Святитель Димитрий Ростовский Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том IX

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ , родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. - іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей - 21 сентября 1752 г. Прославленіе - 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку - 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День восемнадцатый.

Свѣдѣнія о преподобномъ Аѳанасіи Сяндемскомъ .

В ъ концѣ XV столѣтія, между многочисленными подвижниками древней Валаамской обители, подвизался инокъ Аѳанасій, ученикъ и сомолитвенникъ пустынножителя Александра , работавшаго Господу въ тѣсной пещерѣ одного изъ валаамскихъ острововъ. Душеспасительные совѣты и примѣры высокихъ добродѣтелей Александра укрѣпляли Аѳанасія на трудномъ пути спасенія. Съ теченіемъ же времени, по неисповѣдимымъ судьбамъ Божіимъ, наставникъ и ученикъ должны были разлучиться. Преподобный Александръ удалился въ лѣса Обонежской пятины на рѣку Свирь , и семь лѣтъ провелъ тамъ въ строжайшемъ уединеніи, а потомъ приступилъ къ устроенію общежитія , тогда и преподобный Аѳанасій переселился съ Валаама опять подъ его руководство.

С миренномудріе и послушаніе сдѣлали Аѳанасія любимѣйшимъ ученикомъ преподобнаго игумена, и онъ сподобился быть свидѣтелемъ благодатнаго посѣщенія его учителя Пресвятой Дѣвою Богородицею.

П о преставленіи преподобнаго Александра (въ 1533 году), преподобный Аѳанасій отошелъ на пустынножитіе въ дремучіе лѣса Кареліи и на холмѣ перешейка двухъ небольшихъ озеръ Сяндема и Рощинскаго поставилъ себѣ хижину. Нѣкоторые изъ сподвижниковъ преподобнаго Александра послѣдовали за Аѳанасіемъ въ уединеніе, а къ нимъ присоединилось и еще нѣсколько любителей пустыннаго житія. Такимъ образомъ положено начало процвѣтавшей впослѣдствіи Сяндемской пустыни .

С амъ преподобный Аѳанасій разсказывалъ о своемъ поселеніи въ пустынѣ такъ. Жилъ онъ въ Обонежской пятинѣ, въ Олонецкомъ уѣздѣ, на Сяндемѣ озерѣ въ пустынѣ на Софійской землѣ , въ дикомъ лѣсу отъ Олонца 20 верстъ, а отъ ближнихъ деревень 10 верстъ; ту пустыню позволили ему строить Олончане на богомолье о государѣ и на прибѣжище себѣ. По благословенію архіепископа Пимена онъ поставилъ въ пустынѣ часовню во имя Живоначальной Троицы да восемь келлій. И собралось къ нему въ пустыню десять братій; онъ распахалъ пашню. Но по зависти тѣ Олончане оболгали его предъ архіепископомъ Пименомъ, будто онъ построилъ свою пустыньку насильственно, и выслали его изъ пустыньки. Пустынька осталась пустою. Преподобный удалился въ Свирскій монастырь и избранъ былъ тамъ въ игумена. Вѣроятно, въ это время онъ получилъ санъ священства, по крайней мѣрѣ, въ 1577 году называется священноинокомъ. Долго ли управлялъ преподобный Аѳанасій обителью своего наставника, остается неизвѣстнымъ, только въ 1577 году онъ называется уже бывшимъ игуменомъ Свирскаго монастыря и проситъ у Новгородскаго архіепископа Александра позволенія на мѣстѣ пустыни устроить монастырь съ храмомъ во имя Живоначальной Троицы и отвести земли подъ пашню. Такое дозволеніе было дано; отведена монастырю и пашня по одной верстѣ во всѣ четыре стороны. Монастырь былъ освобожденъ отъ пошлинъ въ пользу Новгородской Софійской казны. Преподобный служилъ примѣромъ братіи въ трудолюбіи и терпѣніи, и вся братія трудами рукъ своихъ добывала себѣ пропитаніе.

О снователь обители былъ и наставникомъ новаго братства. Для собственнаго же наученія имѣлъ онъ частыя духовныя бесѣды съ преподобнымъ Адріаномъ Андрусовскимъ, валаамскимъ схимонахомъ, основавшимъ около того же времени иноческую обитель на берегу Ладожскаго озера . Подвижники жили верстахъ въ 20 одинъ отъ другого. Памятниками этого духоннаго общенія остались кресты, водруженные угодниками Божіими на пути черезъ все пространство, отдѣлявшее ихъ другъ отъ друга. Преданіе говоритъ, что и на томъ мѣстѣ, гдѣ теперь церковь во имя чудотворца Николая, въ селеніи Тулокса, преподобнымъ Аѳанасіемъ поставленъ былъ крестъ и предсказано созданіе храма на служеніе Господу. Пророчество исполнилось, церковь святителя Николая, почти современная основателю Сяндемской пустыни, существуетъ и понынѣ. При устьѣ рѣки Сяндемки (текущей на девять верстъ, изъ Сяндемскаго озера въ рѣчку Тулоксу находятся на обоихъ ея берегахъ два каменные креста. По свидѣтельству преданія, они сопутствовали преподобному Аѳанасію съ Валаама и суть благословеніе тамошнихъ старцевъ основателю Сяндемской пустыни. У окрестныхъ жителей сохранились разсказы, что эти кресты чудесно приплыли за преподобнымъ, противъ рѣчного теченія, со стороны Ладожскаго озера.

П о древнему же сказанію, угодникъ Божій Аѳанасій послѣдніе годы святой жизни своей провелъ въ уединеніи на одномъ изъ острововъ озера Сяндема, который называется и доселѣ святымъ.

П реподобный Аѳанасій преставился въ своей пустыни и погребенъ на одномъ изъ мысовъ Рощинскаго озера, гдѣ потомъ надъ могилою его сооружена церковь во имя святителей Кирилла и Аѳанасія, патріарховъ Александрійскихъ .

Н ашествіе Литвы и Шведовъ въ началѣ XVII вѣка истребило всѣ письменныя свидѣтельства о времени и трудахъ первоначальника пустыни. До этого несчастнаго событія обитель процвѣтала: храмы Божіи удивляли своимъ благолѣпіемъ, хозяйство изобиловало всѣми угодьями. При нашествіи враговъ, старцы, чтобы спасти нѣкоторые церковные предметы и колокола, опустили все въ озеро, на топкомъ днѣ котораго они навсегда и остались. Въ началѣ XVIII столѣтія, Божіимъ попущеніемъ, Сяндемская пустынь сгорѣла до тла и, какъ видно изъ надписи закладнаго креста, въ 1720 году церковь святителей Кирилла и Аѳанасія выстроена вновь.

М ѣстность Сяндема очень живописна. Обитель расположена почти въ средоточіи кругообразной поляны, имѣющей въ поперечникѣ до 400 сажень; окружность ея составляетъ густой хвойный лѣсъ, а два озера разливаются по сѣверной и южной сторонамъ и заливами своими образуютъ множество восхитительныхъ видовъ. На возвышенномъ перешейкѣ этихъ озеръ стоитъ деревянный храмъ Успенія Божіей Матери, воздвигнутый попечителемъ Андрусовой пустыни валаамскимъ игуменомъ Иннокентіемъ. Въ это время были обрѣтены честныя мощи преподобнаго Аѳанасія. Послѣ пожара при копаніи рва подъ фундаментъ нынѣшней церкви обрѣли святое тѣло его нетлѣннымъ, при чемъ даже четки и хартія съ разрѣшительной молитвою въ рукахъ угодника Божія были совершенно цѣлы. Нѣсколько сутокъ святыя мощи оставались на земной поверхности и потомъ 2 мая погребены въ прежней могилѣ. Надъ мощами внутри храма воздвигнута рака краснаго дерева съ образомъ преподобнаго; у южныхъ дверей есть также его икона во весь ростъ, а за лѣвымъ клиросомъ изображено посѣщеніе Пре-святой Богородицы, котораго преподобный Аѳанасій сподобился вмѣстѣ съ преподобнымъ учителемъ своимъ.

День тридцать первый

Страдание

святых чудотворцев и бессребреников

Кира и Иоанна

и святой мученицы

Афанасии

и трех дщерей ея:

Феоктисты, Феодотии и Евдоксии

‎ вятый угодник Божий Кир родился и получил воспитание в Египетской стране, в городе Александрии, построенном Александром Македонским. По своим познаниям он был знаменитый врач и исцелял телесные болезни совершенно бесплатно, а своими боговдохновенными речами и примером своей добродетельной жизни врачевал душевные недуги людей. Приходя к больным, он излагал им не советы Галена или Гиппократа , но наставления святых апостолов и пророков о том, как сохранить себя от греховных недугов, которые бывают причинами телесных болезней: болезни душевные - суть более тяжкие недуги по сравнению со всеми болезнями тела; когда душа тяжко страдает грехами, то часто случается, что и тело подвергается тяжкой болезни, попускаемой Богом в наказание за грехи. Так поучая больных, а равно проповедуя им и Божественное учение, святый Кир многих язычников привел к познанию Бога Истинного и сделал их христианами, уврачевав своим замечательным искусством их души и тела.

В это время царствовал нечестивый царь Диоклетиан, воздвигший гонение на христиан. Святый Кир, славный александрийский врач, был обвинен пред начальником города в том, что он - христианин и многих наставляет в христианской вере; начальник повелел тотчас схватить его. Святый Кир, узнав об этом, бежал из города и из страны Египетской и пришел в Аравию. Это он сделал не из страха мук или смерти за Христа, но частью - последуя словам Христовым: «Когда вас гонят в одном городе, бегите в другой» , частью - из желания продолжать свою помощь ближним, а частью - желая лучше приготовить себя к страданиям за Господа своего в иноческом звании. Ввиду этого он, по прибытии в Аравию, тотчас принял иноческий ангельский образ. Самое прибытие его в Аравию произошло по особому Божию промышлению, чтобы он и там привел многих ко Христу, избавил от греховного служения идолам и наставил их на путь спасения. Он оставил там и врачебное свое искусство, ибо получил от Бога дар чудотворения, и уже не лечением и травами, а молитвами и словом исцелял всякие болезни. Чрез эти его чудотворения прославлялось Имя Христово и многое множество идолопоклонников, оставляя свои заблуждения, обращались ко Христу, Истинному Богу.

В это время жил в Едесе святый Иоанн, благочестивый христианин, имевший почетное воинское звание. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он оставил свое воинское звание и славу мира сего, свое отечество, дом и родных, свое богатство, - все это считая суетою, и пришел в Иерусалим, где, по прошествии некоторого времени, услышал о святом Кире и о совершаемых им чудесах, слава которых распространилась повсеместно. Он возымел сильное желание видеть святаго Кира и жить вместе с таким великим угодником Божиим. Для сего Иоанн отправился прежде всего в Александрию, отыскивая Кира, но, не нашедши его там, усердно расспрашивал, где он. Затем, узнав, что святый Кир живет в Аравии, Иоанн поспешно отправился туда и, нашедши его, привязался к нему всею душою и был как самовидцем его чудес, так и усердным подражателем его добродетельной жизни.

В то же самое время была схвачена, для истязания за Имя Христа, одна боголюбивая женщина, по имени Афанасия, со своими тремя дочерьми: Феоктистою, Феодотией и Евдоксией, и была отведена в город Каноп , в котором жил языческий жрец Кассиан, а градоправителем был Сириан. Услышав об этом, святые Кир и Иоанн стали опасаться, чтобы юные отроковицы не отпали от Христа - как вследствие страха пред угрозами мучений, так и вследствие соблазна льстивыми обещаниями, - тем более, что они были очень юны: старшей из них Феоктисте было пятнадцать лет, второй - Феодотии - тринадцать, а младшей - Евдоксии - одиннадцать лет. Святый Кир сомневался и относительно твердости матери их Афанасии, опасаясь, как бы она, ради дочерей, - чтобы не подвергнуть их тяжким мучениям и не видеть беспощадно проливаемой их крови, - не скло нилась к языческому нечестию; ибо известно, как матери, повинуясь естественному чувству, болеют сердцем о детях своих. Поэтому он отправился в тот город, чтобы утвердить в исповедании Христовой веры отроковиц и матерь их и подготовить их к безбоязненному и мужественному перенесению мучений. За святым Киром последовал и святый Иоанн, и оба они отправились в город Каноп. Явившись к Афанасии с дочерьми, находившимся в заключении, они обширными вдохновенными речами утверждали их в любви к Господу Иисусу Христу и убеждали их ревностно предать за Него свои души. Об этом тотчас было донесено градоправителю Сириану. Один из язычников пришел к нему и сказал:

В нашем городе явились какие-то новые и никому не известные люди: один в иноческой одежде, а другой в воинской. Они убеждают взятых ныне дев не поклоняться нашим богам, но оставаться в своей нечестивой вере, а равно не повиноваться царским повелениям. Они убеждают их почитать одного лишь некоего Иисуса и Ему воздавать Божественные почести, пренебрегая смертию.

Услышав об этом, Сириан исполнился ярости и повелел тотчас схватить обоих мужей и привести к себе. Святые Кир и Иоанн были немедленно схвачены и представлены нечестивому судье Сириану на допрос. Посмотрев на них, он спросил:

Подлинно ли вы, окаянные враги наших богов, стараетесь обольстить девиц и всякими ухищрениями увеличить число христиан для уничижения царя нашего? Если вы доселе были безумны, то, по крайней мере, теперь оставьте вашу ложную веру, исполненную всякого волхвования, и постарайтесь умилостивить богов молитвами и жертвами, чтобы не только избавиться мук, приготовленных для вас, но и удостоиться от нас почестей. Если же не сделаете этого, то узнаете ярость и неумолимый гнев не только Сириана или Диоклетиана, но и самих богов, которых вы хулите, - узнаете богов, хотя бы они были самыми милосердыми карателями своего бесчестия.

На это святые Кир и Иоанн отвечали:

Мы не имеем обычая говорить много. Знай твердо, что мы ни пустых ваших почестей никогда не захотим, ни Христа не отвергнемся, хотя бы нам пришлось и пострадать за Него.

Тогда Сириан воспламенился еще большею яростию, заскрежетал зубами и сказал:

Вам, нечестивым, следовало бы быть благодарными судье за человеколюбие. Если в вас есть сколько-нибудь разума, откажитесь от своего заблуждения, чтобы избавиться грозного наказания. Но так как я не вижу у вас ничего другого, кроме гордости, непокорства и суетного высокоумия, то нечего тратить много слов; нужно скорее взяться за дело. Тогда вы получите и желательную вам награду, и царскому повелению, хотя бы и против воли, покоритесь.

Сказав это, он велел привести девиц с матерью и начал различными способами мучить пред ними святых мучеников Кира и Иоанна: бил их бичами, сокрушал кости толстыми палками, опалял свечами, а обожженные члены поливал уксусом и посыпал солью, после чего обтирал их острыми рубцами власяницы, - ноги же обливал кипящею смолою. Употребляя на них все, изобретенные яростью, средства мучительства, он не оставил ни одного из них - частью, чтобы отомстить им за смелость и сломить их мужество, частью же, чтобы устрашить юных девиц и мать их, смотревших на лютые мучения. Но ни в чем не имел успеха богомерзкий мучитель: ни мужества святых страстотерпцев он не поколебал, ни девиц и их матери устрашить не мог. Тогда он повелел развязать святых и начал мучить святую Афанасию и ее дочерей. После долгих мучений он исполнился великого стыда, так как немощной женский пол в мужественном перенесении страданий ничем не отличался от стойких и непреклонных духом святых мужей - Кира и Иоанна. Они имели ту же веру и любовь ко Христу, те же муки перенесли за Него, то же самое мужество, при Божией помощи, обнаружили. Они страдали как бы в чужом теле, нисколько не обращая внимания на муки. Они обращали свои взоры к возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, Который взирал с высоты Своей славы на страдания невест Своих и подавал им Свою помощь. Мучитель, повелев отвязать святых мучениц от орудий страдания, осудил их на усечение мечом. Они шли на смерть с радостию, как бы на брак. Всем им: блаженной матери Афанасии и ее трем благословенным дочерям: Феоктисте, Феодотии и Евдоксии, были отсечены мечом их честны́е главы.

После казни святых мучениц святые Кир и Иоанн снова были подвергнуты допросу. Мучитель обратился к ним с пространною речью, как бы обнаруживая заботу об их здоровье, показывая дары, обещая новые мучения и, наконец, угрожая смертною казнию. Когда он увидел, что напрасно потерял труд, то произнес такое окончательное решение:

«Киру, последователю Галилейского Учителя, и Иоанну, его единоверцу, презревшим царское повеление и отказавшимся принести жертвы великим богам, повелеваем отсечь головы по закону царскому».

Воины, взявши мучеников, отсекли им головы на том самом месте, где и святые девицы с матерью положили свои души за Господа своего, в 31-й день января . Тайные христиане, взяв их святые тела, похоронили их с почетом в церкви святаго Апостола и Евангелиста Марка в отдельных гробах: в одном - святых мучеников Кира и Иоанна, а в другом - святую Афанасию с дочерьми. Спустя много лет, в царствование благочестивого царя Феодосия Младшего , святый Кирилл, Патриарх Александрийский , по повелению Божию чрез Ангела, перенес мощи святых мучеников Кира и Иоанна в селение, называемое Мануфином , для прогнания оттуда множества бесов, во славу Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом славимого во веки, аминь.

Тропа́рь ст҃ыхъ , гла́съ є҃:

Ч ꙋдеса̀ ст҃ы́хъ твои́хъ мꙋ́ченикъ, стѣ́нꙋ неѡбори́мꙋ на́мъ дарова́вый хрⷭ҇тѐ бж҃е: тѣ́хъ моли́твами совѣ́ты ꙗ҆зы́кѡвъ разорѝ, ца́рства ски́птры ᲂу҆крѣпѝ, ꙗ҆́кѡ є҆ди́нъ бла́г и҆ человѣколю́бецъ.

Конда́къ , гла́съ г҃:

Ѿ бж҃е́ственныѧ бл҃года́ти да́ръ чꙋде́съ прїе́мше ст҃і́и, чꙋдодѣ́йствꙋете непреста́ннѡ всѧ̑ на́шѧ стра̑сти рꙋкодѣ́йствомъ сѣкꙋ́ще неви́димым, кѵ́ре бг҃омꙋ́дре со і҆ѡа́нномъ сла́внымъ: вы́ бо бж҃е́ственнїи вра́чеве є҆стѐ.

Житие святаго

Никиты,

епископа Новгородского

‎ олее других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святаго Симона следующее.

В бытность игуменом преподобного Никона один брат святаго Киево-Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.

Сын мой! Не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божия по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.

Никита ответил на это:

Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

Тогда игумен сказал ему более настойчиво:

Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.

Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней диавола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не Ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания Святаго Духа.

Он начал еще прилежнее молиться, говоря:

Господи! Явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.

Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.

Затворник продолжал слезно просить:

Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.

Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал:

Человеку, облеченному плотию, невозможно видеть меня. Поэтому я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.

Затем тотчас предстал пред ним бес в образе Ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как Ангелу. Бес сказал ему:

- С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.

Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это Ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: «Сегодня убит князь Глеб Святославич ; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород». Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья, и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно так же, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.

При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божией для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен диаволом. Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исаия, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец . Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда, принимая покаяние святаго Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: пасѝ ѻ҆́вцы моѧ̑ , так подобное же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол . Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды, во время бездождия святый помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен он с почетом в приделе великой церкви святых богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным во гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми . До сего дня они источают многие исцеления приходящим к ним с верою. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Тропа́рь ст҃а́гѡ , гла́съ д҃:

Н аслади́всѧ бг҃омꙋ́дре воздержа́нїѧ, и҆ жела́нїе пло́ти твоеѧ̀ ѡ҆бꙋзда́въ, на престо́лѣ ст҃и́тельства сѣ́лъ є҆сѝ, и҆ ꙗ҆́кѡ ѕвѣзда̀ многосвѣ́тлаѧ, просвѣща́ѧ вѣ́рныхъ сердца̀ зарѧ́ми чꙋде́съ твои́хъ, ѻ҆́тче нашъ ст҃и́телю нїки́то: и҆ ны́нѣ молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, да сп҃се́тъ дꙋ́шы на́шѧ.

Конда́къ , гла́съ ѕ҃:

А҆ рхїере́йства са́номъ почти́всѧ, и҆ чи́стѣ чистѣ́йшемꙋ предстоѧ̀, прилѣ́жнѡ моле́нїе за лю́ди твоѧ̑ приноси́лъ є҆сѝ, ꙗ҆́кѡ и҆ до́ждь моли́твою све́лъ є҆сѝ, ѻ҆вогда́ же и҆ гра́да запалє́нїѧ ᲂу҆гаси́лъ є҆сѝ. и҆ ны́нѣ ст҃и́телю нїки́то молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, сп҃стѝ правосла́вныѧ лю́ди твоѧ̑ молѧ́щыѧсѧ, да всѝ вопїе́мъ тѝ: ра́дꙋйсѧ ст҃и́телю ѻ҆тче преди́вный.

Память святых мучеников

Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия

‎ се сии святые мученики пострадали за веру Христову в царствование Декия. Викторин, Виктор и Никифор были вложены в каменную ступу и истолчены каменным пестом; Клавдий скончался по отсечении рук и ног; Диодор был сожжен огнем; Серапион усечен в главу; Папий ввержен в море

Согласно святцам, свои именины 31 января празднуют те, кто при крещении получил такие женские и мужские имена, как Ксения, Оксана, Александр, Дмитрий, Емельян, Ефрем, Илларион и Максим.

Также именинники в этот день и те, кого крестили в честь новомучеников Александра, Владимира, Евгения, Михаила и Сергея .Дней их почитания в старинных святцах нет, но они представлены в церковном календаре на 2019 год.

Однако самые важные именины в этот день у Кириллов и Марий, так как 31 января Православная Церковь почитает память преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия Радонежского.

Потому среди всех мужских и женских имен для мальчиков и девочек, рожденныхсегодня, рекомендуется выбрать именно эти. Так соблюдается старинная традиция наречения ребенка в честь его Ангела Хранителя.

Считается, если именины и день рождения человека приходятся на одну дату, то между ним и его небесным покровителем устанавливается особая связь, святой наделяет его своей силой, обеспечивает надежную защиту от зла.

К тому же все имена по-разному влияют на характер ребенка, например, Кириллы растут честолюбивыми, амбициозными и трудолюбивыми, они знают, чего хотят, и непременно этого добиваются.

Марий характеризует необыкновенная доброта и умение понимать окружающих, они заботливы, обаятельны и по-настоящему женственны.

Супруги происходили из знатных боярских родов и были обеспечены немалыми материальными благами, однако больше ценили сокровища духовные, поэтому деньги использовали для помощи нуждающимся, а сами жили более чем скромно в деревне.

В браке у них родилось трое детей, средний из которых - Варфоломей, получивший с постригом имя Сергий, - прославился своими духовными подвигами и добродетелями и стал настоятелем Радонежского монастыря.

За их благочестивый образ жизни, смирение и любовь к ближним, Господь одарил их необыкновенным ребенком, который еще в материнской утробе вторил церковным песнопениям, а в младенческом возрасте уже соблюдал посты.

Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна и святой мученицы Афанасии и трех дочерей ее Феоктисты, Феодотии и Евдоксии

Святой угодник Божий Кир родился и получил воспитание в египетской стране, в городе Александрии, построенном Александром Македонским. По своим познаниям он был знаменитый врач и исцелял телесные болезни совершенно бесплатно, а своими боговдохновенными речами и примером своей добродетельной жизни врачевал душевные недуги людей. Приходя к больным, он излагал им не советы Галена, или Гиппократа , но наставления святых апостолов и пророков о том, как сохранить себя от греховных недугов, которые бывают причинами телесных болезней: болезни душевные - суть более тяжкие недуги по сравнению со всеми болезнями тела; когда душа тяжко страдает грехами, то часто случается, что и тело подвергается тяжкой болезни, попускаемой Богом в наказание за грехи. Так поучая больных, а равно, проповедуя им и Божественное учение, Святой Кир многих язычников привел к познанию Бога истинного и сделал их христианами, уврачевав своим замечательным искусством их души и тела.

В это время царствовал нечестивый царь Диоклетиан, воздвигали гонение на христиан. Святой Кир, славный александрийский врач, был обвинен пред начальником города в том, что он - христианин и многих наставляет в христианской вере; начальник повелел тотчас схватить его. Святой Кир, узнав об этом, бежал из города и из страны египетской и пришел в Аравию. Это он сделал не из страха мук, или смерти за Христа, но частью последуя словам Христовым: «когда вас гонят в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), частью из желания продолжать свою помощь ближним, а частью желая лучше приготовить себя к страданиям за Господа своего в иноческом звании. В виду этого, он, по прибыли в Аравию, тотчас принял иноческий ангельский образ. Самое прибытие его в Аравию произошло по особому Божиему промышлению, чтобы он и там привел многих к Христу, избавил от греховного служения идолам, и наставил их на путь спасения. Он оставил там и врачебное свое искусство, ибо получил от Бога дар чудотворения, и уже не лечением и травами, а молитвами и словом исцелял всякие болезни. Чрез эти его чудотворения прославлялось имя Христово и многое множество идолопоклонников, оставляя свои заблуждения, обращались к Христу, Истинному Богу.

В это время жил в Едесе Святой Иоанн, благочестивый христианин, имевший почетное воинское звание. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он оставил свое воинское звание и славу мира сего, свое отечество, дом и родных, свое богатство, - все это считая суетою, и пришел в Иерусалим, где, по прошествии некоторого времени, услышал о святом Кире и о совершаемых им чудесах, слава которых распространилась повсеместно. Он возымел сильное желание видеть святого Кира и жить вместе с таким великим угодником Божиим. Для сего Иоанн отправился прежде всего в Александрию, отыскивая Кира, но, не нашедши его там, усердно расспрашивал, где он. Затем, узнав, что Святой Кир живет в Аравии, Иоанн поспешно отправился туда и, нашедши его, привязался к нему всею душою и был как самовидцем его чудес, так и усердным подражателем его добродетельной жизни.

В то же самое время была схвачена, для истязания за имя Христа, одна боголюбивая женщина, по имени Афанасия, со своими тремя дочерьми: Феоктистою, Феодотией и Евдоксией, и была отведена в город Каноп , в котором жил языческий жрец Кассиан, а градоправителем был Сириан. Услышав об этом, святые Кир и Иоанн стали опасаться, чтобы юные отроковицы не отпали от Христа, как вследствие страха пред угрозами мучений, так и вследствие соблазна льстивыми обещаниями, - тем более что они были очень юны: старшей из них Феоктисте было пятнадцать лет, второй - Феодотии - тринадцать, а младшей Евдоксии - одиннадцать лет. Святой Кир сомневался и относительно твердости матери их Афанасии, опасаясь, как бы она, ради дочерей, - чтобы не подвергнуть их тяжким мучениям и не видеть беспощадно проливаемой их крови, не склонилась к языческому нечестию; ибо известно, как матери, повинуясь естественному чувству, болеют сердцем о детях своих. Поэтому он отправился в тот город, чтобы утвердить в исповедании Христовой веры отроковиц и матерь их и подготовить их к безбоязненному и мужественному перенесению мучений. За святым Киром последовал и Святой Иоанн, оба они отправились в город Каноп. Явившись к Афанасии с дочерьми, находившимся в заключении, они обширными вдохновенными речами утверждали их в любви к Господу Иисусу Христу, и убеждали их ревностно предать за Него свои души. Об этом тотчас было донесено градоправителю Сириану. Один из язычников пришел к нему и сказал:

В нашем городе явились какие-то новые и никому неизвестные люди: один в иноческой одежде, а другой в воинской. Они убеждают взятых ныне дев не покланяться нашим богам, но оставаться в своей нечестивой вере, а равно не повиноваться царским повелениям. Они убеждают их почитать одного лишь некоего Иисуса и Ему воздавать Божественные почести, пренебрегая смертью.

Услышав об этом, Сириан исполнился ярости и повелел тотчас схватить обоих мужей и привести к себе. Святые Кир и Иоанн были немедленно схвачены и представлены нечестивому судье Сириану на допрос. Посмотрев на них, он спросил:

Подлинно ли вы, окаянные враги наших богов, стараетесь обольстить девиц и всякими ухищрениями увеличить число христиан для уничижения царя нашего? Если вы доселе были безумны, то, по крайней мере, теперь оставьте вашу ложную веру, исполненную всякого волхвования, и постарайтесь умилостивить богов молитвами и жертвами, чтобы не только избавиться мук, приготовленных для вас, но и удостоиться от нас почестей. Если же не сделаете этого, то узнаете ярость и неумолимый гнев не только Сириана, или Диоклетиана, но и самих богов, которых вы хулите, - узнаете богов, хотя бы они были самыми милосердыми карателями своего бесчестия.

На это святые Кир и Иоанн отвечали:

Мы не имеем обычая говорить много. Знай твердо, что мы ни пустых ваших почестей никогда не захотим, ни Христа не отвергаемся, хотя бы нам пришлось и пострадать за Него.

Тогда Сириан воспламенился еще большею яростью, заскрежетал зубами и сказал:

Вам, нечестивым, следовало бы быть благодарными судье за человеколюбие. Если в вас есть сколько-нибудь разума, откажитесь от своего заблуждения, чтобы избавиться грозного наказания. Но так как я не вижу у вас ничего другого, кроме гордости, непокорства и суетного высокоумия, то нечего тратить много слов; нужно скорее взяться за дело. Тогда вы получите и желательную вам награду, и царскому повелению, хотя бы и против воли, покоритесь.

Сказав это, он велел привести девиц с матерью и начал различными способами мучить пред ними святых мучеников Кира и Иоанна: бил их бичами, сокрушал кости толстыми палками, опалял свечами, а обожженные члены поливал уксусом и посыпал солью, после чего обтирал их острыми рубцами власяницы, - ноги же обливал кипящею смолою. Употребляя на них все, изобретенные яростью, средства мучительства, он не оставил ни одного из них, частью, чтобы отомстить им за смелость и сломить их мужество, частью же, чтобы устрашить юных девиц и мать их, смотревших на лютые мучения. Но ни в чем не имел успеха богомерзкий мучитель: ни мужества святых страстотерпцев он не поколебал, ни девиц и их матери устрашить не мог. Тогда он повелел развязать святых и начал мучить святую Афанасию и ее дочерей. После долгих мучений, он исполнился великого стыда, так как немощной женский пол в мужественном перенесении страданий ничем не отличался от стойких и непреклонных духом святых мужей - Кира и Иоанна. Они имели ту же веру и любовь к Христу, те же муки перенесли за Него, то же самое мужество, при Божией помощи, обнаружили. Они страдали как бы в чужом теле, нисколько не обращая внимания на муки. Они обращали свои взоры к возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, Который взирал с высоты Своей славы на страдания невест Своих и подавал им Свою помощь. Мучитель, повелев отвязать святых мучениц от орудий страдания, осудил их на усечение мечом. Они шли на смерть с радостью, как бы на брак. Всем им: блаженной матери Афанасий и ее трем благословенным дочерям: Феоктисте, Феодотии и Евдоксии, были отсечены мечом их честные главы.

После казни святых мучениц, святые Кир и Иоанн снова были подвергнуты допросу. Мучитель обратился к ним с пространною речью, как бы обнаруживая заботу о их здоровье, показывал дары, обещая новые мучения и, наконец, угрожая смертною казнью. Когда он увидел, что напрасно потерял труд, то произнес такое окончательное решение:

«Киру, последователю Галилейского Учителя, и Иоанну, его единоверцу, презревшим царское повеление и отказавшимся принести жертвы великим богам, повелеваем отсечь головы по закону царскому».

Воины, взявши мучеников, отсекли им головы на том самом месте, где и святые девицы с матерью положили свои души за Господа своего, в 31-й день января . Тайные христиане, взяв их святые тела, похоронили их с почетом в церкви святого апостола и евангелиста Марка в отдельных гробах: в одном - святых мучеников Кира и Иоанна, а в другом святую Афанасию с дочерьми. Спустя много лет, в царствование благочестивого царя Феодосия Младшего , Святой Кирилл, патриарх Александрийский , по повелению Божиему чрез ангела, перенес мощи святых мучеников Кира и Иоанна в селение, называемое Мануфином , для прогнания оттуда множества бесов, во славу Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом славимого во веки, аминь.

Тропарь, глас 5:

Чудеса святых Твоих мученик, стену необориму нам даровавый Христе Боже: тех молитвами советы языков разори, царства скипетры укрепи, яко един Благ и Человеколюбец.

Кондак, глас 3:

От божественныя благодати дар чудес приемше святии, чудодействуете непрестанно вся наша страсти рукодейством секуще невидимым, Кире богомудре со Иоанном славным: вы бо божественнии врачеве есте.

Мучитель, увидав такое множество исповедников Христовых, неожиданно открывшееся, пришел в смущение и, прекратив испытание их, тотчас послал к царю Диоклетиану известие о случившемся, прося распоряжения, как ему поступить. Царь вскоре прислал ему в ответ такой приказ: начальников подвергнуть жестоким пыткам, низших же оставить в покое.

Получив царское повеление, правитель сел на судилище, велел привести к себе Евдоксия, как главного военачальника, и стал опять говорить ему:

– Советую тебе, Евдоксий, оставить твое злое прекословие и безумное сопротивление и добровольно принести жертву богам; если же ты не согласишься, то должен будешь сделать сие против воли, принужденный к тому сильными муками.

При сем правитель начал пересчитывать заточения, страшные темницы, раны, строгание тела, опаление огнем и прочие жестокие мучения, наводившие ужас при одном только упоминании.

Мученик отвечал:

– Ты насмехаешься, правитель, говоря мне это. Я считаю твои муки детским пугалом, ибо я надеюсь на будущее воздаяние, которое получу от щедрого Подвигоположника Христа. Боясь я не того огня, о коем ты упомянул, но того, который никогда не угасает, и скрежет зубов и прочих лютых мук, которые уготованы ослушникам Бога истинного и отвергающим Его. Твои же мучения в сравнении с ними – детские игрушки, а огонь, коим ты мне угрожаешь, холоднее воды по сравнению с огнем гееннским. Меч твой, – продолжал святой, – будет мне ключом от дверей желанного края, где вместо сего видимого, скоро заходящего солнца я увижу свет незаходимый и немерцающий и вместо временных благ наследую блага вечные. Да будет тебе известно, что я не поклонюсь вашим богам, так как великое безумие – почитать за богов деревья, камни, золото и серебро, обделанные рукою художника.

Слыша такой ответ святого, правитель сказал ему:

– В безумном ответе твое виновата моя снисходительность, с которой я позволяю тебе так дерзко бесчестить богов, царя и меня; свое бесчестие я еще могу перенести, но бесчестия богов и царя больше невозможно терпеть.

После сего правитель велел растянуть святого за руки и за ноги и бить немилосердно твердым ремнем, потом повесить и строгать его тело острыми железными орудиями. После этих мучений святого бросили в темницу.

По прошествии нескольких дней снова привели его на допрос, причем мучитель нашел Евдоксия столь же непоколебимым в вере, как и раньше, подобно несокрушимому столбу и неприступному городу; посему он повелел бить мученика железными прутьями по шее и вывернуть из суставов все его члены, каковое мучение было тяжелее самой смерти.

После сего мучитель осудил Евдоксия на усечение мечом.

В то время, когда вели святого на место казни, святой мученик так молился:

– Боже, призревший на жертвы Авеля и Авраама, милостиво принявший долготерпение многих мучеников, призри милосердным Твоим оком и на мою жертву и не отвергни моей крови, которую я с теплотою душевною от любящего сердца приношу Тебе.

Молясь так, Евдоксий увидал свою супругу, которая с плачем следовала за ним, и спросил ее, сделано ли все так, как он заповедал, и велел ей только по усекновении его взять его тело и погрести на месте, называемом Амимна; потом снова дал ей наставление – не плакать о его смерти, но почтить день тот светлою одеждою и украситься разными драгоценностями.

Увидав затем друга своего Зинона, плачущего о нем, Евдоксий и ему сказал:

– Возлюбленный Зинон, не плачь: Бог, Коему мы служим, не разлучит нас, но как бы в одной ладье мы переплывем вместе в жизнь вечную.

Эти слова так сильно подействовали на Зинона, что он начал громко восклицать:

– И я – христианин, и я исповедую Христа и хочу умереть за Него!

Тотчас он был схвачен нечестивыми слугами, и о нем было доложено

правителю. Последний повелел и его вместе с Евдоксием усекнуть мечом. Когда их привели на место казни, то сначала был усечен мечом Зинон, в то время как Евдоксий молился о нем; так предпослав друга своего на небо, Евдоксий преклонил голову под меч и принял блаженную кончину.

Вместе с ними были усечены и другие мученики, с дерзновением исповедавшие Христа, и тела их брошены были без погребения. Василисса же, супруга Евдоксия, взяв безбоязненно тело его, с честью погребла на том месте, на каком он сам указал.

За такой поступок она была схвачена и приведена к правителю, пред которым ясно исповедовала Бога и ругала идолов и почитателей их, желая тем же путем мучения скорее последовать за мужем к Господу.

Однако мучитель сказал ей:

– Знаю, что ты желала бы пойти за твоим мужем, чтобы иметь похвалу от галилеян, но хотя ты и достойна смерти, я не умерщвлю тебя.

Василисса на это сказала мучителю:

– Господь мой Иисус Христос ведает это мое желание и примет его вместо самого дела; если я и не буду замучена тобою, все же не лишусь блаженства с мужем моим у Господа Бога.

После таких слов правитель прогнал ее от себя.

Спустя семь дней явился ей во сне святой Евдоксий и сказал:

– Скажи нашему другу и домоправителю Макарию, чтобы он шел на судилище и последовал нашему примеру; мы его ждем.

Лишь только Василиса сказал об этом видении Макарию, он тотчас отправился к правителю и объявил себя христианином и учеником Евдоксия. Правитель, увидав его и услыхав от него столь смелое исповедание, повелел и ему отрубить голову мечом .

Так и Макарий отошел за Евдоксием и Зиноном к доброму Подвигоположнику Христу, Господу нашему. Угодила Ему и Василисса, скончавшись в истинной вере, и предстала среди сонма святых пред Престолом славы Божией, прославляя Отца, и Сына, и Святого Духа вовеки. Аминь.

Память святого священномученика Кирилла, епископа Гортинского

Сей блаженный Кирилл жил в царствование императора Максимиана, при игемоне Агриппине. Украшенный всеми добродетелями, прожил он всего девяносто пять лет. Однажды отправился он, в сопровождении двух своих слуг, Феофана и Феоктириста, в один монастырь. По дороге туда он увидел, как язычники приносили в жертву идолам волов и овец;

вздохнул он о таком безумии и обличил идолопоклонников. За это они схватили его и посадили в темницу. Когда святой Кирилл в полночь молился здесь Богу, то услышал такой небесный голос: «Кирилл, иди в Рим!» На следующее утро двери темницы оказались открытыми, а все идолы вокруг лежали разбитыми. Святой Кирилл дошел до монастыря и здесь увидел в видении преподобного Филоксена, который сказал ему: «Ты получишь два венца, – один святительский, а другой мученический». Затем святой пошел в Рим и здесь утвердил верующих своею проповедью. Когда началось гонение, он вознамерился идти в Иерусалим. По дороге туда, на острове Малеоне, явился ему муж в белых одеждах и повелел ему не миновать острова Крита, что он и исполнил. В городе критском Гортине его поставили епископом; ему было тогда шестьдесят лет от роду. Когда снова началось гонение на христиан, святителя повели на суд к игемону, который стал уговаривать его отречься от Христа, и так как святой исповедник не захотел склониться на его увещания, то осужден был на усечение мечом. Тогда вложили в уста его конские удила и, посадивши на повозку, так как он не мог от старости ходить, повезли его. Когда довезли его до места, называемого Ракса, с неба послышался голос: «Доселе!» Повозка остановилась, и святому усечена была глава.

Житие преподобного Давида

Святой и преподобный Давид был прежде разбойником и, живя в пустыне Ермопольской , причинял много зла, многих убивал и был так злобен и жесток, как никто другой. Под своим начальством он имел человек более тридцати, разбойничавших вместе с ним. Однажды, сидя с ними на горе, раздумался он о своей жизни и вспомнив, сколько зол и бедствий причинил он людям, весьма убоялся Бога. Оставив всех бывших с ним разбойников, он пошел в монастырь.

Похожие статьи

  • Деятельность человека, её основные формы

    Природа заложила в нас главные отличия от животных – разум и деятельность. Постоянное бездействие неизбежно приводит к деградации личности, поэтому деятельность является важнейшим инструментом развития. Виды и формы деятельности человека...

  • Демоверсии егэ по биологии

    СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по БИОЛОГИИ 1. Назначение КИМ ЕГЭ Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки...

  • К чему снятся мертвые или живые куры

    Курица в виде живой птицы во сне — наяву это символ девушки или женщины. Иногда такой женщине присуща одна из характеристик — заботливая мама; женщина, любящая подолгу болтать, либо «кудахтать о других»; пугливая женщина; симпатичная...

  • Приснились пчёлы, расшифровка сновидения

    Ни для кого не является секретом, что пчела олицетворяет трудолюбие, расторопность, хлопотливость, усердие, бережливость и экономию. Ведь неслучайно про трудолюбивого человека в народе говорят «трудится, как пчелка», а многие банки...

  • К чему снится ругань с начальством

    Видеть во сне директора – к тому, что ваше желание исполнится. Приснившийся директор школы, естественно, предвещает неприятный вызов классного руководителя вашего ребенка. Говорить с директором фирмы – сможете занять руководящий...

  • Понятие о бессознательном, проблема бессознательного в психологии

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым...