокоения Великого Атамана. Эти факты установлены Д. И. Яворницким и изложены в исторической повести «Иван Дмитриевич Серко».

После этого череп Серко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году , перед празднованием 500-летия украинского казачества, при содействии украинского антрополога С. П. Сегеды . Однако после празднования юбилея череп Ивана Серко попал в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал ещё семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей. Летом 2000 года , после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Серко вместе с другими останками в кургане Баба-могила, находящемся в Никопольском районе близ поселка Капуловка.

(1680 ) Место смерти:

Ива́н Дми́триевич Серко́ (Сирко , укр. Іван Дмитрович Сірко ; род. около - ум. ) - кошевой атаман Запорожской Сечи . За период пребывания в должности атамана провёл 54 больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побеждённым . Киевского генерала-губернатора Драгомирова в виде атамана Серко изобразил Репин на знаменитой картине «Запорожцы».

Происхождение

Иван Серко представлял собой примечательную личность среди всех низовых казаков и во все время исторического существования Запорожья. Иван Серко родился на Подолье, находившейся тогда под польским гнетом, в селе Мурафа (теперешний Шаргородский район Винницкой области Украины). Часто местом его рождения ошибочно называется слобода Мерефа в Харьковской области, однако известно, что она была основана Иваном Серко (и, очевидно, названа по месту его рождения) после битвы под Берестечком, т.е. после 1651 года. В каком году родился Серко, кто были его родители, во сколько лет он выступил на историческое поприще - это остается неизвестным. Согласно преданию, уже рождение Ивана было необычным - мальчик появился на свет с зубами, чем сильно напугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что сын «зубами будет грызть врагов». Однако это мало успокоило селян, считавших, что дитя с рождения отмечено дьяволом. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто фантастическими. Народная молва гласит, что у Ивана Серко и его жены Софьи было два сына - Петр и Роман - и две дочери. Сохранилось более 40 писем Серко, некоторые найдены совсем недавно. Польский король Ян Собеский в письмах к Ивану Серко называл его "уродзоным", что значит "рожденный шляхтичем", из чего можно заключить, что Серко был родом был из мелкопоместной православной правобережной шляхты. Следует отметить, что шляхтичами или же выходцами из шляхетских родов (потерявших право шляхетства) были многие из украинских лидеров казачества - Вишневецкий, Наливайко, Сагайдачный, Хмельницкий, Богун, Нечай, Джеджалий, Выговский, Мазепа и другие. .

Черты характера. Отношение к религии

И друзья и враги одинаково отзывались о Серко, как о человеке замечательных военных дарований. Татары называли Серко Урус-шайтаном, то есть русским чёртом, а татарки-матери пугали своих детей его именем. Серко всегда стоял и ратовал за православную веру, за свободу; оттого он постоянно старался освободить из татарской и турецкой неволи возможно большее число христиан, без различия того, были ли то московиты, украинцы, поляки или литовцы. Но следует помнить при этом, как относился атаман к предателям веры. Однажды, возвращаясь из похода в Крым, где запорожцы освободили несколько тысяч рабов, он столкнулся с чудовищным для его «крестоносной» души фактом. Некоторые из них, принявшие в плену мусульманство, захотели вернуться к своим господам татарам. Атаман отпустил их, но вслед послал казаков, которые перебили всех отступников. По преданию, Серко подъехал к месту бойни и сказал: «Простите нас, братья, лежите тут, встретимся на Страшном Суде…». Сам Серко был далёк от того, чтобы расценивать истребление единокровных братьев как благое свершение. Он не судил отступников, но и оставить их в живых тоже не мог. Также о Серко известно, что атаман отличался великодушием и редким бескорыстием, никогда не преследовал слабого врага, а после войны никогда не брал на себя военной добычи. На войне он был беззаветно храбр и удивительно изобретателен. Имя его было окружено ореолом полной непобедимости. Серко представлял собой тип истинного запорожца. Он был храбр, отважен, страстен, не всегда постоянен, не всегда верен своим союзникам; по воспоминаниям польских послов "был непьющим что для казака большая редкость". Представление о характере атамана Серко также дает его известное высказывание: Нужда закон меняет .

Полковник Войска Запорожского

На службе французского короля

Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и украинского историка казачества Владимира Голобуцкого . Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовало 2 400 польских наёмников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро . С другой стороны сохранились воспоминания французских дипломатов которым сам Хмельницкий расказывал о том как воевал под началом принца Конде во Франции. Во французских документах того времени упоминаются три фамилии похожие на Хмельницкого, Золотаренко и Серко(все три впоследствии выдающиеся предводители казаков). Современные историки разделены в этом вопросе практически поровну - он остается дискусионным. Интересный также факт что в осаде Дюнкерка принимал участие граф д"Артаньян , исторический прототип знаменитого героя А.Дюма.

Участие в восстании Хмельницкого

Кошевой атаман Запорожской Сечи

Был одним из вдохновителей антипольского восстания на Правобережной Украине в 1664 году . Сохранилось письмо Серко к царю Алексею Михайловичу , написанное в мае 1664 года:

«Исполняя с Войском Запорожским службу вашему царскому пресветлому величеству, я, Иван Сирко, месяца января 8 числа, пошел на две реки, Буг и Днестр , где Божиею милостью и предстательством Пресвятой Богородицы и вашего великого государя счастьем, напав на турецкие селения выше Тягина города, побил много бусурман и великую добычу взял. Оборотясь же из-под турецкого города Тягина, пошел под черкасские города. Услыша же о моём, Ивана Сирка, приходе, горожане сами начали сечь и рубить жидов и поляков, а все полки и посполитые, претерпевшие столько бед, неволю и мучения, начали сдаваться. Чрез нас, Ивана Сирка, обращена вновь к вашему царскому величеству вся Малая Россия, города над Бугом и за Бугом, а именно: Брацлавский и Калницкий полки, Могилев, Рашков, Уманский повет, до самого Днепра и Днестра; безвинные люди обещались своими душами держаться под крепкою рукою вашего царского пресветлого величества до тех пор, пока души их будут в телах»

В 1660, 1664-1665, 1667-1668 годах - полковник Харьковского слободского казачьего полка . В 1667 году совершил поход на Кафу , взяв город и предав его вместе с окрестностями огню. Освободил около двух тысяч невольников и увёл с собой татарский полон численностью около 1,5 тысяч человек.

Колебания Серко между службой русскому и польскому государству

Заслуживает внимание мнение Д. И. Яворницкого о колебаниях Серко между службой польскому королю или русскому царю:

Переходы Серко от русского царя к польскому королю и обратно нельзя смотреть как на измену одному и верность другому: Серко и все запорожское козачество хотя и признавали над собой протекцию русского царя со времени Богдана Хмельницкого, но все еще, по старой традиции, считали себя людьми вольными и ни от кого не зависимыми, - людьми, которые считали за собой право решать вопросы о мире и розмире с соседними царствами и входить в сношения с близкими и дальними царями и властелинами.

Татьяна Яковлева-Таирова в ее книге "Мазепа" отмечает, что кошевой атаман Иван Серко раз двадцать за свою жизнь менял политическую ориентацию, выступая то за Москву, то за Польшу, то за Турцию .

Конец жизни

Умер Иван Дмитриевич Серко в 1680 году на собственной пасеке в селе Грушевка, современное название села - Ильинка, Томаковского района, Днепропетровской области на берегу Каховского водохранилища, недалеко от города Марганец. Последнее место жительства и упокоения кошевого атамана И. Д. Серко теперь затоплено Каховским водохранилищем.

Его тело доставили на Запорожье и похоронили со всеми почестями на казачьем кладбище острова Хортица. Позже, после разорения по указу Екатерины второй Запорожской сечи и казачьего кладбища, гроб с телом кошевого атамана И. Д. Серко преданными казаками были тайно вывезен и перезахоронен на Великом луге недалеко от Чертомлицкой сечи. Нынешнее место захоронения находится недалеко от села Капуловка Никопольского района, Днепропетровской области. Надпись на надгробной стеле атамана гласила:

Портрет Ивана Серко,
Реконструкция лаборатории академика Герасимова

«Р. Б. (Року божего) 1680 мая 4 Преставися рабь Бож. Іоань Серко Дмитровичъ атамань кошовий воска Запорозкого за его Ц. П. В. (Царского Пресветлого Величества) Федора Алексевича . Памят Праведнаго со похвалами»

Иван Дмитриевич Сирко (около 1610 — ум. 1680) — кошевой атаман Запорожской Сечи. За период пребывания в должности атамана провел 54 больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побежденным.


Рождение Сирко

Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (Харьковской области). По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов». Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.

Великий характерник
Самым знаменитым и могущественным характерником был атаман Иван Сирко. «Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…» Запорожцы говорили, что равного Сирку в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом. Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только мелькнул ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля. Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов. Он завещал казакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы. Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Казаки верили: где рука — там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. В одном предании Сирко даже назван Сирентием Праворучником. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи. А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

Брак казака Сирко
Старые характерники предостерегали Серко от брака, но тот не послушал. Он встретил женщину, которая стала настоящей отрадой для кошевого атамана. Враги знали его, как оборотня, но жена и дети знали его, как любящего мужа и заботливого отца. Тело его было воином, а душа атамана - раздвоилась: в семье - один, а в бою - другой.

Спасение Москвы
Легенда о том, что рука Ивана Сирко помогла победить французов в Отечественной войне 1812 года. Когда русская армия стояла под Бородино, казак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную правую руку атамана Сирко. Дело в том, что семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. И, поразмыслив, Кутузов отправил казаков за рукой Сирко. Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его казаки и, наконец, все-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала Кутузова. Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и французы ушли из русской столицы. Судьба войны была решена. Так Иван Сирко помог русской армии победить французов.

Полковник Войска Запорожского
На службе у французского короля :
Утверждается, что в 1644 году Богдан Хмельницкий, как военный писарь Войска Запорожского, во время встречи в Варшаве с послом Франции графом де Брежи подписал договор о найме 2 500 казаков в войско французского короля. В октябре 1645 года казацкий отряд Балтийским морем прибыл во французский порт Кале. C 7 сентября 1646 года 2 000 казаков под командованием Хмельницкого, Солтенко и Серко, который командовал к этому времени полком, а также 3 000 польских пехотинцев, участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде крепости Дюнкерк, находившейся в руках испанцев. 11 октября осажденная крепость сдалась. Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и украинского историка казачества Владимира Голобуцкого. Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовало 2400 польских наемников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро.

Участие в восстании Хмельницкого :
Принял участие в восстании Богдана Хмельницкого, также в походах против Турции и крымских татар. В 1654 году, будучи полковником, не захотел принять присягу русскому царю и удалился на Запорожье, но уже 1659 году он выступил сторонником царя, против польского короля. В 1658—1660 годах — винницкий полковник.
В 1659 году, по поручению гетмана Беспалого, совершил знаменитый рейд на ногайские улусы. Этот рейд заставил Крымского хана Мехмеда IV Гирея, позванного гетманом Выговским и разорявшего украинские и русские земли, уйти с Украины, обеспечив казакам возможность лишить власти мятежного гетмана. Послы гетмана Беспалого докладывали в Москве, что «…в Запорожье полковник Серко, собрался с Запорожаны, ходил воевать около Белаго города, и Ногайские улусы, которые кочевали близко Самаринки… и повоевав улусы, пошел было к Киеву на помочь к боярину и воеводам к Василию Борисовичу Шереметеву; и Выговский де, послыша то, послал было для перейму, чтоб Серка к Киеву не допустить, полковника своего Тимоша с войском…, а Серко того Тимоша со всем войском побил, и ушел Тимош к Выговскому только сам третей.»

Кошевой атаман Запорожской Сечи
С 1663 года в течение 12 лет избирался кошевым атаманом Запорожской Cечи. Одержал ряд побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине и близ Умани. Был одним из вдохновителей антипольского восстания на Правобережной Украине в 1664 году. Сохранилось письмо Серко к царю Алексею Михайловичу, написанное в мае 1664 года: «Исполняя с Войском Запорожским службу
вашему царскому пресветлому величеству, я, Иван Сирко, месяца января 8 числа, пошел на две реки, Буг и Днестр, где Божиею милостью и предстательством Пресвятой Богородицы и вашего великого государя счастьем, напав на турецкие селения выше Тягина города, побил много бусурман и великую добычу взял. Оборотясь же из-под турецкого города Тягина, пошел под черкасские города. Услыша же о моём, Ивана Сирка, приходе, горожане сами начали сечь и рубить жидов и поляков, а все полки и посполитые, претерпевшие столько бед, неволю и мучения, начали сдаваться. Чрез нас, Ивана Сирка, обращена вновь к вашему царскому величеству вся Малая Россия, города над Бугом и за Бугом, а именно: Брацлавский и Калницкий полки, Могилев, Рашков, Уманский повет, до самого Днепра и Днестра; безвинные люди обещались своими душами держаться под крепкою рукою вашего царского пресветлого величества до тех пор, пока души их будут в телах»
В 1660, 1664—1665, 1667—1668 годах — полковник Харьковского слободского казачьего полка. В 1667 году совершил поход на Кафу, взяв город и предав его вместе с окрестностями огню. Освободил около двух тысяч невольников и увел с собой татарский полон численностью около 1,5 тысяч человек. В 1668 перешел на сторону Петра Дорошенко, «воевал» украинские города, идя «против бояр и воевод», но в 1670 году порвал с ним. В 1672 году, желая стать гетманом, возглавил оппозицию казацкой старшины против кандидатуры в гетманы Ивана Самойловича, в связи с чем был отправлен в ссылку в Тобольск, но вскоре возвращен на Украину. В 70-х годах организовал ряд успешных походов в Крым.

Колебания Сирко между службой русскому и польскому государству:
Заслуживает внимание мнение Д. И. Яворницкого о колебаниях Серко между службой польскому королю или русскому царю: Переходы Серко от русского царя к польскому королю и обратно нельзя смотреть как на измену одному и верность другому: Серко и все запорожское козачество хотя и признавали над собой протекцию русского царя со времени Богдана Хмельницкого, но все еще, по старой традиции, считали себя людьми вольными и ни от кого не зависимыми, — людьми, которые считали за собой право решать вопросы о мире и розмире с соседними царствами и входить в сношения с близкими и дальними царями и властелинами.

Посмертные скитания
Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Но местные жители уберегли ее, и семьи казаков присматривали за могилой атамана из поколения в поколение. В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим череп атамана изъяли из могилы. Во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом стечении народа, предать его земле обезглавленным было невозможно. Выход нашли самый простой — в гроб положили другой череп, обнаруженный при раскопках того же кургана. А череп атамана для изготовления скульптурного портрета отправили в Москву, в знаменитую мастерскую антрополога М. Герасимова, с целью проведения антропологической реконструкции внешности Ивана Сирко. После этого череп Сирко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году, перед празднованием 500-летия украинского казачества. Но и на этом мытарства не закончились. После празднования юбилея череп Ивана Сирко попал в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал еще семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей. Летом 2000 года, после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то обрел мир и покой.

Легенды
Рассказывали, что Сирко, с наступлением сумерек, превращался в волка и проникал во враждебный лагерь. Он узнавал, где что стоит, как располагаются защитники, и на утро возвращался к казакам, детально рисуя все, что видел. Казаки начинали наступление и всегда побеждали. Напуганные враги рассказывали, что Сирко в разгар боя мог взлетать в воздух и вызывать ненастье. В страхе, конечно же, глаза велики и каждый видел то, что хотел, но когда вражеские войска слышали, что на них идет кошевой Сирко, то знали - они обречены на поражение. Казаки были убеждены, пока с ними Сирко, то войско будет непобедимым. Именно поэтому на призывы атамана идти в бой они, обычно, отвечали: «Веди нас, мы с тобой до конца!» Сирко владел удивительной силой стратегического предвидения и в совершенстве владел искусством маневрирования в бою.
Казаки рассказывали, что как-то вечером, стоя на берегу Хортицы, Иван Сирко встретился с чертом. Тот соблазнял его славой, золотом и властью. Предлагал ему гетманскую булаву и пожизненный почет побратимов. На все эти искушения нечистого
Сирко только рассмеялся и выстрелил в черта из пистоля. С того времени казаки начали говорить: «Сирко сам черт не страшен!»
Враги решили забрать у атамана его душу - его семью. Сирко имел удивительный нрав. Рассказывали, что на поле боя он заживлял раны своих побратимов, однако свою душевную рану он заживить так и не смог. Невзирая на всю характерницкую и непобедимую силу, Иван Сирко так и не смог пережить смерть своей жены и двух сынов, которые погибли от рук врагов. Сирко был разбит, его село сожгли, семьи у него больше не было, кому в наследство передать свое знание и умение характерницкой силы. Так враги нашли способ, как отобрать у непобедимого воина его душу, а, заодно отобрав у него то, что делало его человеком. В страшном гневе Иван Сирко возвращается на Сечь. Зверь проснулся в атамане. Сирко приказал сзывать поход на турков. На своем пути Сирко не жалел никого. Он выходил на бой к врагам голыми руками, без оружия. Переводы рассказывают, что в бою перед Сирком враги умирали от страха. Сирко приказал пленных не брать, после себя атаман оставлял только пепелища. Но даже тот триумфально победный поход не принес Сирко душевного покоя. Дома его так никто и не ждал. Сирко был убит горем, он начал терять свою силу, душа его раздвоилась, жажда враждебной крови угомонилась и Сирко пожелал умереть. Он ожидал смерти как благословления, но смерть не приходила. Тогда Сирко смастерил себе гроб, сам лег в него и умер (1680).

Завещание атамана Сирка
На смертном ложе Сирко оставил завещание своим побратимам: «Кто семь лет подряд перед Пасхой будет носить на мою могилу землю - получит мою силу». Но, настоящее место захоронения атамана-характерника так и осталось неизвестным. Побратимы хорошо позаботились о том, чтобы тайна их кошевого осталась недоступной для врагов. Именно поэтому Серко несколько раз перезахоранивали, а место его захоронения знали лишь избранные. Казаки так верили в силу своего атамана, что свыше пяти лет гроб с телом Сирко хранился на Сечи. И даже возили ее с собой в военные походы.
Еще одно завещание оставил Сирко побратимам: «Как наступят плохие времена, откройте мой гроб, возьмите мою десницу и идите с ней в бой!». Казаки выполнили завещание кошевое. Они отрезали десницу Сирко и еще двадцать лет возили ее с собой в походы. Когда бой был особенно тяжелым, казаки выставляли десницу атамана на копье и кричали: «Бойтесь басурманы! С нами рука и душа атамана Сирко!» Казаки верили, что десница будет оберегать казаков и Сечь от врагов. Турки рассказывали, что по ночам перед тяжелым боем с казацким войском они видели серого волка, убить которого никто из них не осмеливался. Говорят именно так Сирко после смерти и помогал казакам в походах.


Атаман Иван Сирко


По данным Яворницкого, Иван Сирко осуществил 55 удачных походов


Иван Дмитриевич Серко. Этюд И. Репина к картине Запорожцы пишут письмо турецкому султану, (1889 год)


Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины


Казак характерник Иван Сирко


Памятник атаману Ивану Сирко


Иван Дмитриевич Сирко — кошевой атаман Запорожской Сечи


Иван Сирко


Могила атамана Ивана Сирко


Могила Ивана Серко близ села Капуловка

Иван Дмитриевич Сирко (1610-1680) - кошевой атаман Запорожской Сечи.
За период пребывания в должности атамана провёл множество больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побеждённым.
— человек замечательных военных дарований. Турки называли его Урус-шайтаном, то есть «русским чёртом», а турчанки-матери пугали своих детей его именем.
всегда стоял и ратовал за православную веру. «Не бойтесь, что я не православный: я есть православный христианин!»,говорил Иван Сирко людям, которые считали его колдуном. Часто его упоминают как казака-характерника.

Существует множество преданий, связанных с именем легендарного кошевого атамана Ивана Сирка. Мол, родившись, он сразу стал на ноги и начал грызть лежавший на столе пирог. Сирка “не брали” ни пуля, ни меч.

Наверное ни один из украинских гетманов и атаманов не нанес столько урона крымско-татарским и турецким ордам, как Иван Сирко,турки подсылали к нему наемных убийц, но покушения раскрывались.

Одна из его самых известных побед – “Рождественское побоище” 1675 года . Той зимой турецкий султан задумал уничтожить в корне Запорожскую Сечь. Более чем 50-тысячное войско, в том числе 15 тысяч отборных турецких янычар, тайно подошло к Сечи прямо в Рождественскую ночь, но произошло чудо, в результате которого, почти все янычары были перебиты казаками, а татары едва спаслись бегством.

Сирко был кошевым запорожским атаманом, в то жестокое и страшное время, когда Правобережную и Левобережную Украину раздирали междуусобные страсти, усиленные вмешательством соседей – Польши, Московии, Турции и подвластного ей Крыма. В этом кипении страстей и современники и историки отмечают абсолютное непостоянство Сирка, его сиюминутные эмоциональные порывы.

Он успел перебывать союзником всех без исключения сторон, интриговал и ссорился с вчерашними приятелями. В ответ доносы сыпались на Сирка как с Правобережья так и с Левобережья.

Он устанавливает тесные контакты с предводителем казацко-крестьянского восстания в России Разиным, которого хорошо знал по войне 1648-54 гг. на Украине, когда тот в армии Хмельницкого командовал донским казачьим полком.

Такое поведение Сирко сделало его врагом Москвы, и когда в апреле 1672 года он оказался на Гетманщине с малочисленной охраной, после очередного доноса, Сирко был арестован левобережным гетманом Иваном Самойловичем и отправлен в Москву и затем сослан в Сибирь — в Тобольск. Запорожцы тут же отправили к русскому царю Алексею Романову посольство с требованием возвращения Сирко. Также и поляки обратились с просьбой освободить Сирка и дать ему возможность участвовать в военных операциях против мусульман, поскольку без Сирка Польша стала регулярно подвергаться опустошительным татарским набегам. Вдобавок к этому и в самой России ожидали очередного вторжения турок с ордой — и в результате уже в начале 1673 года Иван Сирко был возвращён из ссылки на Запорожье.

Иван Сирко был очень непостоянен в политических настроениях,но единственным постоянным пунктом в “программе” Сирка была защита православной веры . И в этом пункте, бывало, он доходил до крайней жестокости.

Искрометная картина Ильи Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” , живописует как раз эпизод из жизни Сирка, составление ответа султану вскоре после той самой “рождественской бойни” , когда запорожцы уничтожили отборные отряды янычар.

Однако на самом деле, одним письмом дело не ограничилось. Предыстория знаменитого послания такова. Летом 1676 года запорожцы ворвались в Крым и в ответ на зимнее нападение, произвели очередное опустошение полуострова. Среди богатой добычи, как обычно, находились и освобожденные пленники, около 7 тысяч человек. Выйдя из Крыма, Сирко обратился к бывшим пленным с речью, в которой предложил людям самостоятельно решить свою судьбу. В результате около трех тысяч человек решили возвратиться в Крым, где они успели обзавестись семьями и нашли свою новую родину. Сирко отпустил их и подождав, когда они отойдут подальше от лагеря, послал молодых казаков с приказом: “уничтожить всех до единого человека”. Чуть позже поехал и сам, чтобы убедиться как выполнен приказ.

С точки зрения современного общества, это событие можно назвать прямым геноцидом. Сирко же поступал вполне логично, понимая, что дети тех, которые добровольно отказались от православной веры, в скором времени могут пополнить ряды все тех же янычар.

Но этот суровый воин, которого турки и татары звали “Семиглавым драконом” и “Урус-шайтаном”, потерявший в боях за веру православную двух сыновей, был великодушным и отзывчивым человеком. Когда в Крыму бушевала бубонная чума, он разрешил татарам переселиться на запорожские не заражённые эпидемией земли, а противникам такого решения лаконично ответил: “Будем людьми ”.

Старый атаман умер в августе 1680 года на собственной пасеке в селе Грушевка. Его тело доставили на Запорожье и похоронили со всеми почестями, но не пришлось ему полежать в вечном упокое.

Гроб с телом Сирка пять лет хранился на Запорожье, и его постоянно возили в военные походы, так как Ивана Сирка и после смерти считали хранителем Сечи от военных неудач. Затем, тело все-таки предали земле, но перед этим, по завещанию самого атамана Сирка, отсекли правую руку, которая продолжала присутствовать в военных кампаниях. Идя в бой, казаки выставляли вперёд его руку: “Душа и рука Сирка с нами!” и и это наводило ужасный страх на всех врагов.

Еще одна легенда говорит о том, что рука атамана помогла победить французов в 1812 году. Некий казак Михайло Нелипа, чья семья присматривала за могилой Сирко, рассказал самому Кутузову про его завещание — и тот послал за победоносной рукой. Доставленную к Москве руку Сирко три раза обнесли вокруг занятого неприятелем города — результат известен…
Захоронили руку кошевого только после разрушения Сечи.

После “измены” Мазепы, разъяренный Петр І, приказал стереть Сечь с лица земли, включая и казацкие могилы. Тоже самое произошло и при окончательной ликвидации Сечи по приказу Екатерины ІІ. В обоих случаях была осквернена и могила Сирка, но местные жители каждый раз сохраняли останки легендарного атамана и снова предавали их земле.

Советская власть взялась за дело более кардинально. В результате строительства Днепрогэс и создания Каховского водохранилища был уничтожен так называемый Великий Луг, огромные земельные массивы, сердце казацкого края покрыла вода. Могила Сирка оказалась прямо на крутом берегу рукотворного «моря» и в 1968 году, под предлогом сбережения «памятника старины», останки Ивана Сирка эксгумировали. Скелет, после долгой волокиты, перезахоронили у села Капуливка, а череп Сирка доставили в Москву, в мастерскую известного академика Герасимова, занимавшегося реконструкцией портретов исторических личностей по их черепам и костным останкам. Академик сделал свое дело, а безголовые останки Сирко продолжали лежать на берегу речки Чертомлык, поскольку никто не думал возвращать череп героя-атамана в предназначенное ему место.

В августе 2000 года, на рубеже тысячелетий, прах Сирка воссоединился с черепом. Специалисты из Днепропетровского университета провели уникальное подзахоронение, для чего им пришлось делать подкоп под холм, где установлен памятник герою и под которым покоились, забетонированные сверху, останки запорожского атамана.

Далекие потомки запорожцев наконец-то свершили христианский поступок по отношению к ревнителю и защитнику православия – Ивану Сирку.

материал: А.Марин (Корнев), А.Серба
подготовил: Антон Волошин

Иван Дмитриевич Сирко (около 1610 — ум. 1680) — кошевой атаман Запорожской Сечи. За период пребывания в должности атамана провел 54 больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побежденным.
Рождение Сирко

Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (Харьковской области). По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов». Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.

Великий характерник
Самым знаменитым и могущественным характерником был атаман Иван Сирко. «Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…» Запорожцы говорили, что равного Сирку в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом. Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только мелькнул ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля. Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов. Он завещал казакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы. Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Казаки верили: где рука — там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. В одном предании Сирко даже назван Сирентием Праворучником. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи. А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

Брак казака Сирко
Старые характерники предостерегали Серко от брака, но тот не послушал. Он встретил женщину, которая стала настоящей отрадой для кошевого атамана. Враги знали его, как оборотня, но жена и дети знали его, как любящего мужа и заботливого отца. Тело его было воином, а душа атамана - раздвоилась: в семье - один, а в бою - другой.

Спасение Москвы
Легенда о том, что рука Ивана Сирко помогла победить французов в Отечественной войне 1812 года. Когда русская армия стояла под Бородино, казак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную правую руку атамана Сирко. Дело в том, что семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. И, поразмыслив, Кутузов отправил казаков за рукой Сирко. Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его казаки и, наконец, все-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала Кутузова. Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и французы ушли из русской столицы. Судьба войны была решена. Так Иван Сирко помог русской армии победить французов.

Полковник Войска Запорожского
На службе у французского короля :
Утверждается, что в 1644 году Богдан Хмельницкий, как военный писарь Войска Запорожского, во время встречи в Варшаве с послом Франции графом де Брежи подписал договор о найме 2 500 казаков в войско французского короля. В октябре 1645 года казацкий отряд Балтийским морем прибыл во французский порт Кале. C 7 сентября 1646 года 2 000 казаков под командованием Хмельницкого, Солтенко и Серко, который командовал к этому времени полком, а также 3 000 польских пехотинцев, участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде крепости Дюнкерк, находившейся в руках испанцев. 11 октября осажденная крепость сдалась. Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и украинского историка казачества Владимира Голобуцкого. Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовало 2400 польских наемников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро.
Участие в восстании Хмельницкого :
Принял участие в восстании Богдана Хмельницкого, также в походах против Турции и крымских татар. В 1654 году, будучи полковником, не захотел принять присягу русскому царю и удалился на Запорожье, но уже 1659 году он выступил сторонником царя, против польского короля. В 1658—1660 годах — винницкий полковник.
В 1659 году, по поручению гетмана Беспалого, совершил знаменитый рейд на ногайские улусы. Этот рейд заставил Крымского хана Мехмеда IV Гирея, позванного гетманом Выговским и разорявшего украинские и русские земли, уйти с Украины, обеспечив казакам возможность лишить власти мятежного гетмана. Послы гетмана Беспалого докладывали в Москве, что «…в Запорожье полковник Серко, собрался с Запорожаны, ходил воевать около Белаго города, и Ногайские улусы, которые кочевали близко Самаринки… и повоевав улусы, пошел было к Киеву на помочь к боярину и воеводам к Василию Борисовичу Шереметеву; и Выговский де, послыша то, послал было для перейму, чтоб Серка к Киеву не допустить, полковника своего Тимоша с войском…, а Серко того Тимоша со всем войском побил, и ушел Тимош к Выговскому только сам третей.»

Кошевой атаман Запорожской Сечи
С 1663 года в течение 12 лет избирался кошевым атаманом Запорожской Cечи. Одержал ряд побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине и близ Умани. Был одним из вдохновителей антипольского восстания на Правобережной Украине в 1664 году. Сохранилось письмо Серко к царю Алексею Михайловичу, написанное в мае 1664 года: «Исполняя с Войском Запорожским службу
вашему царскому пресветлому величеству, я, Иван Сирко, месяца января 8 числа, пошел на две реки, Буг и Днестр, где Божиею милостью и предстательством Пресвятой Богородицы и вашего великого государя счастьем, напав на турецкие селения выше Тягина города, побил много бусурман и великую добычу взял. Оборотясь же из-под турецкого города Тягина, пошел под черкасские города. Услыша же о моём, Ивана Сирка, приходе, горожане сами начали сечь и рубить жидов и поляков, а все полки и посполитые, претерпевшие столько бед, неволю и мучения, начали сдаваться. Чрез нас, Ивана Сирка, обращена вновь к вашему царскому величеству вся Малая Россия, города над Бугом и за Бугом, а именно: Брацлавский и Калницкий полки, Могилев, Рашков, Уманский повет, до самого Днепра и Днестра; безвинные люди обещались своими душами держаться под крепкою рукою вашего царского пресветлого величества до тех пор, пока души их будут в телах»
В 1660, 1664—1665, 1667—1668 годах — полковник Харьковского слободского казачьего полка. В 1667 году совершил поход на Кафу, взяв город и предав его вместе с окрестностями огню. Освободил около двух тысяч невольников и увел с собой татарский полон численностью около 1,5 тысяч человек. В 1668 перешел на сторону Петра Дорошенко, «воевал» украинские города, идя «против бояр и воевод», но в 1670 году порвал с ним. В 1672 году, желая стать гетманом, возглавил оппозицию казацкой старшины против кандидатуры в гетманы Ивана Самойловича, в связи с чем был отправлен в ссылку в Тобольск, но вскоре возвращен на Украину. В 70-х годах организовал ряд успешных походов в Крым.
Колебания Сирко между службой русскому и польскому государству:
Заслуживает внимание мнение Д. И. Яворницкого о колебаниях Серко между службой польскому королю или русскому царю: Переходы Серко от русского царя к польскому королю и обратно нельзя смотреть как на измену одному и верность другому: Серко и все запорожское козачество хотя и признавали над собой протекцию русского царя со времени Богдана Хмельницкого, но все еще, по старой традиции, считали себя людьми вольными и ни от кого не зависимыми, — людьми, которые считали за собой право решать вопросы о мире и розмире с соседними царствами и входить в сношения с близкими и дальними царями и властелинами.

Посмертные скитания
Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Но местные жители уберегли ее, и семьи казаков присматривали за могилой атамана из поколения в поколение. В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим череп атамана изъяли из могилы. Во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом стечении народа, предать его земле обезглавленным было невозможно. Выход нашли самый простой — в гроб положили другой череп, обнаруженный при раскопках того же кургана. А череп атамана для изготовления скульптурного портрета отправили в Москву, в знаменитую мастерскую антрополога М. Герасимова, с целью проведения антропологической реконструкции внешности Ивана Сирко. После этого череп Сирко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году, перед празднованием 500-летия украинского казачества. Но и на этом мытарства не закончились. После празднования юбилея череп Ивана Сирко попал в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал еще семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей. Летом 2000 года, после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то обрел мир и покой.

Легенды
Рассказывали, что Сирко, с наступлением сумерек, превращался в волка и проникал во враждебный лагерь. Он узнавал, где что стоит, как располагаются защитники, и на утро возвращался к казакам, детально рисуя все, что видел. Казаки начинали наступление и всегда побеждали. Напуганные враги рассказывали, что Сирко в разгар боя мог взлетать в воздух и вызывать ненастье. В страхе, конечно же, глаза велики и каждый видел то, что хотел, но когда вражеские войска слышали, что на них идет кошевой Сирко, то знали - они обречены на поражение. Казаки были убеждены, пока с ними Сирко, то войско будет непобедимым. Именно поэтому на призывы атамана идти в бой они, обычно, отвечали: «Веди нас, мы с тобой до конца!» Сирко владел удивительной силой стратегического предвидения и в совершенстве владел искусством маневрирования в бою.
Казаки рассказывали, что как-то вечером, стоя на берегу Хортицы, Иван Сирко встретился с чертом. Тот соблазнял его славой, золотом и властью. Предлагал ему гетманскую булаву и пожизненный почет побратимов. На все эти искушения нечистого
Сирко только рассмеялся и выстрелил в черта из пистоля. С того времени казаки начали говорить: «Сирко сам черт не страшен!»
Враги решили забрать у атамана его душу - его семью. Сирко имел удивительный нрав. Рассказывали, что на поле боя он заживлял раны своих побратимов, однако свою душевную рану он заживить так и не смог. Невзирая на всю характерницкую и непобедимую силу, Иван Сирко так и не смог пережить смерть своей жены и двух сынов, которые погибли от рук врагов. Сирко был разбит, его село сожгли, семьи у него больше не было, кому в наследство передать свое знание и умение характерницкой силы. Так враги нашли способ, как отобрать у непобедимого воина его душу, а, заодно отобрав у него то, что делало его человеком. В страшном гневе Иван Сирко возвращается на Сечь. Зверь проснулся в атамане. Сирко приказал сзывать поход на турков. На своем пути Сирко не жалел никого. Он выходил на бой к врагам голыми руками, без оружия. Переводы рассказывают, что в бою перед Сирком враги умирали от страха. Сирко приказал пленных не брать, после себя атаман оставлял только пепелища. Но даже тот триумфально победный поход не принес Сирко душевного покоя. Дома его так никто и не ждал. Сирко был убит горем, он начал терять свою силу, душа его раздвоилась, жажда враждебной крови угомонилась и Сирко пожелал умереть. Он ожидал смерти как благословления, но смерть не приходила. Тогда Сирко смастерил себе гроб, сам лег в него и умер (1680).

Завещание атамана Сирка
На смертном ложе Сирко оставил завещание своим побратимам: «Кто семь лет подряд перед Пасхой будет носить на мою могилу землю - получит мою силу». Но, настоящее место захоронения атамана-характерника так и осталось неизвестным. Побратимы хорошо позаботились о том, чтобы тайна их кошевого осталась недоступной для врагов. Именно поэтому Серко несколько раз перезахоранивали, а место его захоронения знали лишь избранные. Казаки так верили в силу своего атамана, что свыше пяти лет гроб с телом Сирко хранился на Сечи. И даже возили ее с собой в военные походы.
Еще одно завещание оставил Сирко побратимам: «Как наступят плохие времена, откройте мой гроб, возьмите мою десницу и идите с ней в бой!». Казаки выполнили завещание кошевое. Они отрезали десницу Сирко и еще двадцать лет возили ее с собой в походы. Когда бой был особенно тяжелым, казаки выставляли десницу атамана на копье и кричали: «Бойтесь басурманы! С нами рука и душа атамана Сирко!» Казаки верили, что десница будет оберегать казаков и Сечь от врагов. Турки рассказывали, что по ночам перед тяжелым боем с казацким войском они видели серого волка, убить которого никто из них не осмеливался. Говорят именно так Сирко после смерти и помогал казакам в походах.

Похожие статьи

  • Упражнения на притяжательные местоимения

    Притяжательные местоимения в английском языке – это местоимения, указывающие на принадлежность предметов или лиц. Притяжательные местоимения делят на два вида: Притяжательные местоимения-прилагательные: my, your, his, her, its, our,...

  • Тренируем суффиксы английских прилагательных

    В данной статье из цикла «» мы рассмотрим 10 основных суффиксов прилагательных в английском языке: -ful, -less, -ous, -al, -y, -ic, -ish, -able, -ive, -ent (10), а также посвятим значительное время отработке этих суффиксов. Упражнения на...

  • Перевод и значение WC в английском и русском языках Почему туалет обозначают буквами wc

    Всем привычные буквы WC на двери туалета ни у кого не вызывают вопросов. Этой надписью обозначаются данные заведения по всему миру. И все же интересно узнать, что означает эта WC? Именно об этом и пойдет речь в статье. Как расшифровывается...

  • Гадание на любовь и отношения онлайн

    3.1 В поисках любви Данный расклад позволит вам взглянуть на личность человека, которому суждено принести в вашу жизнь любовь: какими качествами он или она будет обладать, в какой области будут сосредоточены его/ее профессиональные...

  • Гадание на будущее — узнайте свою судьбу используя обычные карты (расклады)

    Игральные карты – одна из древнейших предсказательных систем, которыми и сегодня пользуются очень многие. Такая колода проще, чем колода Таро, однако, гадание на игральных картах не менее интересно и очень результативно. На них гадают и на...

  • Витамин д для тестостерона

    Витамины для повышения тестостерона для мужчин помогают поднять уровень полового гормона и повысить шансы на успешное зачатие. Для чего именно нужно повышение тестостерона? Как поднять уровень полового гормона тестостерона у мужчин быстро...