Батюшков: трагическая элегия. Поэтическое творчество К.Батюшкова

Батюшков родился 18 мая1787г в Вологде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.Мать Б.принадлежала к роду Бердяевых. в 1795 году мать умирает от душевной болезни(Б.ожидает сумасшествие). Отец Б., большой книголюб, собравший в своей усадьбе богатую библиотеку, сумел дать сыну хорошее образ-е. Б учился в частных франц и итал.пансионах, что отразилось на его литературных вкусах. Большое влияние на него оказал М.Н.Муравьев, формируя его лит.интересы Молодой Б.приобрел обширные познания в области антич., франц, итал лит-ры.

Много общаясь с М. Н. Муравьевым,Б вынес представление об идеал человеке, в котором высоко нравственный хар-р, способность к самоотречению сочетаются с любовью к жизни. Просвещенный и гуманный писатель, предшественник Карамзина в создании русского сентиментализма, знаток древних литератур, попечитель Московского университета, М. Н. Муравьев развивал учение о врожденном нравствственном чувстве человека, о счастье как ощущении чистой совести. Под влиянием учения и лирической поэзии М. Н. Муравьева в батюшковской лирике тех лет к эпикурейству была сделана прививка «чувствительности» и нравственности. Эпикурейство поэта включало как совершенно необходимое наслаждение радостями духовными. Батюшков однажды встал перед тяжелым выбором между «своим благополучием» и «несчастием» другого. Это было связано с его нераздел любовью к Анне Фурман, воспитаннице А. Н. Оленина. Уже готовясь к женитьбе на страстно любимой им девушке, поэт нашел в себе силы от нее отказаться, как только догадался, что она его не любит и ее согласие на брак вынужденно. Он пережил несколько мучит-х лет, не раскрывая причин своего странного, как казалось, поведения, чтоб не навлечь на девушку неудовольствия опекавшей ее семьи.

Большое место в его жизни заняла воен.служба. Он был участн-м 3-х войн, считал войну отрицательным опытом для поэзии: 1).Поход в Пруссию(1807) 2)В Шведской кампании.Поход на Аланские острова(1809) 3)Европейский поход(1813-1814). Б.не сделал военной карьеры и стал статским служащим. Служил в рус.посольстве в Италии Именно там началась душевная болезнь, которой он боялся всю жизнь. Друзья поместили Б.в псих.клинику, где рядом с ним постоянно была его сестра, которая немного позднее заболела и сама. Болезнь Б.носила буйный характер. Но он писал и рисовал.

Б.-человек не очень счастливой судьбы-и поэтич. и жизненной.У него не было своей семьи. ему ее заменили семья сестер и племянники. И он поэт одной книги1817 года, двухтомник «Опыты в стихах и прозе» Б был рожден большим поэтом, а остался в границах одной книги. Его трагедия – в незавершенности жизненного пути.Ведь он не успел выразить себя до конца. Многие Б.считали странным чел-м. Смысл странности в раздвоенности хар-ра: 2 ч-ка, один – добр, щедр, мил, другой – злой, коварный, жадный. Тип странного ч-ка – преждевременная старость души, причиной кот.явл-ся разочарование, ведь у него была слишком ранимая и чувствит.душа.

Выделяется 2 ПЕРИОДА ЛИРИКА БАТЮШКОВА.

1-й период- гедонистический .В 1 половине своей творч жизни, до войны 1812 года, Б выработал собств «маленькую», по его выражению, философию. Поклонник Монтеня и Вольтера, Б своеобразно соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Парадоксальным образом именно жестокий исторический опыт породил жизненную и поэтическую философию Б- гуманное эпикурейство его юности, обожествление личного счастья.

Поэт никогда не был сторонником революционного просветительства с его грандиозными замыслами разумного переустройства мира. Разочарование в «веке Просвещения» сближало Б с его старшим современником - Карамзиным. Но позиция Б отличалась от не лишенной фатализма позиции Карамзина. По Карамзину, человек и его жизнь - неизбежное смешение тени и света, добра и зла, печали и радости, непрерывно переходящих одно в другое и неотделимых друг от друга. Отсюда «меланхолия» Карамзина. Карамзин испытывал именно жалость к человеку, а не восхищение им (на этом основан его сентиментализм). По Б же, смысл жизни - в даруемой ею радости.

Лирика данного периода рождается из чувства неудовл-я действ-ю. Действ-ть и идеал одинаково значимы и для романтиков и для реалистов. Но различался реализмом и романтизмом своей доминантой. Для реализма главным явл-ся образное воспроизведение объективной действительности в соотнесении с идеалом художника. Для романтика – образное воссоздание идеала в соотнесении с действ-ю. Тяга к недостижимому и главным является мечта об идеальном мире. У Б.разлад м-у идеалом и действительностью. Главное – мечта о другом мире.

Программное стих-е данного периода – «Мечта» 1810г.Он работал над стих-ем 13 лет и 4 раза перерабатывал его. Мечта для Б – это щит от злой печали, это то, что дарит поэту блаженство и счастье. Поэт призывает мечту «дщерь ночи молчаливой». Воображением он уносится в Сельмские леса. Из этого мира, он переносится мечтой к образу любимой женщины. Погружаясь в «романтич» туманы, поэт забывает печальн действ-ть. Мечта способна дать утешение. Счастье мечты поэт противопоставляет «пустому блеску славы» и «блистанью сует». «Мечтанье есть душа поэтов и стихов»-культ мечты.

Осн.жанром данного периода явл-ся Послание .(«к Гнедичу», «к Жук-му», «к Вяземс»и др). В «Послании к Хлое» поэт противоп-ет свою хижину, куда он удалился с Хлоей, «свету», с кот-м он порвал. Выражена романтич.антитеза высокого мира человеческой личн-ти и несовершенство действит-ти.

Стих-е «Мои пенаты» написано в 1811-1812 г, напечатано в 1814. Все стих-е построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного героем, «богатству с суетой». Герой находит счастье «в стране безвестной» в любви и дружбе, в вине и веселье, в чтении любим поэтов и в поэтич.тв-ве. Мечта об ином мире, о другом ч-ке. В стих-ии образы античности, реалии антич.мира. Б.усваивает философию античности. Герой не боится смерти, бросает ей дерзкий вызов.

Особенность героя лирики Б.1-го периода :не явл-ся двойником автора. Явный контраст действит-ти и «иного»мира. Качества героя и автора противоп-ны.Герой – воплощение мечты.Герой погружен в некую условную лит.действ-ть.Идеал – в античности.

Возлюбленная героя Б.выступает в лирике под условным лит.именем или выражается местоимением ОНА.

Б.пишет о земной, чувственной любви это – «изящная эротика».

Эротическая тема отдана поэтом лирическому герою и имеет не автобиографическую (также и не жанровую), а эстетически более широкую функцию.

Любовь для Батюшкова, как и красота, - «олицетворение» жизни, образ, символ земной жизни. Качества, которыми наделен батюшковский лир герой, призваны символизировать полноту физич бытия. Это молодость, чувство влюбленности, красота.

Возлюбленная батюшковского героя всегда идеально прекрасна. Ее уста непременно алые, очи - голубые, «ланиты» пылают, как розы, локоны ниспадают золотой или каштановой волной; ее руки - лилейны и т. п. Она благоуханна и украшена душистыми цветами. Батюшков утверждает, что красота - важнейшее из свойств жизни и принадлежит только ей. Батюшковское восхищение красотой имеет более глубокий смысл, чем эстетство и эротизм легкой поэзии XVIII века («poésie fugitive»). Любовь батюшковского лирического героя (на что обратил внимание еще Белинский) овеяна ореолом духовности. В ней «много нежности, - писал Белинский, - а иногда много грусти и страдания».

Лирический герой Батюшкова зачастую дан как некий античный персонаж, воскуряющий фимиам пред алтарем домашних богов, преследующий вакханку на празднике Эригоны и т. п. Он обрисован с помощью материальных и духовных атрибутов античности, ее быта и мифологии, окружен музами, нимфами, жертвенниками, идолами богов.

Античность была для Батюшкова идеалом гармонических взаимоотношений между человеком и миром. Вот почему так велико в его поэзии значение античной темы.

Границей между 2-мя периодами тв-ва Б.явл-ся 1812 год.

Охваченный сильным патриот чувством, Б в 1813 году добровольно вступил в действующую армию, был адъютантом генерала Н. Н. Раевского, участвовал в сражении под Лейпцигом и вместе с рус.войсками вступил в Париж. Однако события Отеч войны Б воспринял во многом иначе, чем больш-во его современников. Несмотря на победоносный ход войны, в нем росли горечь и разочарование. Ужас перед преступлениями вторгшихся в Россию «образованных варваров»(французов) омрачал для него радость и гордость победой. В этом Б был одинок - в рус общ-ве господствовало настроение общего подъема и радужных надежд. Тот самый 1812 год, который резко поднял общ-ую активность, дал толчок движению декабристов, Батюшкова погрузил в мрачные раздумья. Он разочаровывается в идеях Просвещения.Б-а уже не привлекает эпикуреизм, даже в той изящной форме, которая восхищала его у М. Н. Муравьева. Единств.средством спасения поэт считает теперь христ.религию . Земная жизнь для Б-временная жизнь. Ч-ка он считал странником на земле.

У Б.развивается философия аскетизма в земном мире он не видит надежды на радости. Задача ч-ка – пережить все земные страдания. Религиозность Б скорбная, герой Б.был слишком сильно привязан к земн.жизни. Лирика 2-го периода – сознательное отречение от эпикуреизма и спор с 1-м периодом

Осн.жанр лирики 2-го периода – жанр элегии .

Различаются 2 вида элегий: Интимная («Тень друга», «Мой гений», «Разлука», «Я чувствую» и др.) и Историч-я («переход русских войск через Неман», «переход ч-з Рейн»)

«интимная» элегия –это элегия разочарования.Чувство горести обусловлено несчастливой любовью, потерей дружбы, личным душевным опытом. Б достигает здесь не только эмоц-ой напряженности, но и подлинного психологизма.

Лиризм наиболее интим-х элегий Б - очень мягкий, нежный, сдержанный. Лирич самораскрытие осущ.не столько погружением в себя, сколько изображением внеш мира, пробуждающего чувства поэта. Так, в «Выздоровлении» и особенно в «Моем гении» композиционным центром явл.образ любимой женщины, к которой обращен благодарный восторг поэта.

Разлад м/у бесконечно привлекательным миром и душой, которая в тоске своей чужда наслаждению, впервые в рус поэзии положен в основу самой композиции.

Все его позднее тв-во пронизано чувством острого трагизма, ощущением невозвратности счастья. Обуреваемый страхом перед революцией, ее насилием и разруш-ой силой, он боится за Россию. Не исключено, что в катастрофическом обострении наследственной душевной болезни, выключившей Батюшкова из жизни в начале 1820-х годов, сыграла роль его осведомленность о существ-ии тайных декабр обществ. Сын его старшего друга и учителя, М. Н. Муравьева, Никита Муравьев был одним из организаторов движ-я, и это усугубляло тревогу поэта.Но и здесь перед Б возникало неразрешимое противоречие. По своим общ-полит воззрениям он был либералом. Феодальная реакция, искоренение возбужденного революцией «вольного духа», вызывала у него отвращение, заставляла резко критиковать внутр и внеш политику русского самодержавия.

Обаяние поэзии Б - в удивительном переплетении иллюзорного и действительного.

Б сам ясно сознает нереальность своей утопии (ведь современному человеку уже не стать человеком «древним»), но он наделяет свою мечту всеми красками жизни, лучшими ее св-ми - любовью, радостью, наслаждениями, молодостью, красотой.

Жизнь батюшковского лир героя дана как заведомая утопия, как «украш-ый мир вымыслов» (выражение В. В. Виноградова). Отсюда - нарочитое использование мотивов, сюжетов, образов античной и новой европейской лирики.

Б.стал конструктивным элементом для развития поэзии. Эл-ты его тв-ва мы можем найти у Броцкого, Тютчева, Анненского, Лерм-ва и других писателей.

Мы можем определить историко-литературное значение Б словами Белинского: «Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Б. достаточно, чтоб имя его произносилось в истории рус лит-ры с любовью и уважением».

Новаторский характер носили и антологические стихотворения поэта. Для раннего Батюшкова античность – средоточие чувственных наслаждений. В этом духе понята и античная лирика. Теперь поэту близки в античности иные свойства – простота, мужество, драматизм страстей. Жанр антологического стихотворения был издавна трудной, но необходимой для поэта художественной школой вследствие предъявляемых к нему устойчивых требований краткой, сжатой выразительности. Заслуга Батюшкова в том, что он избежал как внешней декоративности, форсированной экзотичности, щегольства античными реалиями и приметами быта, так и манерной передачи чувств, излишней чувствительности и трогательности. Античную антологию он понял как воплощение национального духа древних греков, как нравственное бытие народа, которое невозвратимо. Обращаясь к античности, поэт решал современные ему проблемы национально-исторической самобытности и народности. Миросозерцание античного человека можно раскрыть лишь через его духовный, внутренний мир. Наиболее личной, индивидуальной страстью выступает любовь. Поэтому в лирике Батюшкова господствует принцип «антологического индивидуализма». В любви античный человек высказывается весь. Помимо темы любви Батюшков коснулся и тем смерти, ревности, дружбы и гражданской гордости. В антологических стихотворениях Батюшков пропел гимн жизни, ее красоте, ее величию, ее тревогам. Только самоотверженная и открытая битва с превратностями судьбы дает ощущение полноты и радости бытия. Героическая тема противостояния опасностям, сопротивления обстоятельствам, несмотря на возможность поражения и неизбежность смерти, достойно венчает антологический цикл.

На формирование Батюшкова как поэта повлияли следующие факторы:

1. Знание, изучение античной литературы, поэзии (Вергилий, Гораций, Анакреон).

2. Эпоха французского Просвещения (Вольтер (любовь к нему у Батюшкова всю жизнь), Дидро; критиковал Руссо).

3. Итальянское Возрождение (Петрарка, Ариосто).

4. Двоюродный дядя – Муравьёв (чиновник и писатель. «Я всем, что имею, обязан своему дядюшке»).

5. Окружение (писатели: Державин, Крылов, Капнист, Озеров, Львов).

Основные периоды: 1802 – 1808 – ученический период 1809 – 1812 – начало оригинального творчества 1812 – 1816 – переломный; духовный и поэтический кризис 1816 – 1823 – попытки преодоления кризиса и выхода из него.

1 период . Журнал «Любитель словесности», 1806 – стихотворение «Мечта» (первое опубликованное). «Мечтанье есть душа поэтов и стихов». Утверждение трёх имён: Анакреон, Сафо, Гораций. Батюшков пишет о том, что не в богатстве и знатности счастье. «Хижина поэта мечтою превращена во дворец, как ручеёк для бабочки в море». Поэзия живёт мечтой. «Совет друзьям» - утверждение идеалов, мотив разочарования в светских общепринятых ценностях. Ценность «лёгкой поэзии».

2 период. «Маленькая философия». Батюшков служил, участвовал в сражениях, вышел в отставку. Возвращается в Петербург, живёт по своей философии. Близкий друг – поэт Гнедич (по письмам). Сознательное существование и признание его как достойного и способного вызвать уважение честных людей. Философия основывается на убеждённости, что земные наслаждения возможны для человека с добродетельной душой; наслаждения – это не только сфера порока. Уединение – личное счастье. Эпикурейство – принцип достижения личного блага путём чувственных наслаждений (вкусная еда, вино, хорошая музыка, прекрасная женщина). Гедонизм – добро – наслаждение (стремление к добру). Сочетание у Батюшкова эпикурейства и гедонизма воплощалось в гуманистических идеалах и целомудрии. Батюшков не похож на своего лирического героя, в котором воплощалась то, что невозможно реализовать в жизни; переживания души, а не опыт жизни. Осознание невозможности реализации чего-либо выливалось в конфликт между мечтой, идеалом и действительностью (так, эстетически возвышенные наслаждения противопоставляются скептицизму). Малые жанры отражают «маленькую философию». В мироощущении Античности находит идеалы: жизнерадостность, воспевание красоты, душевное здоровье – романтическая мечта. Стоит отметить, что Батюшков при этом не использует античные формы поэзии. Это диктует характер стиля Батюшкова: нет тяжеловесного языка классических од. Использует язык, отражающий ясность мысли, способный выразить чувства и переживания – гармоническое равновесие, которое диктует вкус. Нет старославянизмов. Батюшков избирает другие темы: гражданская тематика (ощущение катастрофичности бытия, трагичности положения человеческой личности в хаосе истории). Наступает момент безотрадного, беспросветного пессимизма, самое отчаянное разочарование. Батюшков пытается выстроить новую философию, найти положительные основы видения мира, обращается к эпической, исторической тематике.

3 период. Основной жанр – элегия, в которой сочетаются историческая тематика и философская. Так, Рылеев использовал элегию для создания исторических образов, Батюшков же – для того, чтобы оттолкнуться от них в философском осмыслении бытия отдельной личности и бытия народов. «На развалинах замка в Швеции», «Судьба Одиссея» (герой, который соперничает с богами, бросает им вызов; пролог к трагедии - скитания). Поэта интересует человек в водовороте истории, размышления о том, в чём человек может найти опоры в разрушающей силе истории. Настроения прослеживаются в стихотворении «К другу» (к Вяземскому): «Мы область призраков обманчивых прошли…». Батюшков приходит к выводу о том, что «…ничего не прочно, нигде нет счастья». Итог активного творчества этого периода – сборник «Опыты в стихах и прозе» (1817), где слово опыты надо понимать именно в значении итога, а не экспериментов. Созданы произведения «Умирающий Тасс», «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы», циклы «В подражание древним» (последнее крупное произведение поэта), «Из греческой антологии».

  1. Эстетическая позиция декабристов. Жанрово-стилевое своеобразие лирики. Творчество К.Ф. Рылеева.

Революционно-романтическая эстетика формировалась в борьбе с враждебными дворянским революционерам идейно-художественными течениями. Основной удар был направлен против классицизма, подвергшегося уже критике со стороны карамзинистов и арзамасцев. Для революционных романтиков особенно неприемлемы были политическая основа классицизма и его скованность канонизированными правилами и образцами. Например, Кюхельбекер, в поэзии которого традиции классицизма еще дают себя знать, постоянно выступал против подчинения русской литературы его законам.

Но, выступая в качестве представителей романтического направления против классицизма, декабристы отмежевывались и от тех романтиков, которые стали выразителями консервативных тенденций. Кюхельбекер высмеивает это течение в поэзии: «Чувство уныния поглотило все прочие. Все мы взапуски тоскуем о своей погибшей молодости. Картины везде одни и те же: луна, которая, разумеется, уныла и бледна, скалы и дубравы, где их никогда не бывало, изредка длинные тени и приведения, в особенности же туман: туманы над водами, туманы над бором, туманы над полями, туман в голове сочинителя». В письме Пушкину от 12 февраля 1825г. Рылеев, признавая благотворное воздействие Жуковского на язык русской поэзии, считает пагубным «влияние его на дух нашей словесности », что является результатом мистицизма, мечтательности, туманности, которыми проникнута большая часть стихотворений поэта-романтика.

Таким образом, революционные романтики вели литературную борьбу на два фронта: против реакционного классицизма и против консервативного романтизма. Служение делу свободы художественным творчеством революционные романтики рассматривали как свой гражданский долг. Они обосновали идею поэта-гражданина, которая стала характерной для передовой русской эстетики. Эта идея была сформулирована в известном признании Рылеева: «Я не поэт, а гражданин ». Идея поэта-пророка, обладающего «силой воздвигать народы » на борьбу за свободу, свойственна и Кюхельбекеру.

Созданный революционными романтиками образ поэта-гражданина явился антитезой образу поэта-эпикурейца, получившему широкую популярность в «легкой поэзии» и образу поэта-мечтателя, характерному для элегического романтизма.

Понимание общественной роли искусства приводило декабристов к требованиювысокого содержания литературы. Декабристы вкладывали в понятие высокого революционно-освободительное содержание, связывали эту категорию с идеалами общественно-политической свободы. «Высокость » души была признана необходимым качеством гражданина в законоположении Союза Благоденствия. В том же документе утверждается и необходимость высокого содержания поэзии, без чего произведение «недостойно дара поэзии ». Отсюда и революционно-романтический критерий оценки художественного творчества: «сила и прелесть стихотворений » состоит «более всего в непритворном изложении чувств высоких и к добру увлекающих ».

Признание за художественной литературой высокой гражданской миссии побуждало поэтов-декабристов пропагандировать высокие жанры поэзии: политическую оду, героическую поэму, гражданскую трагедию.

Жанрово-стилевые осбенности:

Прежде всего, внимание декабристов привлёк жанр оды . В оде у классицистов поэт выступал от имени всего народа, выражая таким образом не свою личную точку зрения на изображаемые события, а общенародную. У декабристов герой трагически отчуждён от народа и должен совершить подвиг для единения с ним; одиночество героя и обреченность на конфликт привели к появлению элегической тональности. Декабристская ода сочетает жанровые признаки оды и элегии («На смерть Байрона» К.Ф. Рылеева, «Смерть Байрона» В.К.Кюхельбекера).

Сходные изменения произошли с жанром дружеского послания . В декабристском дружеском послании («Моё прости друзьям Кисловскому и Преклонскому» В.Ф.Раевского) в основе лежит гражданское чувство, раскрытое с естественностью разговорной интонации и дружеской откровенностью.

Попадает в поле зрения декабристов и жанр баллады , понятый как поэтическая форма народной фантазии. Декабристы в споре с Жуковским создают «русскую балладу» («Ольга», «Убийца», «Наташа», «Леший» П.А.Катенина, «Пахом Степанов» В.К.Кюхельбекера), жанровыми признаками которой явились просторечие, шероховатость, а подчас нарочитая грубость поэтического языка, имитирующая «простонародную грубость».

Наиболее удачным жанровым экспериментом декабристов в лирике стали «Думы » К.Ф.Рылеева, неслучайно Бестужев ставил их на первое место среди созданий «новой школы нашей поэзии ». По мнению самого Рылеева жанр «думы» является старинным русским изобретением («дума о героях»). В этой жанровой форме Рылеев видел возможность, изображая подвиги великих героев национальной истории, разбудить в душе читателя патриотические чувства, чувство общности со своей великой родиной, её историей, народом. Поскольку каждый из героев рылеевских дум (Вещий Олег, Димитрий Донской, Борис Годунов, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий и др.) интересовал не как неповторимая личность, а как русский тип человека, то герои оказались «унифицированными», на одно лицо, одним лирическим «я».

Декабристы создали особую, характерную только для гражданского романтизма разновидность жанра поэмы («Войнаровский», «Наливайко», «Хмельницкий» К.Ф.Рылеева). Поэма вобрала в себя все поэтические открытия декабризма: историческую достоверность, национальную, гражданскую и патриотическую тематику, трагический герой-титан. Новое в декабристской поэме - разочарованный герой.

Теме политической свободы поэты-декабристы посвящали наиболее значительные произведения своей лирики. В «Законоположении Союза Благоденствия» первым естественным законом общественного объединения людей признавалось «соблюдение блага общего ».

Творчество Рылеева:

К. Н. Батюшков - поэт, который искал новое. Жанровые новации поэта - сатира на современную ему литературу; послания ("Мои Пенаты" Гнедича, Тургеневу, Дашковой и др.), Историческая элегия ("Переход русских через Неман", "Переход русских через Рейн", "На развалинах замка в Швеции" , "Тень друга"), антологічна пьеса, физиологический очерк. Батюшков нарушает границы между жанрами, установленными классицистами. Посланию он придает свойства то элегии («К другу»), то исторической элегии («К Дашкову!).
На фундаменте «маленькой философии» Батюшков формирует свой поэтический мир, который 17 июля 1816 года в «Обществе любителей российской словесности» назвал легкая поэзия. Это Первый период (1802-1812)творчества. Бы соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Лирический герой срисован с помощью материальных и духовных атрибутов античности, ее быта и мифологии, окруженный музами, нимфами, жертвенниками, идолами богов..
Поэт воспевает любовь, дружбу, радость жизни, свободу личности. За ним задачей писателя - познать «человека в страсти ее», угадывать «тайную игру страстей». Батюшков создает портрет любимой, фиксирует впечатление ее образа. в любовной лирике автор описывает счастье влюбленных,«сладострастия и неги», горения «земных страстей».(«Месть», «Веселый час»). Любовь у Батюшкова - страсть, которая управляет человеком. Образ любимой повсюду сопровождает поэта, сливаясь с ним. («Ответ Тургеневу»,«Мой гений», «Элегии», «Разлуки»). Но восторг жизнью сочетается с предчувствием кризиса. Батюшков ввел в "легкую поэзию" басенное начало, изобразил раздвоенное сознание, приблизился к реалистического изображения войны.
Второй период (1812-1813 гг. и весна 1814-го) это становление исторического мышления Батюшкова. Его письма Н.И. Гнэдичу, Пушкиной, Д.П. Северина, одновременно передавали ход исторических событий и внутренний мир человека, патриота, личности восприимчивой, чувствительной. В стихи входит идея относительности ценностей в свете истории. Бы разочаровывается в идеях Просвещения..спасение поэт видит в христианской религии. В Б. развивается философия аскетизма. Религиозность Бы скорбная,а герой сильно привязан к земной жизни.
Участие поэта в войне 1812 года отобразилась в послании «Пленный», «На развалинах замка в Швеции», «Переход через Рейн».
В третий период (с середины 1814 г. по 1821 г.) в стихах появляются философские и религиозные размышления, мотивы трагической любви, и вечного разлада художника с действительностью. Безнадежность становится темой стихов. (Мой гений, Разлука, друга, Пробуждение, Таврида). Разочарования получает историческую мотивировку, и элегия становится медитацией на философско-историческую тему о безрадостные превратностях безжалостной судьбы. («На развалинах замка в Швеции»). В стихах Батюшкова разрабатывалась проблема эпохи - соотношение "общей" жизни человечества и душевной жизни отдельного человека. в его творчестве строился образ автора как мыслящей личности, воспринимающей и оценивающей мир.
Историческая элегия отражает ужасы войны, тоску по погибшим, эти произведения полны гражданственности, поэт воспевает подвиги российского народа и его руководителей. Он обогащает жанр элегии и превращает ее в лиро-эпическое произведение («Умирающий Тасс»). В стихотворении «К Дашкову», сочетая «серьезное с шутливым», автор впервые в поэзии, частное и гражданское, делает общим для всех предметом интимного и страстного переживания.
Выраженная в совершенной художественной форме «истина в чувствах» - такова была эстетическая требование к поэзии, предъявляемым Батюшковим в зрелые годы его творчества.
«Маленькая философия» и «легкая поэзия» взаимодополняют друг друга. Это глубоко выстраданная позиция самоопределения и растущего самосознания личности. Отстаивая мир «моих пенатов», поэт открывал большой мир «памяти сердца»: епікуреїзм как радость ежедневных наслаждений, гораціанство как философию «золотой середины», скепсис Вольтера и мудрость Монтеня, сладкий стиль Петрарки и горечь Тассової судьбы.

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского.

Ведущая роль в творчестве Жуковского принадлежит балладе. Его перу принадлежат баллады:
- античные («Кассандра», «Ахилл», Жалобы Цереры, «Ивикови журавли», «Елевзінскіе праздник»);
- средневеково-рыцарские ("Солова арфа», «Перчатка» Рыцарь Роллон, Замок Смальгольм, «Иванов вечер»);
- отечественные («Вадим», «Светлана», «Людмила»).
В период с 1808 по 1833 гг. Жуковский создает 39 баллад, которым присущ глубокий лиризм. В основе большинства баллад - тема преступления и наказания. Преступление вызвано индивидуалистическими страстями: честолюбием, жадностью, ревностью, эгоистическим самоутверждением. В поединке добра со злом всегда побеждает добро, а зло наказывается. К преступника в балладах наказание приходит от совести человека («Замок Смальгольм») или идет из самой глубины жизни. («Божий суд над епископом»). . Жуковский утверждал идеалы добра, правды, гуманности. Жуковский убежден, что таким является моральный закон, источник которого находится в руках Творца.
Постоянный герой баллад - сильная личность, направленная на достижение эгоистической цели. Благородные герои поэта всегда возвышенно чисты, одухотворены лучшими человеческими чувствами и никогда не изменяют их.. Природа в балладах Жуковского берет на себя функцию мести-за преступление: река Авон вышла из берегов и затопила Варвик; Мыши начали загрызли епископа Гаттона.
В античных балладах Жуковский поэтизирует историю, превращая античных богов и героев в романтических персонажей. Основным у поэта есть незыблемость гуманных отчетов, на которых лежит мир, образуется мораль человечества и неотделимое от прекрасного добро.
Поэт переосмысливает античность, как переход от дикости и варварства к цивилизованному обществу. Его интересует Дух Древнего мира. А в поле зрения - мировоззрение античного героя. Принимая свой жребий, античная человек в балладах сама делает свой выбор, к примеру, Ахилл, заранее знал о своей гибели.
Средневековые («рыцарских») баллады воскресили фантастические сюжеты о запретной или «вечной», хотя и неразделенной любви, о тайных преступлениях, о сношениях со злыми силами, о властолюбие, коварство жестокости, зависти, предательства, о трогательной верности, о нежные чувства и скорбные страсти. Их Же. освещает гуманносттю. Да, любовь,нереальная на земле, возможно на небе. Она сильнее моральных норм, но рок сильнее охваченного страстью человека. Например, «Еолова Арфа».
В отечественных балладах Жуковский возрождает мотив народных исторических и лирических песен. Историческое место и время условны. Действие - вне истории и вне конкретным пространством. Человек поставлен лицом к лицу с Вечностью, всей Судьбой. Среди баллад есть посвященные любви: «Людмила», «Светлана». Главное здесь-успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей.
Баллада Же. представляла собой замкнутую жанровую стрктуру с подвижной фабулой и тяготела к философскому осмыслению сюжетов. Человек в балладе чувствовал над собой власть высших сил, однако, выбор, каким путем идти всегда оставался за ней
----
Уже в балладе «Людмила», Жуковский говорит о обуздания эгоистических желаний и страстей. Людмила ослеплена любовной страстью, упрекает Бога в жестокости и несправедливости. ЕЕ возмездие - образ мертвого жениха,что затягивает ее в могилу.
А в балладе «Светлана» героиня с покорностью и страхом, не теряя веры, молит о счастье. Она находит счастье: жених возвращается после долгой разлуки. Жуковский верит в вечность любви и счастья, условием чего является верность до гроба и за гробом.
Любовь торжествует над смертью - вот романтическая идея баллады.. Жуковский вносит в балладу национальный русский колорит: описание гаданий в «крещенский вечер», примет и обычаев. Баллада написана в стремительном ритме: балладные кони мчатся, девушка с женихом мчится на них, и сердце ее разрывается..
"Еолова арфа» (1815) - значительное произведение раннего романтизма. Жуковский ставит вопрос о духовную близость людей при их социальном неравенстве. Идея баллады - торжество любви над-становой разобщенностью, преимущество нравственного равенства над социальным неравенством. Но и в «Еоловій арфе» разрешение противоречий поэт ищет не здесь, на земле, а там, в посмертной жизни.

Лекция, реферат. Поэтическое новаторство К.Н. Батюшкова - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.





Батюшкова считают непосредственным предшественником Пушкина, и не случайно - соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии. Батюшков был последний русский поэт, творчество которого четко распределяется по лирическим жанрам. Стихотворения первого периода литературной деятельности поэта проникнуты эпикуреизмом: человек в его лирике страстно любит земную жизнь; главные темы в поэзии Батюшкова - дружба и любовь. Отказавшись от морализма и манерности сентиментализма, он находит новые способы выражения чувств и эмоций в стихе, предельно ярких и жизненных:Стройный стан, кругом обвитый Хмеля жёлтого венцом, И пылающи ланиты Розы ярким багрецом, И уста, в которых тает Пурпуровый виноград - Все в неистовой прельщает! В сердце льет огонь и яд! («Вакханка», 1815)

Уединение, дружба, любовь, мирные радости жизни, поэтическая мечта, преклонение "чувствованиям" и "сердцу", отрицание "холодного рассудка" вот темы, определившиеся в ранних элегических стихах Батюшкова. Одновременно выступает тема природы, одушевленной, как бы участвующей в радостях поэта: Луга веселые велены, Ручьи прозрачны, милый сад, Ветвисты ивы, дубы, клены, Под тенью вашею - прохлад Ужель вкушать не буду боле? ("Совет друзьям", 1805 г.)

1812 г. вызвал у Батюшкова военные темы. Отсюда появляется его тяготение к оде. Одическая форма применена им в Стихотворении "Переход через Рейн", но ода уже не возрождена в ее торжественной форме; эти стихи переходят в элегические размышления, в которых от оды осталась широта темы (исторический пробег и картины прошлого вначале) и обязательный финал.

К этому же времени относится послание Дашкову, рисующее впечатление от разоренной Москвы, а также военные романсы Батюшкова, в числе их знаменитый "Гусар".

В ответ на события отечественной войны 1812, Батюшков создал образцы гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с описанием глубоко индивидуальных переживаний автора:

… пока на поле чести За древний град моих отцов Не понесу я в жертву мести И жизнь и к родине любовь; Пока с израненным героем, Кому известен к славе путь, Три раза не поставлю грудь Перед врагов сомкнутым строем - Мой друг, дотоле будут мне Все чужды музы и хариты, Венки, рукой любови свиты, И радость шумная в вине! («К Дашкову», 1813)

У Батюшкова также соединены случайные произведения самого различного характера, иногда не типичные для его творчества басни, фрагменты переводных поэм, романсы, сказки, эпиграммы, Существенными являются два первых отдела. Что касается "посланий", то у Батюшкова они почти все написаны в том же роде, что и его "Пенаты": это дружеские послания шутливого характера. Подобные послания хотя и вызывали подражания, но дальнейшего развития не получили; послания поэтов, писавших после Батюшкова, принадлежат по большей части к иным разновидностям посланий и довольно скоро вообще отмирают в поэзии. Более жизнеспособным жанром была элегия. Если внимательно просмотреть состав отдела элегий в "Опытах" Батюшкова, то сразу явствует разнообразие входящих в него произведений. Здесь каждая новая элегия в каком-то отношении отличается от предыдущей. Ясно, что стихотворения, вошедшие в отдел элегий, уже перерастают рамки твердого жанра.

Батюшков стал главой так называемой «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII в., наиболее выдающимися представителями которой были Г.Р. Державин и В.В. Капнист («образец в слоге», как назвал его Батюшков). Воспевание радостей земной жизни - дружбы, любви - сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал. Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811-12, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения - слог так и трепещет, так и льется - гармония очаровательна». Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817).

В отношении поэтического мастерства образцами для Батюшкова были произведения античных и итальянских поэтов. Он переводил элегии Тибулла, стихи Т. Тассо, Э. Парни и др. Одно из наиболее прославленных сочинений Батюшкова элегия «Умирающий Тасс» (1817) посвящена трагической судьбе поэта - тема, настойчиво привлекавшая внимание Батюшкова.

В послевоенный период поэзия Батюшкова тяготеет к романтизму:

Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я! Увы! с тех пор добыча злой судьбины, Все горести узнал, всю бедность бытия. Фортуною изрытые пучины Разверзлись подо мной, и гром не умолкал! Из веси в весь, из стран в страну гонимый, Я тщетно на земли пристанища искал: Повсюду перст её неотразимый! («Умирающий Тасс», 1817)

Для Батюшкова основной критерий оценки художественного произведения - это понятие «вкуса». «Вкус» Батюшкова проявляется в том единстве формы и содержания, которое почти всегда присутствует в его поэзии. Батюшков требует от поэта точности и ясности. Самого Батюшкова привлекают не просто яркие краски. В его динамических картинах мы почти физически ощущаем конкретные детали: «счастливый Иль де Франс, обильный, многоводный», «огромный бог морей», «под эту вяза тень густую»...

Батюшков не изобретает новые слова (что мы увидим в творчестве Языкова) и очень редко новые сочетания («развалины роскошного убора»). Поэт смело использует в своих стихотворениях архаизмы («согласье прям», «зане»), славянизмы («десница», «веси», «стогны»); философскую «лексику» («соразмерность», «явленья», «равновесье»); разговорные выражения.

В его элегии «Таврида» (1815) мы находи те же особенности стиля; с «возвышенной фразеологией» («под небом сладостным полуденной страны», «под кровом тихой ночи») мирно сочетаются обиходные слова («сельский огород», «простая хижина»).

Автор смело вставляет в поэтический текст пословицы («А счастие лишь там живет, // Где нас, безумных, нет», «День долгий, тягостный ленивому глупцу, // Но краткий, напротив, полезный мудрецу»; «Здесь будет встреча не по платьям»).

Современники в стихах Батюшкова особенно ценили гармонию, музыкальность, «сладкозвучие». «Никто в такой мере как он не обладает очарованием благозвучия, - писал В.А. Жуковский. - Одаренный блестящим воображением и изысканным чувством выражения и предмета, он дал подлинные образцы слога. Его поэтический язык неподражаем... в гармони выражений». «Звуки италианские, что за чудотворец этот Батюшков», «прелесть и совершенство - какая гармония», - восхищенно писал Пушкин, делая свои замечания на «Опытах» Батюшкова.

Плавность и музыкальность ритма - вот чем особенно пленяет поэзия Батюшкова. Так, в стихотворении Батюшкова «Песнь Гаральда Смелого» (1816) картина плавания по бурному морю получает звуковую окраску благодаря постоянной аллитерации «л» - «р» - усиление нагнетания этих звуков характерно для всего стихотворения. Приведем лишь одну строфу:

Нас было Лишь тРое на Легком чеЛне;
А моРе вздымаЛось, я, помню, гоРами;
Ночь чеРная в поЛдень нависЛа с гРомами,
И ГеЛа зияЛа в соЛеной воЛне.
Но воЛны напРасно, яРяся, хЛестаЛи,
Я чеРпал их шЛемом, Работал весЛом:
С ГаРаЛьдом, о дРуги, вы стРаха не знаЛи
И в миРную пРистань вЛетели с чеЛном!

В этом стихотворении интересны и звуковые повторы (Стена, Станина, приСТань, хлеСТали), которые придают стиху большую выразительность. Фонетическая гармония - это тот фон, на котором с удивительной силой проявляется поэтическое своеобразие Батюшкова.

Ритмический эффект достигается различными способами. Поэт любит анафору:

Ему единому, - все ратники вещали, -
Ему единому вести ко славе нас.

(«отрывок из I песни» «Освобожденного Иерусалима») (1808).

Прибегает он и к инверсии («Я берег покидал туманный Альбиона» - расположение слов зависит от ритма стиха); перемежает различные ямбы (часто шести-, пяти- и четырехстопные); любит усеченные прилагательные:

Воспел ты бурну брань, и бледны эвмениды
Всех ужасов войны открыли мрачны виды...
Рассеял... нежны красоты...
То розы юные, Киприде посвященны...
А там что зрят мои обвороженны очи?

«К Тассу», 1808

Батюшков смело сочетает различную лексику, разные стили. У позднего Батюшкова эта разностильность употребления «выполняет ответственнейшую задачу разрушения гармоничного образа мира, - пишет Н. Фридман, - Батюшкову нужно, чтобы читатель с наибольшей живостью воспоминаний переживал глубину утраты, чтоб он узнавал прекрасное, прежде чем его потерять».

Обобщая все сказанное, можно определить историко-литературное значение К.Н. Батюшкова словами В.Г. Белинского: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно.

Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».

Вопросы о творчестве К.Н. Батюшкова

  1. В каких жанрах пробует свои силы Батюшков?
  2. Какая основная идея его «анакреонтической» лирики?
  3. Какой тип сатиры использует Батюшков?
  4. В каком жанре с особой силой расцветает его талант?
  5. Что нового внес Батюшков в русскую поэзию?
  6. Можно ли утверждать, что Батюшкову удалось воссоздать «антологический» стих?
  7. Можно ли согласиться, что своей поэзией Батюшков создал красоту «идеальной» формы?
  8. Что отличает поэтический язык Батюшкова?
  9. Согласны ли вы со словами Белинского, что в лирике Батюшкова «старое и новое дружно жили друг подле друга, не мешая одно другому»?
  10. Удалось ли Батюшкову создать собственную «школу»?
  11. Каково основное отличие поэзии Батюшкова от поэзии Жуковского?
  12. Как можно определить роль Батюшкова и его значение в истории русской поэзии?

Похожие статьи

  • Деятельность человека, её основные формы

    Природа заложила в нас главные отличия от животных – разум и деятельность. Постоянное бездействие неизбежно приводит к деградации личности, поэтому деятельность является важнейшим инструментом развития. Виды и формы деятельности человека...

  • Демоверсии егэ по биологии

    СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по БИОЛОГИИ 1. Назначение КИМ ЕГЭ Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки...

  • К чему снятся мертвые или живые куры

    Курица в виде живой птицы во сне — наяву это символ девушки или женщины. Иногда такой женщине присуща одна из характеристик — заботливая мама; женщина, любящая подолгу болтать, либо «кудахтать о других»; пугливая женщина; симпатичная...

  • Приснились пчёлы, расшифровка сновидения

    Ни для кого не является секретом, что пчела олицетворяет трудолюбие, расторопность, хлопотливость, усердие, бережливость и экономию. Ведь неслучайно про трудолюбивого человека в народе говорят «трудится, как пчелка», а многие банки...

  • К чему снится ругань с начальством

    Видеть во сне директора – к тому, что ваше желание исполнится. Приснившийся директор школы, естественно, предвещает неприятный вызов классного руководителя вашего ребенка. Говорить с директором фирмы – сможете занять руководящий...

  • Понятие о бессознательном, проблема бессознательного в психологии

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым...