Что такое бессознательное. Понятие о бессознательном, проблема бессознательного в психологии

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще - врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты).

В.И. Овчаренко

Бессознательное (Шапарь)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - 1) Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. 2) Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.

Бессознательное (Грицанов)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

Одну из самых влиятельных теорий бессознательного в начале XX в. создал выдающийся австрийский психиатр и невропатолог Зигмунд Фрейд. Его теория — психоанализ — была направлена на познание психического через бессознательное. Считалось, что в психике человека существуют три сферы: сознательное, подсознательное и бессознательное. Фундаментом психики является бессознательное. Оно состоит из совокупности неосознанных влечений и инстинктов, важнейшими из которых являются инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос), а также с определенной информацией, которая из-за цензуры со стороны сознания вытеснена из сознательного в бессознательное. Эта информация не потеряна, однако вспомнить ее невозможно. Следы вытесненных травмирующих переживаний образуют в сфере бессознательного такой участок, который вызывает невротические симптомы. Второй сферой психики человека, по 3. Фрейду, является подсознательное, которое сродни хранилищу памяти, к которому сознание может обращаться, чтобы выполнять свои функции. Третьей сферой психики является сознательное – незначительная часть нашей психики, которая содержит то, что мы чувствуем и переживаем в определенный момент времени.

Сознательное, подсознательное и бессознательное в психике человека находятся в постоянной взаимосвязи, все они . С одной стороны, социально неприемлемая информация, которая не может реализоваться в открытом поведении, вытесняется из сферы сознательного в бессознательное. С другой стороны, социальные и моральные нормы сознания постоянно накладывают свои запреты на влечения и инстинкты бессознательного. Если взаимодействие между сознательным и бессознательным принимает форму конфликта, это вызывает неврозы.

По мнению современных ученых, бессознательное — это совокупность психических процессов, состояний и действий, обусловленных явлениями действительности, которые не поддаются контролю со стороны сознания и влияние которых человек не способен зафиксировать. К ним относятся, во-первых, неосознанные механизмы сознательных действий; во-вторых, неосознанные факторы сознательных действий; в-третьих, подсознательные процессы. Под неосознанными механизмами сознательных действий видят действия, которые совершаются механически, например, навыки, установка, непроизвольные движения, мимика, пантомимика. Эти неосознанные механизмы выполняют различные функции: помогают реализации сознательных действий, настраивают человека на их выполнение, сопровождают сознательные действия. Неосознанные факторы сознательных действий – это влечения и инстинкты, информация, которая через цензуру сознания вытесняется в бессознательное, различные комплексы человека. К сверхсознательным относятся процессы творческого мышления, озарение, процессы переживания большого горя или значительных событий жизни, кризис чувств, кризис личности и т.д.

Бессознательная сфера психики имеет ряд особенностей: нецеленаправленность, то есть человек не ставит перед собой определенной цели деятельности; немотивированность — непонимание побуждений к деятельности; неконтролируемость — человек не способен контролировать течение самого действия и оценить результат деятельности; нерегулированность — бессознательная деятельность, которая является неупорядоченной; невербализованность — человек не может объяснить свой бессознательный поступок.

Наряду с понятием «бессознательное» в психологии появляется и понятие «подсознательное». Впервые его использовал в 1776 г. E. Платнер как синоним бессознательного. Тенденция к отождествлению этих двух понятий происходит и в современной психологии. Однако, со временем, под подсознательным начали понимать такие психические процессы, состояния и действия, которые мы не осознаем лишь в какой-то определенный момент, хотя они способны заметно повлиять на содержание сознания. С изменением условий они легко могут перейти в сферу сознательного.

Бессознательные явления выполняют важные функции в психике человека. Они участвуют в обработке информации, в основном такой, которая не может быть формализованной. Количество этой информации больше, чем в сознательной сфере. Благодаря бессознательной сфере человек приобретает способность улавливать нюансы и оттенки контекста, которые могут возникать, например, при чтении или переводе художественной литературы. Кроме того, бессознательные психические процессы освобождают сознание от ненужного контроля над каждым психическим актом.

Вы можете записаться консультацию на интересующую вас тему, оплатив стоимость 1 консультации

или 5 консультаций со скидкой.

После этого свяжитесь со мной, чтобы выбрать удобное время для консультации

https://www.facebook.com/marina.korobkova.1

whatsapp +84 93 558 40 15

Или на e-mail через кнопку Контакты

Тезис о независимости психики от сознания (примеры: Гельмгольц: бессознательные умозаключения; сомнамбулические состояния, сновидения, роль бессознательного в возникновении болезненных симптомов (психиатрическая практика: существования особого мира)).

Психика не ограничивается только состояниями сознания.

Предмет психологии – бессознательное – как особый мир, имеющий определенные законы функционирования и развития.

Случай Анны О. – предположение, что заболевание произошло потому, что развившемуся при патогенных положениях аффекту был закрыт нормальный выход и что сущность заболевания состояла в том, что эти ущемленные аффекты получили ненормальное применение (после воспоминания в гипнотическом состоянии больная получала несколько часов нормальной жизни). Если больная с выражением аффекта в гипнозе вспоминала, по какому поводу и в какой связи известные симптомы появились впервые, то удавалось совершенно устранить симптомы болезни (катартический метод лечения).

Гипноз давал доступ к области бессознательного в психике (но гипнозу поддаются не все, тогда надо заставить вспомнить). Таким методом: продуцирование первых попавшихся мыслей (практика Фрейда показала, что как раз такие мысли содержали информацию об искомом. Эта уверенность зиждилась на идеи о строгой детерминации психических процессов. В психической жизни нет ничего случайного и даже самая незначительная – точнее, кажущаяся незначительной – мысль, по Фрейду, всегда связана с нашими бессознательными переживаниями, пусть и очень опосредованно.

Исходные тезисы: независимость психики от сознания (обосновать существование ее и исследовать). Сознание при этом тоже свойство психики, но присущее ей только в отдельные моменты. Второй тезис о строгой детерминации психической жизни. Третий тезис – бессознательное принципиально можно ввести в область сознания и таким образом нейтрализовать ее влияние (катартическое лечение ущемленных аффектов – аффективное переживание).

Словарь по психологии : бессознательное – нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм недопускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д. осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с пчихотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний. Эффекты бессознательного устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (психоаналитик) или др. людьми (психотерапия групповая).

Основные понятия и направления психоанализа.

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения:

    динамической,

    топической (учение о структуре душевной жизни)

    экономической.

С топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики – сознательное, предсознательное и бессознательное . Сознательное имеет свойство переживания.

Предсознательное – это скрытое (латентное) бессознательное, потенциально сознательное: может проникнуть в сознание, т.е. имеет способность сознания.

Бессознательное – это вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представитель вытесненной бессознательной психики.

Источники о предположении бессознательного: безусловный детерминизм и факты не поддающиеся сознательному контролю имеют причины и их надо объяснить (забывчивость, описки, сновидения и т.д.). Объективные проявления – сновидения, ошибочные поступки, описки, забывчивость – открываются сознанию, а причины – нет. Они лежат в бессознательном.

Пути выявления бессознательных причин – анализ объективных проявлений бессознательного (метод свободно всплывающих ассоциаций – требование искренности со стороны пациента в высказывании своих мыслей).

Но эти объективные данные должны подвергнуться интерпретации, т.к. под влиянием сопротивления в нем возникают искажения и вытесненная мысль, которую ищем, маскируется своим заместителем.

Метод толкования сновидений – Фрейд различал явное образное содержание сна, его фасад и маскируемый им скрытый смысл. Он представляет собой желания, в которых мы не хотим себе признаваться, т.к. они неприемлемы для нас. В снах бессознательное пользуется определенной символикой, которая вполне типична. Сновидения создаются так же как невротические симптомы: они являются компромиссом между требованиями подавленных импульсов и сопротивлением цензурирующей силы (в снах можно исследовать нормальную психическую жизнь здорового человека). Таким образом, психоанализ больше не вспомогательная наука в области психопатологии, он способен и для понимания нормы.

Метод анализа ошибочных действий. Описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны

Скрытые тенденции – это желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться. Бессознательное – это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены принципу наслаждения, для не имеет значения критерий реальности. В ней отсутствуют противоречия, она существует в форме представлений, не облекаясь в речь. Бессознательное называется первичным психическим процессом. Оно – исходный момент душевной жизни: остатки той стадии развития, в которой они являлись единственной формой психических переживаний.

Экономическая точка зрения на деятельность психического аппарата. Подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологической тенденции к снижению возбуждения организм стремится освободиться от страдания, снизить напряжение, чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испытать чувство удовольствия. Т.е. течение душевных процессов автоматически регулируется принципом удовольствие-страдание.

Динамическая точка зрения . Если в описательном смысле существует двоякое бессознательное, то в динамическом только одно: то, что вытеснено и не может быть сознательным. В окончательном варианте психическая сфера разделялась на три образования: Я, Сверх-Я, Оно. Индивидуум представляется как бессознательное Оно, которое поверхностно охвачено Я. Здесь собираются все влечения. В окончательном варианте различаются сексуальные влечения – подчиняются принципу удовольствия; инстинкт самосохранения-влечения Я – подчиняется принципу реальности. Те и другие объединялись в группу влечений к жизни. Другим влечением является влечение к смерти, к разрушению.

Оно – движущая сила поведения, источник энергии, мощное мотивационное начало.

Я – поверхностный слой душевного аппарата. Сознание. Соизмеряет деятельность Оно с принципом реальности.

Сверх-Я направлено против Оно, выражает систему требований Я. Имеет двойное лицо: включает систему идеалов и запреты. Это критическая инстанция, посредник между Я и Оно. Это надзиратель, критик, продолжает в личности ту функцию, которую выполнял родитель и воспитатель. Эта часть структуры личности относится к бессознательному.

Общая линия развития человека. По Фрейду, ребенок рождается наполненный влечениями. Он – чисто органическое существо. При удовлетворении они доставляют ему наслаждение. Эти недифференцированные желания органического удовольствия, наслаждения Фрейд называл сексуальным влечением, в основе которого лежит энергия либидо. Развитие организма происходит под влиянием влечений и проходит ряд стадий. Первая – это аутоэротизм.

Затем первоначальный эрос испытывает организацию в двух направлениях:

1. Происходит подчинение господству генитальной зоны и возникновение собственно влечения;

2. Выбор объекта составляет другую сторону превращения либидо. Это второе направление исключительное значение. Объект любви среди близких взрослых. Фрейд развивает теорию обязательной конфликтной ситуации, связанной с двойственностью желаний ребенка к отцу и к матери как объектам любви. Формирование комплекса. Вытеснение – образование – Сверх-Я. В Сверх-Я также филогенетическое достояние. Затем латентная стадия. В 13-14 лет – период окончательного выбора объекта. Ребенок берет за образец отца и мать и переносит на другой объект. Это благополучное развитие либидо. Для неблагополучного развития характерны фиксации на определенной стадии, регрессия. Эти извращения были названы инфантилизмом.

В результате развития в онтогенезе, с накоплением жизненного опыта складывается Я, формируются инстанции Сверх-Я и вытесненного Оно.

Развитая, правильно сформированная личность представляет собой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения: частично прямые, но главным образом окольные, через сублимацию. вСя человеческая деятельность, культура и общество рассматриваются как средство удовлетворения и символического выражения некоего внутреннего желания, влечения.

Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось как динамическое их столкновение и борьба по типу конфликта между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом.

Сознательное Я, считавшееся раньше истинным сосредоточением индивида, становится лишь глашатаем бессознательного, причем довольно плохо информированным, поскольку оно ничего не знает об истинном содержании бессознательного, донеся сведения лишь о том, что пропускает цензура. Сознательное – не суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим качествам.

В то же время задача заключается в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания. Там где было Оно, должно быть Я.

Широкие аналогии на социальное развитие (культурное развитие и отказ от первобытного опыта).

Единственный критерий достоверности этой теории – психотерапевтическая практика. Большая произвольность в символических толкованиях. Вместо строгой дедукции используются аналогии, метафоры. Все это противоречит объективности и научности. В психоанализе происходит биологизация и натурализация психики человека. Сущность человека составляет темное Оно.

Индивидуальная психология А.Адлера.

Теоретические разногласия с Фрейдом . Отрицание Адлером сексуальной этиологии неврозов и других феноменов.

Центральное место в личности занимает чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект . Чувство неполноценности вызывается органическими, морфологическими, функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций, субъективными факторами – ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности – нормальное чувство. Оно – не пассивное состояние, но является стимулом психического развития. Он стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет “стилем жизни”. Эти важнейшие образования складываются к 4-5 годам. Жизненный стиль – продукт творчества индивида и отражает его уникальность, неповторимость. Стиль жизни приравнивается к личности, к Я. Формирование стиля жизни зависит от семейной ситуации и в первую очередь от матери, которая прежде всего вводит ребенка в мир. Индивид не может рассматриваться вне общества. Посредством социального общения индивид становится частью общества. Социальное чувство или социальный интерес выражает связи между людьми в человеческом обществе. Оно развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности, в социальных контактах с другими людьми, в любви и браке. Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех важнейших для каждого человека проблем и получает в своем развитии отклоняющееся от нормы невротическое направление, а также может развиваться по пути преступного поведения или превращения в трудного ребенка. Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенной активной целью к достижению превосходства.

Три группы условий появления чувства неполноценности в детском возрасте:

1) наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия. Но преодолеть их возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту (примеры музыкантов с плохим слухом);

2) неправильное воспитание (результат изнеженные дети, у которых не возникает чувства собственной ценности, и они встречаются с большими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми;

3) неправильное воспитание и как результат бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к другим людям также затрудняется процесс кооперации в обществе.

Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности.

Дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания.

Выготский : Адлер не видит разницу в воспитании аномального и нормального ребенка.

Личность выступает у Адлера фикцией, жизненные силы наращивают свою мощь сами по себе, они стоят как бы за личностью.

Аналитическая психология К.Юнга.

Критика Фрейда : либидо – имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность есть только одна из таких форм.

Проблемы : бессознательное и процесс развития личности.

Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение двух системах бессознательного – личном и коллективном бессознательном.

Личное бессознательное – это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях.

Коллективное бессознательное – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Это древнейшая психика некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных. Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обуславливает конкретное формирование сознательных психических содержаний.

Архетипы – некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Оснаванием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт (общее содержание в фантазиях многих больных, эти образы и фантазии рассматривались как аналогичные образам в мифах разных народов).

Фигуры коллективного бессознательного выступают как уровни личности, в которой весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется в последовательности обнаружения архетипов в ходе индивидуального развития личности.

Процесс становления личности – индивидуализация. Ее цель – становление Самостью и психологически обозначает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Развитие – процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение внутреннего ядра личности, его Самости.

Две базисные установки – экстравертированную и интровертированную. Четыре функции психики – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает восемь типов индивидуальности.

Неофрейдизм.

К.Хорни . проблема социальной обусловленности формирования характера человека и неврозов (характер неврозов в Америке и в Европе разный). Хорни заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход (важность культурных фактов).

Соперничество, конкуренция – пронизывают личную жизнь, а не только экономику (это движущая сила). Все отношения имеют форму соперничества. Сравнение с другими, притязания, реальные возможности своего неуспеха и успеха других – тяжелые переживания – страх перед возможной неудачей, чувство неполноценности, зависти и постоянной тревожности.

Тревожность – источник притязаний и желания любви и привязанности со стороны других. Оно порождается обстоятельствами жизни индивида и уходит корнями в детство.

Человеком движут бессознательные побуждения (главным образом врожденные, частью приобретенные): стремление к безопасности и к удовлетворению. Принимая фрейдовский принцип, согласно которому поведение индивида определяется бессознательными мотивами, и предполагая, что эти бессознательные побуждения носят аффективный или эмоциональный характер. Хорни сохраняет этим всю суть психоанализа. Эти два вида бессознательного несовместимы. Конфликт между ними приводит к необходимости подавление одного из них. Хорни отвергает сверх-Я как подавляющую силу, сам конфликт вызывает подавление одного из несовместимых стремлений. Подавление – выталкивание из сознания импулься или аффекта. После подавления мы субъективно убеждены, что у нас его нет. Подавленный импульс встречает сопротивление сознания. В измененном виде он может дойти до сознания. Эти защитные механизмы формируются с детства и становятся той бессознательной основой, на которой строится представления о самом себе.

Культура: с одной стороны стимулирует наши потребности, а с другой – налагает большие ограничения., которые подавляют эти же потребности, следовательно, усиливает бессознательную внутреннюю драму.

Г.Салливен. другая форма социализированного психоанализа. Тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. Личность как относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций. Характеризующих человеческую жизнь. Ребенок вступает в межличностные отношения уже с момента рождения под влиянием потребностей. В ходе этих отношений складывается персонификация, т.е. образ человека (себя и других). Персонификации, сложившиеся в раннем детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям. Источником активности является энергия, свойственная организму изначально. Все психические процессы, все приобретенные привычки и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются “динамизмами”. В сумме они составляют Я-систему, которая образуется в раннем детстве. Социализации ребенка способствует овладение языком, с помощью которого происходит образование синтаксического опыта, открывающего возможности освоения общезначимого специального опыта.

Э.Фромм. Радикально-гуманистический психоанализ. Идея общественной обусловленности человеческой , в том числе и бессознательной психики.

Особенности человеческого существования (свобода от инстинктивной предопределенности действия) заключает в себе экзистенциональное противоречие, проистекающее из того, что разрываются естественные (инстинкт) связи человека с природой, первичная гармония между человеком и природой разрушена, отсюда задача приспособится к природе.

Поскольку человек свободен от первичной связи с природой, все же остается связанным с нею, “свобода-от” приводит к возрастанию чувства одиночества, бессилия, ничтожности.

Возникают импульсы – потребности, направленные на перодоление этих тяжелых переживаний. Один продуктивный путь – добровольные связи с миром и природой, продуктивная деятельность человека (развитие индивидуального Я).Непродуктивные способы удовлетворения человеческих потребностей – механизмы бегства : авторитаризм, деструктивизм, конформизм . Они являются бессознательными и иррациональными.

Они результат одной базовой потребности – избежать собственной слабости и изолированности. Они не устраняют причин страдания и тревоги и не могут решить проблему человеческого существования, являясь лишь защитными механизмами.

Социальный характер – зависимость характера человека от его образа жизни. Социальный характер меняется вместе с изменением общества, культуры.

Самая глубокая и значительная область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком, с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления

Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире.

На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философия Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознательном.

Для Фрейда бессознательное - это, прежде всего, главным образом, нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы.

Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное -- это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же, как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии.

Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными.

В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный». Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - 1. Совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:

1) непосредственное эмоциональное вчувствование;

2) идентификация;

3) заражение эмоциональное;

4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким‑то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии (‑> восприятие субсенсорное), в непроизвольном запоминании и прочем; а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются. Выделяются четыре класса проявлений бессознательного:

1) надсознательные явления (‑> надсознательное);

2) неосознаваемые побудители деятельности (‑> побудитель неосознаваемый) - неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим смысл личностный желаемым будущим.

3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (‑> регулятор неосознаваемый);

4) проявления восприятия субсенсорного. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения - необходимое условие создания целостной картины психической жизни личности.

Бессознательное. Термин З. Фрейда, означающий самую важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, В том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Именно Фрейд начал экспериментальную разработку понятия бессознательного. Он показал, что многие действия, в реализации коих человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут объясняться действием инстинктов. Он рассмотрел, как некая мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. Сами по себе процессы психические бессознательны: сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое.

Основной регулятор этой системы - принцип удовольствия (=> процесс душевный бессознательный). Содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы (как в предсознательном): они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на действия и состояния субъекта. Их отличительные свойства - действенность и трудность перехода в сознание. Это объясняется работой двух постулированных психических механизмов - вытеснения и сопротивления. К бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе признаться и кои поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него - как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая своего «хозяина» к тем или иным поступкам, проявляясь в них в искаженном виде - в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде всего потому, что эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам запретам и идеалам, кои выработаны под влиянием взаимодействия с окружением, и в первую очередь - взаимоотношений с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны. Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета - причина психологических сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. А сновидения, оговорки и пр. - своеобразный символический язык, который можно расшифровать. Итак, три основные формы проявления бессознательного - это сновидения, действия ошибочные и симптомы невротические. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:

1) неосознаваемые мотивы - истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

2) поведенческие автоматизмы и стереотипы - действующие в привычной ситуации, осознание коих излишне в силу их отработанности;

3) восприятие подпороговое - в силу большого объема информации не осознаваемое.

Бессознательное: вид (два вида бессознательного). Согласно З. Фрейду, в динамическом смысле существует лишь один вид бессознательного, тогда как в описательном - два вида:

1) латентное - способное стать сознательным (‑> предсознательное);

2) вытесненное - само по себе не могущее стать сознательным.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ‑> сопротивление бессознательного.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ (сверхсознание) - Согласно Р. Ассаджоли - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - Согласно К. Г. Юнгу - особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества. Особый класс явлений психических, кои в отличие от бессознательного индивидуального (личного) являются носителями опыта филогенетического развития человечества. Бессознательное коллективное запечатлевает опыт человечества. Каждый является его носителем в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного есть то глубинное, сокровенное, что определяет особенности поведения, мышления и чувствования. Содержание бессознательного коллективного составляют архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, кои в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. Оно существует в душевной жизни наряду с сознанием и бессознательным личным. Учение о бессознательном коллективном - основа теории Юнга (‑> психология аналитическая).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ЛИЧНОЕ - формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, - комплексы.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ НИЗШЕЕ - согласно Р. Ассаджоли - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ - согласно Э. Фромму - бессознательное, свойственное большинству людей, - вытесненные элементы, содержание коих - то, что данное общество не может позволить своим членам довести до сознания, если оно собирается и впредь успешно действовать на основе собственных противоречий (=> бессознательное коллективное).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ - согласно Р. Ассаджоли - подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои могут легко осознаться.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - один из признаков психического, не являющейся, однако, характеризующим.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (англ. unconscious ) - понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о Б. в психологии была начата З . Фрейдом , который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами , которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б. изучались как в прикладной клинической психологии , так и в экспериментальной психологии . На сегодняшний день выделяются 5 классов проявлений Б.

1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности (см. Защита психологическая ). Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии , в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля.

2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений . Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.

3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности.

4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции , вдохновения , творческого озарения и др.).

5. Структуры общественного Б. - неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы , определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре (см. Пралогическое мышление ).

Неосознаваемый характер функционирования существенной части психического аппарата человека - неизбежное следствие его устройства. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания , что позволяет разгрузить его для выполнения др. задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б. позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением. (Д. А. Леонтьев.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Похожие статьи