K31.2 Стриктура в виде песочных часов и стеноз желудка. Симптомы и лечение пилоростеноза у новорожденных Желудок песочные часы значение фразеологизма

Диагноза «Каскадный желудок» в медицине не существует, но этот термин широко используется врачами-эндоскопистами и рентгенологами. Даже у совершенно здорового взрослого человека желудок периодически может менять свою конфигурацию. Это зависит от ежедневного режима питания, объема потребляемых продуктов, положения тела.

Каскадный желудок – общие сведения

● Голодный желудок похож на плоский мешок с соприкасающимися задней и передней стенками. После приема пищи он уже приобретает колбасовидную форму. Рентгенологи часто наблюдают трансформацию желудка в процессе обследования: в начале он напоминает рог, а после употребления исследуемым полной порции бария (контрастного вещества) становится похожим на крючок. Зачастую изменения формы желудка носят врожденный характер или обусловлены функциональными особенностями желудочно-кишечного тракта.

● Согласно официальной медицинской статистике желудок в форме крючка у здоровых людей отмечается в 80% случаев, в форме чулка – в 9%, в форме рога – 20%. В целом каскадный желудок встречается примерно у 3-5% обследованных пациентов. Давайте вспомним, что означает слово «каскад». Дословно – водопад, который низвергается уступами. На рентгенограмме каскадный желудок выглядит в виде перегиба вокруг своей оси с образованием двух колен: нижнего, суженного в виде трубки и верхнего, расширенного в виде чаши. Желудок как бы приобретает двухуровневую (каскадную) конфигурацию.

● Медицине известны несколько приемов, позволяющих выпрямить каскадную деформацию желудка. Иногда сделать это становится возможным после нескольких наклонов вбок.

● Наряду с существующими физиологическими видами каскадного желудка, последний может быть следствием дуоденита, хронического гастрита, рубцовых осложнений язвенной болезни, холецистита, патологических изменений в кишечнике. Вот почему при обнаружении каскадного желудка, чтобы исключить наличие серьезной патологии, следует провести ФГС (фиброгастроскопию), определить кислотность желудочного сока и повторить через некоторое время рентгеноскопическое исследование.

● Хотя причины, приведшие к изменению нормальной формы желудка, не всегда являются опасными для здоровья и жизни больного, каскадному или желудку в форме песочных часов всегда сопутствуют снижение аппетита, отрыжка, чувство тяжести и переполнения в подложечной области после употребления пищи, тошнота. Этим пациентам народная медицина рекомендует отказаться от тугих ремней и поясов, поднятия тяжестей, продолжительных упражнений, связанных с напряжением брюшного пресса.

● Немаловажное значение при каскадном желудке играет соблюдение диеты (режима питания). Питание должно быть дробным и регулярным – по 4-5 раз в день. Нужно исключить излишне обильную, горячую и соленую пищу. Следует отказаться от рыбных и грибных наваристых супов, крепких мясных бульонов, жареной рыбы и мяса, солений, сала, сдобного теста, консервов, зеленого лука, пирогов, редьки и чеснока. Прием алкоголя даже в минимальных дозах резко стимулирует выделение соляной кислоты в желудке, нарушая защитный барьер слизистой оболочки и вызывая ее отек и повреждения. Запомните одно важное правило: «Алкоголь и здоровый желудок – понятия несовместимые».
Каскадный желудок – консервативная терапия

● Если больной жалуется на изжогу, отрыжку и неприятные ощущения в желудке, дайте ему препараты, нейтрализующие действие соляной кислоты и защищающие слизистую оболочку пищевода: фосфалюгель, маалокс, апрофен, викалин, гастроцепин, алмагель, викаир. Усливает моторику желудка лекарственный препарат церукал.

● Для этих же целей можно применить такой рецепт. Смешайте порошки белой глины (0,5 г), карбоната кальция (0,5 г) и висмута нитрата основного (0,3 г). Полученною смесь растворите в ¼ стакана воды и пейте мелкими глотками четырежды в день.

Каскадный желудок – лечение народными средствами

● На протяжении одного месяца трижды в день пейте по одному стакану свежевыжатого сока белокочанной капусты.

● Варите 20 минут лечебную смесь, состоящую из 500 г меда и пол-литра сока подорожника. Смесь храните в прохладном месте в закрытой посуде (банке). Принимать по две столовые ложки за полчаса до завтрака и вечером перед сном.

● Прокрутите через мясорубку 500 г листьев алоэ и смешайте с 500 г меда, поставьте на водяную баню и разогрейте до 50-60˚С, помешивая периодически. Добавьте пол-литра красного виноградного вина. Поставьте в темное место на 7 дней, иногда встряхивая содержимое.

Принимать лекарство следующим образом:

1-я неделя – по одной чайной ложке за час до еды трижды в день;
- 2-ая неделя – трижды в день по столовой ложке;
- 3-ья неделя – дважды в день по столовой ложке.

● Предварительно измельчив, смешайте одну часть травы чистотела большого, по три части травы тысячелистника обыкновенного, зверобоя продырявленного и цветков ромашки лекарственной. Заварите на два часа две столовые ложки смеси 300 мл кипятка. Пить по 100 мл настоя трижды в день.

● Измельчите и смешайте в равной пропорции траву тысячелистника, цветки ромашки, листья мяты и цветки липы. Прокипятимте 10 минут две чайные ложки сбора в 300 мл кипятка, дайте настояться два часа. После фильтрования принимайте отвар трижды в день по полстакана.

● Возьмите по 4 ст. ложки травы зверобоя, листьев подорожника, травы сушеницы, 2 ст. ложки травы спорыша, по одной столовой ложке корневищ аира болотного, листьев мяты перечной, цветочных корзинок тысячелистника и одну десертную ложку плодов тмина. Заварите 3 ст. ложки смеси 500 мл кипятка и дайте настояться в термосе 20-30 минут. Принимать в теплом виде при каскадном желудке с повышенной и нормальной кислотностью по 100 мл через полчаса после приема пищи 4 раза в день.

Будьте здоровы, дай вам Бог!!!

«Свойства фразеологизмов» - (Опытный человек). Свойства и источники фразеологизмов. Какими свойствами обладают фразеологизмы? Что такое фразеологический оборот? Итоги урока. Выборочное письмо. Источники фразеологизмов. Вставить пропущенные компоненты фразеологизмов. Объясните значение фразеологизмов. Фразеология. Свойства фразеологизмов.

«Медицинские услуги» - Система «Учет экономических показателей в ЛПУ “МИК-МЕДИЦИНА”». Наглядное представление наблюдений состояния пациента. Парус-медицина. Формирование плана лечения и проверка истории болезни пациента по МЭС. Учет запасов лекарств и срока годности (больничная аптека). Экг. В систему встроена поддержка Медико-Экономических Стандартов (МЭС) по нозологиям.

«Медицинская психология» - Исследование возрастной клинической психологии. Исследование типов личности пациентов, определяющих реакцию пациента на болезнь. Изречения великих людей: Изучение изменения отдельных психических функций при соматических ипсихических заболеваниях. Психосоматические заболевания: Задачи медицинской психологии:

«Животные во фразеологизмах» - Естественно, что и многие фразеологизмы английского языка связаны с животными. Данная работа является попыткой произвести сравнительный анализ английских и русских пословиц, в которых употребляются названия животных. Пословицы и поговорки являются одним из видов фразеологизмов. Книжные фразеологические обороты.

«Фразеологизмы» - Бить шпагой по воде. Фразеологические сращения (имеют немотивированное значение). Исконно русские фразеологизмы. Быть занятым как пчела. Фразеологизмы, заимствованные из других языков (античная мифология и так далее). Разговорная фразеология. Фразеологизмы имеют закрепленный порядок слов. Плавать в изобилии.

«Медицинская сестра» - Сегодня существует острая нехватка медицинских сестер. Медицинская сестра – нужная профессия. Факты. 12 мая отмечается Всемирный день медицинской сестры. Образование. Срок обучения. Работа медицинской сестры связана с высокой ответственностью и стрессом. Место учебы. Общепрофессиональные умения и навыки.

Двухполостной желудок, hourglass contraction of stomach

Версия: Справочник заболеваний MedElement

Стриктура в виде песочных часов и стеноз желудка (K31.2)

Гастроэнтерология

Общая информация

Краткое описание


Стриктура желудка в виде песочных часов - желудок, имеющий сужение посередине. Обычно такое сужение вызвано сокращением ткани в результате рубца, оставшегося после язвы.

Примечание. Из данной подрубрики исключены:
- Желудок в виде песочных часов врожденный (Q40.2);
- Сужение желудка в виде песочных часов (K31.8).

Этиология и патогенез


Стриктура желудка в виде песочных часов является осложнением язвенной болезни желудка. Рубцевание язвы, локализующейся на середине малой (иногда - большой) кривизны (медиогастральная язва), может привести к рубцовому стенозуСтеноз - сужение трубчатого органа или его наружного отверстия.
- перехвату на протяжении канала тела желудка. При этом формируется двуполостной желудок, имеющий вид песочных часов. Верхний мешок более объемный, поскольку фундальныйФундальный - относящийся к дну какого-либо органа (чаще желудка).
отдел желудка и его свод в норме склонны нести резервуарную функцию.
В выраженной форме двуполостной желудок имеет вид большого кардиального мешка, который посредством узкого канала сообщается с малым пилорическим мешком.
К образованию желудка в виде песочных часов может привести перивисцеритПеривисцерит - воспаление ткани, окружающей внутренний орган.
, то есть переход воспаления с серозной оболочки желудка при язвенной болезни на соседние органы с возникновением спаек.

Некоторые авторы в качестве разновидности желудка в виде песочных часов описывают так называемый "каскадный желудок". При этой форме желудка рубцовое стяжение исходит из задней стенки желудка, вследствие чего возникает перегиб нисходящей части желудка кзади. При наполнении такого желудка вначале заполняется кардиальная часть и только при определенном уровне ее заполнения контрастная смесь переливается широким потоком, как бы каскадом, в нижнюю часть желудка.

Эпидемиология

Возраст: преимущественно зрелый и пожилой

Признак распространенности: Крайне редко

Соотношение полов(м/ж): 0.5


Стриктура желудка в виде песочных часов - встречается редко (по некоторым данным, преимущественно у женщин).

По некоторым данным, до 3% всех пациентов, обследованных радиологически, имели деформацию желудка в виде песочных часов до начала применения эрадикационных схем терапии. С развитием противоязвенной терапии случаи выявления становятся единичными.

Факторы и группы риска


- пожилые пациенты;
- хроническое, рецидивирующее течение язвенной болезни желудка;
- большие и/или множественные язвы в области тела желудка.

Клиническая картина

Клинические критерии диагностики

Диспепсия, отрыжка, рвота, регургитация, боли в эпигастрии, связанные с приемом пищи.

Cимптомы, течение


При стриктуре желудка в виде песочных часов симптоматика напоминает таковую при гипертрофическом пилоростенозе (см. - K31.1), но с более выраженным "язвенным" компонентом.


Характерные проявления:
- чувство переполнения желудка;
- боли в эпигастрии, связанные с приемом пищи;
- диспепсия;
- рвота;
- отрыжка;
- регургитация.
Наряду с перечисленными проявлениями отмечаются истощение, обезвоживание и признаки потери электролитов.

Симптоматика варьирует в зависимости от степени (выраженности) рубцового сужения, остроты язвенного процесса, нарушений моторики желудка, развивающихся процессов брожения и гниения в желудке.

В некоторых случаях на поверхности живота в проекции желудка наблюдается и/или одновременно пальпируется отчетливое округлое образование, возникающее после приема пищи.
Аускультативно определяется шум плеска.
При перкуссии над различными участками желудка отмечается качественно различный звук; данное проявление имеет постоянный характер.

Диагностика


1. Рентгенологическое исследование с контрастированием: картина желудка в виде песочных часов сочетается с отчетливо видимой язвенной нишей. Контуры желудка принимают очертания буквы В. Признаки язвы лучше выявляются при исследовании больных в вертикальном положении в косых и боковой проекциях.
В
области рубцового поражения желудок имеет неровные, волнистые контуры. Продольные складки, как правило, не прослеживаются. В отличие от раковой деформации, отсутствуют признаки обрыва складок, а глубина рубцового втяжения превышает его протяженность по контуру желудка.
Опорожнение замедляется.

2. ФГДСФГДС - фиброгастродуоденоскопия (инструментальное исследование пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью волокнооптического эндоскопа)
-
определяются язвенно-рубцовые поражения наряду с деформацией тела желудка, при отсутствии признаков пилоростенозаПилоростеноз - сужение привратника желудка, затрудняющее его опорожнение
.

3. УЗИ - позволяет визуализировать форму желудка, остаточную жидкость, оценить перистальтику, однако не способно визуализировать язвенные дефекты.

Лабораторная диагностика


Специальных тестов, свидетельствующих о наличии или отсутствии стриктуры желудка в виде песочных часов, не существует.


Лабораторная диагностика может проводиться для:
- выявления этиологии процесса (язвенная болезнь желудка);
- проведения дифференциальной диагностики (серологические исследования на сифилис, онкомаркеры, биопсия слизистой);
- определения наличия и выраженности изменений гомеостазаГомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости) и устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и т.д.) организма.
(анемия, дегидратация, гипокалиемия, гипохлоремия, алкалозАлкалоз - форма нарушения кислотно-щелочного равновесия в организме, характеризующаяся сдвигом соотношения между анионами кислот и катионами оснований крови в сторону увеличения катионов
, гипопротеинемия).

Дифференциальный диагноз


Осуществляется дифференциальная диагностика стриктуры желудка в виде песочных часов со следующими заболеваниями и состояниями:

Сифилитическая деформация желудка;
- опухоль желудка;
- заворот (перекрут) желудка;
- врожденная деформация желудка;
- перистальтика желудка в виде песочных часов;
- состояние после операции бандажирования желудка;
- пострезекционные изменения желудка;
- пилоростеноз;
- сегментарная гипертоническая перетяжка;
- гипотонически удлиненный желудок;
- каскадный желудок;
- фиксированная кардиофундальная грыжа пищеводного отверстия диафрагмы;
- перивисцерит с образованием спаек.

Осложнения


- перфорацияПерфорация - возникновение сквозного дефекта в стенке полого органа.
;
- пенетрацияПенетрация - осложнение язвенной болезни в виде распространения инфильтративно-деструктивного процесса (проникновение с разрушением) из желудка или двенадцатиперстной кишки в толщу соседнего органа - печени, поджелудочной железы, сальника
;
- малигнизацияМалигнизация - приобретение клетками нормальной или патологически измененной ткани (например, доброкачественной опухоли) свойств клеток злокачественной опухоли.
;
- кровотечение;
- гипотрофияГипотрофия - расстройство питания, характеризующееся различной степенью дефицита массы тела
;
- анемия;
- дегидратация;
- нарушение водно-электролитного состава и кислотно-щелочного состояния.

Лечение за рубежом

АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОЗЫБКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методический проект

«Интегрированный урок-исследование по русскому языку и культуре речи

«Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения»»

Специальность: 060501 «Сестринское дело», 060101 «Лечебное дело».

Курс: II

Дисциплина: ОГСЭ.05. «Русский язык и культура речи».

Раздел III : Лексика и фразеология.

Форма проведения: урок – интегрированное исследование.

преподаватель русского языка и литературы Пинчукова Е.В.

Новозыбков 2013

Методический проект награжден дипломом второй степени в межрегиональном конкурсе «Лучший преподаватель среднего медицинского образовательного учреждения 2014 года» (Брянск, Новозыбков, Калуга, Липецк, Елец).

Тема: «Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения»

Тип занятия: интегрированный урок-исследование;

Вид занятия: урок – объяснение нового материала;

Время проведения: 2 часа (90 минут);

Место проведения: кабинет русского языка и литературы.

Мотивационное обоснование : актуальность занятия заключается в формировании компетенций, необходимых при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника и для полноты владения языковым и культурным богатством.

Цели занятия:

Цель образовательная:

    Познакомиться с медицинскими фразеологизмами и крылатыми выражениями о медицине;

    Рассмотреть область их применения в науке, литературе, живописи.

Цель развивающая:

    Прививать и развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;

    Развивать умение анализировать и систематизировать изучаемый материал, применять его в речевой практике для выразительности и красоты речи;

    Развивать аналитические способности учащихся при работе с таблицей;

    Развивать умения и навыки владения языковым и культурным богатством.

Цель воспитательная:

    Прививать гордость за выбранную профессию медицинского работника.

    Прививать любовь и интерес к общечеловеческим ценностям.

Оснащение занятия:

    Большая медицинская энциклопедия;

    Учебник «Пропедевтика внутренних болезней» под ред. В.Т. Ивашкина, В.К. Султанова «Пропедевтика внутренних болезней»;

    Словари «Латинские крылатые слова» под. ред. В.Т. Бабичевой, Я.М. Боровского;

    Выставка альбомов по живописи из серии «Великие музеи мира»;

    Компьютерные презентации;

Интеграционные связи : фразеология, стилистика, латинский язык, литература, живопись, основы патологии.

    Оргмомент.

Слово преподавателя : Здравствуйте, ребята. Дежурный, доложите о готовности группы к занятию (рапорт дежурного).

Сегодня мы проведем интегрированный урок-исследование «Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения».


Цель нашего интегрированного урока-исследования – на основе полученных на I курсе общих сведений по фразеологии доказать гипотезу : « Медицинские фразеологизмы, несмотря на образную природу, отражают точные клинические признаки заболеваний и синдромов, а крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды науки и искусства последующих веков».

Рембрант Харменс ван Рейн

(1606 – 1669)

«Ученый в кабинете»

Какие же задачи мы должны решить для доказательства данной гипотезы?

Задачи I этапа исследования:

Задачи II этапа исследования:

1

Используя слайды презентации, исследовать клинические признаки заболеваний и синдромов, на основе которых сложились данные медицинские фразеологизмы (под контролем врача, преподавателя профессионального модуля ПМ-02 «Участие в лечебно-диагностическом процессе» Зубковой М.В.).

1

Познакомиться с историей возникновения крылатых выражений о медицине при помощи «Словаря латинских крылатых слов» под.ред. Бабичева Н.Т., Боровского Я.М. и др.

2

Изучить отдельные статьи БМЭ и учебника В.Т. Ивашкина, В.К. Султанова «Пропедевтика внутренних болезней» для проверки правильности предположений.

2

Рассмотреть область их применения в науке, литературе, живописи, используя серию «Великие музеи мира» и др.

3

Внести в таблицу «Медицинские фразеологизмы» результаты наблюдений для структуризации полученных знаний и подтверждения гипотезы .

Актуальность интегрированного урока-исследования заключается

в формировании компетенций, необходимых при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника и для полноты владения языковым и культурным богатством.

Теодор Ромбоутс

(1597- 1637)

«Зубодер»

В чем же необычность нашего занятия? Это соединение интеграции (русского языка с медициной, латинским языком, литературой, живописью) и исследования.

Проиллюстрируем виды работы двух этапов интегрированного исследования.

Демонстрация к I

Посмотрите на экран.

Гиппократ

(ок. 460 г. до н.э. – 377-356 до н.э.) Лицо Гиппократа

Назовите медицинский фразеологизм («Лицо Гиппократа»). Как вы думаете, на основе каких клинических признаков возник данный фразеологизм? (Запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, с синюшным оттенком и покрытая каплями холодного пота кожа лица).

Обратимся к эксперту за помощью для подтверждения правильности наших предположений и установления названий заболеваний и синдромов, при которых проявляется данный симптом?

Слово эксперта.

Демонстрация ко II этапу интегрированного исследования:

На примере афоризма древнеримского поэта Овидия –

Amor non est medicabilis herbis Любовь травами не лечится, нет лекарства от любви (Овидий, «Героиды», V , 149)

Публий Овидий Назон

(43г.до н.э.–17–18г.н.э.)

Покажем различные области его применения. Этот афоризм использован великим русским поэтом А.С. Пушкиным:

Вот здесь лежит больной студент,

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент –

Болезнь любви неизлечима!

(А.С. Пушкин, юношеское стихотворение)

А вот другая область его применения – живопись.

Ян Стен

(1626-1679)
«Любовный недуг»

На картине голландского живописца 17 века Ян Стена «Любовный недуг» изображена молодая женщина, в изнеможении сидящая у стола, опершись одной рукой на подушку, а другую подав доктору, считающему пульс. В руке у «недужной» листок бумаги, на котором написан уже знакомый нам афоризм Овидия: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь» .

Но самая важная, на мой взгляд, сфера применения крылатых выражений и медицине – ваша речевая практика. Пусть слова великого римского сатирика Ювенала, которые я прочту на латинском и русском языках, послужат вам напутствуем как к сегодняшнему уроку, так и ко всей жизни медицинских работников:

Ювенал

(ок.60 – ок.127 г.до н.э.)

Orandum est ut sit mens sana in corpore sano.

Fortem posce animum, morte terrore carentem,

Qui spatium vitae extremum inter munera ponat

Naturae, qui ferre queat quos cumque labors,

Nesciat irasci, cupiat nihil et potiores

Herculis aerumnas credat saevosque labores

Et Venere et cenis et pluma Sardanapalli.

(Ювенал, «Сатиры», Х)

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,

Что почитает за дар природы предел своей жизни,

Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, -

Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,

Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса

Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапалла.

    Первый этап исследования (работа с медицинскими фразеологизмами).

Преподаватель: Посмотрите на экран. Рассмотрим и проанализируем клинические признаки заболеваний и синдромов, на основе которых сложились данные медицинские фразеологизмы

Учащиеся под контролем эксперта

    называют медицинские фразеологизмы, их клинические признаки;

    изучают отдельные статьи БМЭ и учебника В.Т. Ивашкина, В.К. Султанова «Пропедевтика внутренних болезней» для проверки правильности предположений;

    вносят в таблицу «Медицинские фразеологизмы» результаты наблюдений для структуризации полученных знаний (работа проводится с каждым медицинским фразеологизмом отдельно)

Лицо Корвизара Львиное лицо


Бычье сердце Воротник Стокса

Голова Медузы Грудь сапожника


Гусиная печень Желудок «песочные часы»


Мускатная печень Бейби-блюз

Печеночные ладони Сосудистые звездочки

Тигровое сердце Заячья губа

Колено священника Мраморная бледность

Медицинские фразеологизмы

Клинические признаки

Заболевания, синдромы

Лицо Гиппократа

Запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, покрытая каплями холодного пота кожа лица

Тяжелые заболевания органов брюшной полости (перитонит, перфорация язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и др.)

Лицо Корвизара

«Сердечное лицо», обрюзгшее лицо с сонным взглядом, акроцианозом на фоне бледно-желтой кожи, багровыми, несколько выпяченными губами и постоянно полуоткрытым ртом

Сердечная декомпенсация (хроническая сердечная недостаточность)

Львиное лицо

Бугорчато-узловатое утолщение кожи под глазами и над бровями

Проказа (лепра)

Бычье сердце

Увеличение сердца до 600-800 граммов

Гипертрофия сердца при пороке

Тигровое сердце

Сердце, на разрезе которого под эндокардом, в особенности на сосочковых и гребенчатых мышцах, различимы тонкие желто-белые полоски, напоминающие тигровую шкуру

Жировая дистрофия миокарда

Мускатная печень

Печень уплотнена и на разрезе напоминает мускатный орех

Венозная гиперемия

Кофейной гущи рвота

Наличие крови в рвотных массах

Язва желудка

Воротник Стокса

Отек шеи, а иногда и лица, рук, верхней части груди и области лопаток, сопровождающийся набуханием кожных вен

Сдавление верхней полой вены при опухоли средостения

Голова медузы

Извитые расширенные подкожные венозные сосуды передней брюшной стенки

Портальная гипертензия

Грудь сапожника

Воронкообразная грудная клетка; западение грудины и ребер, сопровождающееся различными функциональными нарушениями дыхательной и сосудистой систем

Врожденный порок развития

Гусиная печень

Увеличенная в размерах печень однородно-желтого цвета

Резкая степень жировой дистрофии

Лицо восковой куклы

Лицо слегка одутловатое, бледное, с желтоватым отеком и слегка просвечивающей кожей

Анемия Аддисона-Бирмера

Мраморная бледность

Резкая бледность кожных покровов новорожденных

Гемолитическая болезнь новорожденных

Сосудистые звездочки

Слегка возвышающиеся над поверхностью кожи ангиомы, от которых лучеобразно разветвляются мелкие сосудистые веточки

Цирроз печени

Печеночные ладони

Разлитая ярко-красная диффузная окраска ладоней

Цирроз печени

Желудок «песочные часы»

Двуполостной желудок в виде «песочных часов»

Язва желудка

Заячья губа

Верхняя губа разделена расщелиной, разрывом, который доходит почти до носа, приоткрывает передние зубы и делает ротик малыша похожим на заячий

Патология формирования человеческого эмбриона

Итоги первого этапа исследования: медицинские фразеологизмы, несмотря на образную природу, отражают точные клинические признаки заболеваний и синдромов (итоги подводятся учащимися и их правильность подтверждается экспертом. Следовательно, первое положение гипотезы подтверждено).

    Второй этап исследования (работа с крылатыми выражениями).

    Знакомство с результатами самостоятельных исследований творческих групп учащихся (сообщения-презентации об истории возникновения крылатых выражений о медицине и области их применения):

    Ars longa , vita brevis est - Искусство долговечно, жизнь коротка

    Bene dignoscitur , bene curator - To , что хорошо распознается, хорошо лечится;

    Contraria contrariis curantur - Противоположное лечится противоположным;

    Omnium profecto artium medicina nobilissima - Из всех искусств, безусловно, медицина - самое благородное искусство

    Исследование истории возникновения крылатых выражений о медицине и области их применения (работа со «Словарем латинских крылатых выражений» и серией «Великие музеи мира»).

Исследуются крылатые выражения, содержащие советы медикам:

    Alliis inserviendo consumor

Светя другим , сгораю ;

(Надпись под свечой как символ самопожертвования,

приводившаяся в многочисленных изданиях популярных в Европе

с XVI века собраний символов и эмблем. Такая книга на русском языке впервые напечатана по распоряжению Петра I в 1705 году в Амстердаме, а в 1719 году издана в Петербурге. Из этих книг черпались гербы и девизы. В XIX века эта книга в России не была забыта – у Аксакова в «Детстве Багрова-внука» герой учился по ней чтению, ее читал у Тургенева в «Дворянском гнезде» мальчиком Лаврецкий).

    Medice , cura te ipsum – Врач, исцелися сам

Евангелие от Луки, 4, 17 (В клинике при входе был вделан в стену крест с надписью per crucem ad lucem – через крест к свету. Несколько далее стояла на другой стене надпись: Medice , cura te ipsum (врачу, исцелися сам). Н.И. Пирогов, из «Записок старого врача»).

    Medicus curat , natura sanat – Врач лечит, природа излечивает афоризм древнегреческого врача и естествоиспытателя Гиппократа

    Praesente medico nihil nocet – в присутствии врача ничто не вредно.

Медицинский афоризм. (Пошел! В Стрельну! И выпьем там на «ты». Ты замечательный извозчик! Ну-с, господа, благословимся еще по одной! - Praesente medico nihil nocet ! И.А. Бунин, [Заметки], СС, т.9, с.355).

Внушай больному надежду на хорошее;

    Medica mente , поп medicamentis

Лечи умом, а не лекарствами!

    Medice, cura aegrotum, sed non morbum -

Врач, лечи больного, а не болезнь –

Медицинские афоризмы

Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя: «Какие крылатые выражения о медицине вспоминаются вам, когда вы смотрите на эти картины?», «Какие крылатые выражения о медицине вы бы вложили в уста героев картин?» и др.

Рембрант Харменс ван Рейн

(1606-1669)

«Урок анатомии доктора Тюльпа»

Микеланджело Меризи да Караваджо

(1571-1610)

«Зубодер»

и другие картины мастеров мировой живописи.

Рассмотрим различные стилистические сферы употребления крылатых выражений о медицине и медицинских фразеологизмов. Сравните фразеологизмы: В час по чайной ложке (разг.) - маска Паркинсона (книж.) и крылатые выражения: Одно лечишь, другое калечишь (разг.) и Врачу, исцелися сам! (книжн.); синонимичность и антонимичность фразеологизмов и крылатых выражений о медицине – напр., Medica mente , поп medicamentis – Лечи умом, а не лекарствами!

Medice , cura aegrotum , sed non morbum - Врач, лечи больного, а не болезнь (син.)

Итоги второго этапа исследования: крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды науки и искусства последующих веков (итоги подводятся учащимися и преподавателем. Следовательно, второе положение гипотезы тоже подтверждено).

Слово учителя:

- Итак, цель нашего интегрированного исследования достигнута.

Домашнее задание:

    Написать эссе-исследование «Какой медицинский фразеологизм кажется мне самым образным и самым точным?»

    Выучить наизусть 5 любимых крылатых выражений о медицине.

Медицине известно много терминов. Одним из таких является каскадный желудок. Такая патология не относится к заболеваниям и практически не мешает вести полноценную жизнь пациенту. Выявляется аномалия во время эндоскопического или рентгенологического исследования. В течение всего времени орган может изменять форму в зависимости от того, сколько человек употребляет пищи.

Под каскадным желудком принято понимать аномалию, которая характеризуется перегибом желудка. Такой тип деформации бывает двух видов: врожденным и приобретенным. Диагностируется у 5% пациентов.

Когда человек находится в голодном состоянии, желудок напоминает плоский мешочек. В этот момент задняя и передняя стенка соприкасаются друг с другом. Как только орган наполняется, он приобретает выпуклую и продолговатую форму.

Во время рентгеновского исследования можно увидеть, как орган преобразовывается из роговидной формы в крючковидную после наполнения его контрастным веществом.

По снимку каскадный желудок выглядит следующим образом. Орган имеет перегиб вокруг своей оси. На фоне этого образуется 2 колена: нижнее в виде трубки и верхнее в виде чаши. На передней проекции видно, что свод располагается ниже, чем положено, то есть на уровне привратника.

Причины появления каскадного желудка

Каскадный желудок формируется по двум причинам: врожденным и приобретенным. Привести к появлению патологии могут:

  • воспалительные процессы в желудке;
  • энтероколит;
  • язвенное поражение;
  • воспаление в двенадцатиперстной кишке;
  • воспаление в желчном пузыре.

Если во время диагностических мероприятий причину выявить не удалось, то значит патология имеет функциональный тип. Одним из распространенных факторов считается давление желудка со стороны кишечного канала. Пищеварительный тракт увеличивается в размерах при повышенном газообразовании.

Каскадный желудок образуется при нахождении организма в постоянном стрессовом состоянии.

Данный патологический процесс возникает не только у взрослых, но и у детей. Чаще всего орган необычной формы образуется еще в утробе матери. Поэтому болезнь принято называть врожденной. Диагностируют при помощи ультразвукового исследования. После рождения малышу делают рентгенографию, где диагноз подтверждается.

На снимке видно, что желудок напоминает карманы. Такой вид деструкционного изменения вызывает у грудничка частые срыгивания и рвоту. Такое явление происходит из-за того, что пища не может угодить в привратник, а потому выходит обратно. Обычно патология исчезает само собой после достижения 6 месяцев.

Клиническая картина

Симптоматическая картина напоминает другие заболевания. Определить тип аномалии самостоятельно сложно. В решении проблемы поможет только врач и тщательное обследование.

Симптомы перегиба желудка проявляются в следующем:

  • ощущением тяжести в области желудка после приема пищи;
  • тошнотой;
  • понижением аппетита без весомой причины;
  • рвотными позывами;
  • неконтролируемой потерей веса.

Если такие симптомы возникают часто, то это повод обратиться к доктору. Если деформация имеется, то врач даст несколько рекомендаций.

Диагностические мероприятия


Как только появились симптомы каскадного желудка, гастроэнтеролог назначает обследование. Первым делом осуществляется фиброгастродуоденоскопия. Во время процедуры производится забор желудочного сока для определения уровня кислотности.

После этого назначается рентгенологическое исследование. Сначала осуществляется оценка состояния слизистой оболочки. Кроме этого, устанавливается тонус двенадцатиперстной кишки и газового пузыря.

Нужно брать во внимание и то, что газовый пузырь имеет различную форму. Это объясняется разным количеством газов, которые скапливаются в кардиальном участке желудочной полости.

Во время проведения рентгенограммы контрастное вещество попадает под газовый пузырь. Таким образом можно с высокой точностью исследовать нижнюю часть органа. Чтобы получить верный результат, нужно строго придерживаться всей техники.

Во время исследования врач делает несколько снимков. Обязательно сопоставляются рентгенологические признаки рака желудка. При выявлении выпуклостей доктор заостряет внимание и рассматривает эту зону более тщательно. Газовый пузырь желудка на рентгене не будет заполнен жидкостью. При этом контрастное вещество распространиться по всей верхней части органа.

Лечебные мероприятия


После того как сделана рентгенограмма рака желудка, доктор подбирает более подходящую тактику лечения. Если обнаружен каскадный желудок, лечение заключается в выполнении некоторых рекомендаций и специальных упражнений. Это поможет постепенно избавиться от загиба. Но процесс будет длительным.

Чтобы лечение было эффективным, необходимо использовать следующие методики.

  1. Пациенту с перегибом желудка нужно регулярно выполнять одно упражнение. Оно заключается в выполнении наклонов в правую и левую сторону.
  2. При каскадном желудке в форме песочных часов стоит на время лечения отказаться от любых физических нагрузок. Запрещается носить тяжелые сумки и пользоваться тугими ремнями.
  3. Лечение при язве и гастрите заключается в применении медикаментов, если патологии сопровождаются неприятными признаками в виде отрыжки, изжоги и болезненных ощущений. Также рекомендуется прием обезболивающих средств.
  4. При раке проводится химиотерапия. При более тяжелой стадии осуществляется оперативное вмешательство. После этого орган должен постепенно сам принять первоначальную форму.
  5. После рентгена и постановки диагноза необходимо строго соблюдать диету. Стоит питаться до 5–6 раз в сутки. При этом перерывы между приемами должны быть 2–3 часа. После употребления еды человек должен чувствовать легкий голод. Из рациона исключаются жирные и жареные блюда, специи и пряности, копчености и соления. Категорически запрещены газированные и спиртные напитки.
  6. Правильное меню основывается на употреблении тушеных, отварных и паровых блюд. Еда должна быть легкой, при этом богата клетчаткой, белками и углеводами.

В качестве дополнительного метода лечения используются народные рецепты.

  1. В течение 30 дней следует пить капустный сок. Он не только способствует выпрямлению органа, но также заживлению слизистой оболочки и нормализации пищеварительного процесса.
  2. Для приготовления средства понадобится 500 г алоэ и меда. Компоненты соединяются между собой и подогреваются на водяной бане. Чтобы не образовалось комочков, смесь следует регулярно помешивать. После этого состав должен настояться еще в течение 7 суток. Принимать по 1 чайной ложке три раза в день.
  3. Хороший эффект оказывает отвар на основе липы, ромашки, мяты и тысячелистника. Время приготовления — 10 минут. Употребляется лекарство 3 раза в день.
  4. В равном соотношении перемешивается мед и подорожник. Полученный состав подогревают на плите в течение 15 минут. Пьется утром на голодный желудок и вечером перед отходом ко сну.

Лечение народными средствами проводятся до тех пор, пока не исчезнет симптоматика, и желудок не примет первоначальное положение.

Профилактические мероприятия

Приобрести каскадную форму желудок в любой момент в течение всей жизни. Причина может иметь патологический или функциональный характер. Если речь идет о детях, то возможно аномалия имеет врожденную форму, а значит сделать с этим ничего нельзя.

Чтобы предотвратить появление данной проблемы, необходимо придерживаться некоторых профилактических мероприятий.

  1. Регулярно обследоваться у врача. Диагностика должна повторяться 1-2 раза в год.
  2. Если у пациента развились гастрит, язва или другие воспалительные процессы, нужно своевременно проходить лечение. Использовать самостоятельно медикаменты и народные средства запрещается, так как это может привести к осложнениям.
  3. Избегать стрессовых ситуаций. При регулярных депрессиях рекомендуется пить успокаивающие препараты растительного происхождения.
  4. Придерживаться правильного питания. Рацион должен состоять из овощей, фруктов, диетического мяса и рыбы, круп и супов. Полностью стоит отказаться от фаст-фуда, полуфабрикатов, жирных и жареных блюд.

Если пациента регулярно беспокоят неприятные симптомы, то лучше обратиться за помощью к доктору. Определить патологию поможет рентген и фиброгастродуоденоскопия.

Похожие статьи

  • К чему снятся мертвые или живые куры

    Курица в виде живой птицы во сне — наяву это символ девушки или женщины. Иногда такой женщине присуща одна из характеристик — заботливая мама; женщина, любящая подолгу болтать, либо «кудахтать о других»; пугливая женщина; симпатичная...

  • Приснились пчёлы, расшифровка сновидения

    Ни для кого не является секретом, что пчела олицетворяет трудолюбие, расторопность, хлопотливость, усердие, бережливость и экономию. Ведь неслучайно про трудолюбивого человека в народе говорят «трудится, как пчелка», а многие банки...

  • К чему снится ругань с начальством

    Видеть во сне директора – к тому, что ваше желание исполнится. Приснившийся директор школы, естественно, предвещает неприятный вызов классного руководителя вашего ребенка. Говорить с директором фирмы – сможете занять руководящий...

  • Понятие о бессознательном, проблема бессознательного в психологии

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым...

  • Тест смил (mmpi) - образец интерпретации У меня бывают странные и своеобразные переживания

    Тест СМИЛ (mmpi). Ответы и ключи на вопросы. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - методика, созданная в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли в университете Миннесоты. MMPI —...

  • Чебоксарский кооперативный институт (ЧКИ РУК): адрес, факультеты, отзывы

    23.07.2015 В Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации прием документов от поступающих осуществляется по 9 направлениям бакалавриата, 8 направлениям магистратуры и 11 специальностям среднего...