Волевое воздействие на поведение людей. Воля, волевые действия

Понятие о воле

Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придержи­вающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к ре­шению стоящей перед ними задачи, или когда при столкно­вении с трудностями одни из них прекращают действовать , а другие действуют с удвоенной энергией , эти явления связы­вают с проявлениями их воли.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправ­ленных действий и поступков. Воля соотносится со всем созна­нием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его ак­тивности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В осно­ве этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов воз­буждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие - активизирующуюи тормо­зящую.Иногда первую функцию обозначают термином побуди­тельнаяили стимулирующая.

Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий . (Рогов)

При помощи волевого усилия человек не уничтожает непро­извольную активность, а только изменяет ее форму или подав­ляет внешнее проявление . Поэтому воля - это еще и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля - это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность . (Рогов)

Основные признаки волевого действия

Специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния «Я должен », а не «Я хочу», хотя, конечно, следует учитывать возможность совпа­дения волевого и импульсивного поведения («Я хочу исполнить свой долг»). Поэтому, образно выражаясь, наша жизнь пред­ставляет собой постоянную борьбу волевого и привычного, обы­денного поведения .

В противоположность непроизвольным со­знательные действия, более характерные для поведения челове­ка, направлены на достижение поставленной цели. Именно со знательная целеустремленность действий характеризует воле­вое поведение . Однако, являясь по своей структуре достаточно сложными, так как не всякая цель может быть достигнута сра­зу, волевые действия могут включать в себя в качестве отдель­ных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально со­знательный характер .

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения считают связь его с преодолением препятствий , внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обус­ловлены поведением человека, субъекта волевого действия и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, стра­хом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д.

Важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели играет осознание значения цели , а вместе с тем и осознание своего долга . Чем больше значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает . В неко­торых случаях достижение цели оказывается дороже жизни, и тогда волевые действия могут привести к смерти субъекта . Подтверждением этого положения могут служить примеры гибели бойцов во время пыток или смертельные исходы спор­тивных поединков. (Рогов)

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

    2. Произвольная регуляция:

    • речемыслительный уровень регулирования.

    3. Волевая регуляция . Структура и содержание волевого действия:

    • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
    • Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
    • принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения- это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
    • исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

    В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

    Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

    Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

    Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

    Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

    Воля и регуляция деятельности.

    Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования - наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

    Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля - это деятельная сторона разума и моральных чувств.

    Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

    1. когнитивный
    2. эмоциональный
    3. поведенческий (деятельный)

    В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

    1. побуждение и осознание цели;
    2. борьба мотивов;
    3. акт принятия решения;
    4. исполнение.

    Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

    Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

    Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

    Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

    Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

    1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
    2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
    3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

    Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

    Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов. В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

    • либо как самостоятельное психическое образование,
    • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
    • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
    • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

    Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

    В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

    1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
    2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

    Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

    Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным - это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

    В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

    Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

    Функции воли.

    • Побудительная;
    • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

    В западной психологии:

    • инициирование действия (формирование намерения);
    • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
    • преодоление препятствия.

    Волевая регуляция поведения.

    Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

    Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

    Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

    В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

    Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

    «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

    «Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

    Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу - но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

    «Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других - незначительную.

    Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт - либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

    Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с умением преодолевать внешние и внутренние трудности на пути поставленной цели.

    Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

    Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

    Настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

    Выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

    Решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

    Смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

    Самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

    Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

    Обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

    Организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

    Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

    Необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

    Несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

    На пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

    Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

    Волевое действие. Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля во-спитуема.

    Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:

    1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

    2) осознание путей к достижению цели;

    3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

    4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

    5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

    6) осуществление принятого решения.

    Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.

    Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.


    Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

    Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.

    Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:

    1) возникновение побуждения;

    2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;

    3) осознание ряда возможностей достижения цели;

    4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

    5) стадия обсуждения и борьба мотивов;

    6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

    7) принятие решения;

    8) осуществление принятого решения;

    9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

    Волевая регуляция поведения . Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

    На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, вьщержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

    Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

    Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это - ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

    По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

    Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

    Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

    Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

    Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

    Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

    При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя... как субъекта... который... возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»

    Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] Еникеев Марат Исхакович

    § 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения

    § 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения

    Воля - сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей. Воля - социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений.

    Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия - действия сознательные. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы других его психорегуляционных качеств.

    Важнейшее проявление воли - способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник - чувство социально ответственного поведения.

    Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.

    Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Иногда степень волевого усилия не соответствует объективной трудности. Так, стеснительный человек затрачивает много сил при выступлении на собрании, тогда как у другого это не связано с большим напряжением.

    Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

    Но в основном эта способность зависит от сформированности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.

    Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида - один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения.

    Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за те, которые выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы вины - в форме умысла и неосторожности.)

    Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности - таков путь формирования и укрепления воли.

    Волевая регуляция деятельности представляет собой определенную динамику психических состояний. Так, устойчивое состояние инициативности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости.

    Все волевые состояния связаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

    Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредствуется сознанием личности, ее ценностно-смысловой направленностью. Воля - сознательная концентрация психической активности личности на достижении результата, осмысленного индивидом в категориях необходимости и возможности.

    Воля формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, в условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности.

    Формирование воли - это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.

    Физиологические механизмы волевой регуляции не локализованы в каких-либо отдельных структурах мозга. Они представляют собой сложные функциональные системы. Нейрофизиологической основой воли является системная работа всего мозга, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий. Акцепторы действия человека функционируют в его понятийной сфере.

    В составе мозга человека можно выделить три основных функциональных блока, совместная работа которых лежит в основе сознательной деятельности:

    Блок, регулирующий тонус мозга, его бодрствующее состояние (ретикулярная формация и другие подкорковые образования);

    Блок получения, переработки и хранения информации;

    Блок программирования, регулирования и контроля психической деятельности (лобные доли коры).

    Лобные доли коры осуществляют функции синтеза внешних раздражителей, подготавливают действие, формируют его программу, контролируют процесс ее реализации и оценивают итоговый результат.

    Как показывают клинические данные, поражение лобных долей мозга вызывает патологическое безволие - абулию.

    Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

    Волевая подготовка. Воля (сила воли)- сознательные усилия, направленные на преодоление препятствий на пути к определенной цели. В главе 1 уже были приведены доказательства того, что в твоей подготовке воля должна занимать главенствующее место.Воля всегда проявляется в

    Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт

    Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

    20. Социальная регуляция поведения личности Под социальным регулированием поведения личности понимают приведение в согласие норм социального поведения личности с нормами общества, в котором эта личность существует. К функциям социальной регуляции относятся:

    Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

    61. ПОНЯТИЕ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля

    Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

    Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

    2.3. Воля - это волевая регуляция или произвольное управление? Трудно сказать по какой причине, но в психологии утвердилось понятие «психическая регуляция», а не «психическое управление». Поэтому, очевидно, применительно к воле в большинстве случаев психологи говорят о

    Из книги Как воспитать волю и характер автора Рувинский Леонид Изотович

    Глава 6. Волевая регуляция и волевое усилие (самомобилизация) 6.1. Что такое «волевой человек» В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый,

    Из книги Активное сознание автора Бахтияров Олег

    6.2. Волевая регуляция и сила воли Как уже говорилось, волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т. е. служит механизмом

    Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

    Понятие воли Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств

    Из книги автора

    Глава 3. Волевая медитация 3.1 Техника выполненияВолевая медитация (ВМ) является ключевой техникой в психонетической работе. Ее назначение - достижение трех взаимосвязанных позиций. Это:- интенсивное переживание реальности своего «Я»;- разотождествление «Я» с любыми

    Из книги автора

    Глава 10. Рефлексивно-волевая инстанция 10.1. Понятие рефлексивно-волевой инстанцииДКВ-техники выводят нас на рубежи чистого сознания. Для многих людей это и является главной задачей, на чем дальнейшее движение заканчивается. Остается лишь усиливать проблески полученных

    Из книги автора

    Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости

    Из книги автора

    Из книги автора

    Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные

    Появление новых мотивов в мотивационной сфере ребенка означает развитие этой сферы. Кроме того, чтобы эти мотивы стали действенными и могли определять поведение ученика в учебной ситуации, они должны взять верх над сильными непосредственно действующими ситуативными мотивами, существующими у этих учеников и мешающими им учиться. То есть должно произойти не просто развитие мотивационной сферы за счет обогащения ее новыми мотивами, но должно произойти и изменение существующей в ней иерархии мотивов, в результате чего доминирующими станут новые значимые мотивы, в соответствии с которыми будет строиться поведение ребенка, поскольку доминирующие мотивы определяют направленность личности человека. Это было показано в целом ряде психологических исследований (Л.И. Божович, 1972).

    Характер направленности личности, сточки зрения Л.И. Божович (1972), зависит от содержания и строения доминирующих мотивов в мотивационной сфере. С.Л. Рубинштейн (1946), говоря о направленности личности человека, связывает этот феномен с доминирующими у него потребностями, интересами, идеалами. Но поскольку и потребности, и интересы, и идеалы, с точки зрения Л.И. Божович, могут выступать в качестве мотивов человеческого поведения, то, по-видимому, речь идет об одном и том же явлении. Доминирующими мотивами могут стать только те мотивы, которые имеют для личности наибольшую ценность, то есть мотивы, связанные с удовлетворением наиболее личностно значимых потребностей.

    Если учебная мотивация будет вытекать из доминирующих потребностей и мотивов в мотивационной сфере ребенка или смысловым образом будет с ними связана, то в этом случае уже можно говорить о волевом поведении. Это значит, что субъект может осуществлять даже малопривлекательные для себя действия (то есть в отсутствие непосредственной мотивации), если он понимает их важность и значимость для себя. Понимание важности и значимости может быть проинтерпретировано вслед за В.А. Иванниковым (1991, 1998) как установление смысловой связи между непосредственно малопривлекательным действием (целью) и доминирующими мотивами в мотивационной иерархии человека. "И чем богаче мотивационно-смысловая сфера человека, тем проще происходит присоединение к ней заданного действия, а чем большему числу мотивов может потенциально отвечать действие, тем легче и охотнее оно выполняется" (В.А, Иванников, 1998, с. 93). Следует подчеркнуть, что из контекста работы В.А. Иванникова ясно, что речь идет не о любых мотивах в мотивационной сфере человека (среди которых достаточно и ситуативных), а об устойчиво доминирующих, причем смысловая связь устанавливается произвольно. Исходя из вышесказанного, я предлагаю рассматривать волевое поведение как произвольное поведение, определяемое устойчиво доминирующими наиболее личностно значимыми потребностями и мотивами в мотивационной сфере человека. Фактически волевое поведение -это выражение на поведенческом уровне направленности личности. Намеренно огрубляя формулировку определения волевого поведения, можно представить его как произвольное поведение, направленное на удовлетворение наиболее личностно значимых желаний (устойчиво доминирующих в мотивационной иерархии человека). Следует заметить, что поскольку желания по содержанию могут быть различными, то волевое поведение может быть как нравственным, так и безнравственным. Но для меня важно зафиксировать, что для осуществления произвольного поведения в ситуации выполнения малопривлекательного действия необходимо существование у ребенка сильных (сравнимых по силе с непосредственными), устойчиво доминирующих потребностей и мотивов, которые условно можно обозначить как "личностный интерес", опосредствующий своим мотивационным влиянием выполнение непривлекательного действия. Подтверждение этому психологическому феномену есть в исследованиях физиологов. А.А.Ухтомский описывает психологическое состояние напряженной потребности как возникновение очага "доминанты" в коре головного мозга, то есть такого господствующего очага возбуждения, который как бы "стягивает" на себя и аккумулирует нервное возбуждение, возникающее в других нервных центрах. "Принцип доминанты в работе нервных центров" А.А. Ухтомского согласуется с идеями И.М. Сеченова и И.П. Павлова о целостном характере деятельности организма. Эти ученые на физиологическом уровне показали, что "в решение любой задачи, стоящей в данный момент времени перед организмом, вовлекается весь организм как целое. Все побочные воздействия, идущие извне, оказываются подчиненными этой задаче. Вызываемые ими возбуждения мобилизуются на ее выполнение. Имеющаяся в коре доминанта создает определенный вектор поведения.


    Разрабатывая эту концепцию и вскрывая закономерности образования и разрушения доминанты, Ухтомский указал на возможность широкого применения этого принципа при объяснении различных психологических явлений, начиная с актов внимания и кончая устойчивыми жизненными установками личности" (Развитие и современное состояние психологической науки в СССР, 1975, с. 87).

    Таким образом, даже на физиологическом уровне есть подтверждение предположению о том, что возможен сложный поведенческий акт, состоящий из целой цепи непосредственно непривлекательных действий, но получающих опосредствованно за счет связующей их общей цели побуждающую мотивацию.

    При достаточно сильно выраженной направленности личности, определяемой мощным личностным интересом, человек в основном без особого усилия совершает выбор в пользу того или иного поведения, соответствующего его личностному интересу.

    Введя понятие "личностный интерес", можно использовать его для определения волевого поведения. А именно, волевое поведение - это произвольное поведение, определяемое личностным интересом. Получается, что по психологическому механизму волевое поведение сходно с произвольным и импульсивным. Все определяется мотивацией. Различия существуют на уровне содержательной и субъективно значимой характеристики мотивов. Про принципиальное сходство механизмов импульсивного и произвольного поведения уже писалось выше. Специфика волевого поведения - это произвольное поведение на личностном уровне. Аналогичную трактовку волевого поведения можно найти у В.А. Иванникова: "Волевая регуляция есть часть произвольной регуляции процессов и действий человека или, что более точно, один из уровней произвольной регуляции - личностный уровень" (1998, с. 136).

    Волевое поведение может быть непосредственным и опосредствованным. В последнем случае достижение конечной цели возможно только в результате осуществления целого ряда промежуточных целей, каждая из которых не имеет для человека самостоятельной притягательной силы, а опосредствуется конечной целью. Точнее, можно сказать, что опосредствование происходит новым смыслом, который приобретают промежуточные цели при установлении смысловой связи с мотивом, побуждающим всю деятельность. Но в результате такого опосредствования вся деятельность как бы пронизывается единым смыслом и не тяготит человека. Поэтому я не связываю волевое поведение с чувством усилия над собой, с борьбой мотивов и созданием намерения действовать в пользу мотива, более ценного с точки зрения разворачивания событий в будущем, как это представлено в работах Л. И. Божович и ее сотрудников (Л.И. Божович с соавт., 1976). Зачем нужны такие сложные психологические механизмы для осуществления сильного желания? Ведь одержимый человек может свернуть горы ради достижения своей цели, он, не задумываясь, выполняет малоприятную и малоинтересную работу, все равно испытывая чувство удовлетворения, потому что это звено единой цепочки его желания. Из биографических воспоминаний крупных ученых, политических деятелей, артистов и других выдающихся людей видно, что ради достижения поставленной перед собой цели, которая, по сути дела, была смыслом их жизни, они шли на всевозможные бытовые жертвы и даже рисковали жизнью, когда речь шла об осуществлении их мечты. Никакой борьбы мотивов "быть или не быть" у этих людей не было, так как ими двигало страстное, всепоглощающее желание, являющееся истоком волевого поведения. Еще один интересный момент. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова встречаем такие определения воли: "Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь; ваша добрая воля или воля ваша (поступайте, как хотите)" (1986, с. 82 - 83).

    О том, что на самом деле хочет человек, он может узнать следующим образом. Предположим, ему надо выбрать один из двух взаимоисключающих поступков, причем оба они не связаны с сиюминутными желаниями, а весьма важны для человека. Представив себе последствия каждого из них в отдельности, он понимает, какой из поступков его больше устраивает, так как при этом его личностный интерес не будет ущемлен. И в этом случае при столкновении двух разнонаправленных мотивационных тенденций не наблюдается феномен борьбы мотивов с чувством усилия над собой и созданием намерения действовать в пользу более ценного мотива с точки зрения разворачивания событий в будущем. Думаю, что для осуществления поведения в такой ситуации достаточно установления смысловой связи между одним из поступков и личностным интересом. В работе Л.И. Божович и ее сотрудников (1976), содержащей детальный анализ механизма волевого поведения, характеризующегося наличием конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций и тем, что в этом конфликте одна тенденция выступает для сознания субъекта как более ценностная, а другая как эмоционально более привлекательная, причем первая побеждает, подавляя вторую, за счет перестройки мотивационной сферы субъекта, происходящей во внутреннем плане действия (поэтому поведение сопровождается переживанием волевого усилия), есть указание на возможность волевого поведения без борьбы мотивов и без обращения к внутреннему плану действия. Авторы статьи считают, что такое возможно в случае, когда человек руководствуется возникшими в процессе онтогенетического развития высшими нравственными чувствами, идеалами, убеждениями, всецело определяющими его жизнь. В этом случае волевой поступок совершается без субъективно переживаемого волевого усилия. Кроме того, в статье отмечается, что "волевое поведение, требующее регуляции со стороны внутреннего плана действия, является характерным для человека, как раз не обладающего достаточно сильной волей" (1976, с. 68).

    Видимо, борьба мотивов возникает в ситуации с определенным сочетанием разнонаправленных мотивационных тенденций, а именно, когда один из мотивов связан с удовлетворением сильной непосредственной ситуативной потребности, а другой - с не очень сильными мотивами, связанными с личностным интересом. Анализ подобных ситуаций показывает, что в этом случае возникает конфликт между разнонаправленными мотивами, сопровождающийся их борьбой. Указанный конфликт может быть разрешен с помощью намерения действовать в пользу одного из мотивов. Принятие намерения осуществляется в рамках развернутого внутреннего плана действия, позволяющего интеллектуально и эмоционально представить себе возможные последствия событий, в результате чего человек создает намерение действовать в пользу менее привлекательного, но более ценного, с его точки зрения, мотива. Этот механизм принятия намерения был подробно изучен и описан Л.И. Божович и ее сотрудниками (Л.И. Божович с соавт., 1976; Л.С. Славина, 1972; Л.И. Божович, Л.С.Славина, 1979; Л.И. Божович, 1981). И поскольку весь этот механизм направлен на осуществление поведения, весьма относительно связанного с желанием (личностным интересом) человека, то понятно, что создать намерение - это еще не значит осуществить его. Недаром существует поговорка: "Дорога в ад вымощена благими намерениями".

    Теперь попробуем разобраться с тем, что такое намерение и какова его функция в волевом поведении.

    Похожие статьи

    • Простое гадание юнона онлайн

      Сервисы сайта Юнона: гороскоп на сегодня, неделю, месяц, год и час, самый большой сонник из 75 сонников, гадания Таро, Книга Перемен, тесты, имена - уникальные, авторские и полезные, пользующиеся большой популярностью у посетителей. Сайт...

    • Зодиакальные знаки и их названия

      Астрологи давно подметили, определенную схожесть характеристик людей, родившихся под одинаковыми знаками зодиака. Знаки зодиака - что это, откуда, характеристики, даты, стихии, кресты - все это, смотрите на данной странице. Знаки зодиака...

    • Таро «Оракул любви»: гадание и распространенные расклады

      Для начала бесплатного онлайн гадания нажмите на колоду карт внизу страницы . Думайте о будущем. Исключите все посторонние мысли, не отвлекайтесь и не теряйте концентрации. Удерживайте нажатой колоду пока не придет ощущение, что пора...

    • Деятельность человека, её основные формы

      Природа заложила в нас главные отличия от животных – разум и деятельность. Постоянное бездействие неизбежно приводит к деградации личности, поэтому деятельность является важнейшим инструментом развития. Виды и формы деятельности человека...

    • Демоверсии егэ по биологии

      СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по БИОЛОГИИ 1. Назначение КИМ ЕГЭ Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки...

    • К чему снятся мертвые или живые куры

      Курица в виде живой птицы во сне — наяву это символ девушки или женщины. Иногда такой женщине присуща одна из характеристик — заботливая мама; женщина, любящая подолгу болтать, либо «кудахтать о других»; пугливая женщина; симпатичная...