Анализ произведения Горького “Детство”. Сочинение по повести Горького "Детство"

Детство – первая пора в жизни каждого человека. «Все мы родом из детства», - утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба во многом зависит от того, как он прожил свое детство.

Русский писатель Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) тоже считал, что именно из детства человек вырастает «чутким к чужим страданиям», а происходит это, так как он помнит свои страдания, а еще потому, что «детским ясным и ярким взглядом» видит мир он вокруг себя, учится сострадать чужому горю и ценить и отзываться добром на ласку и любовь.

Именно поэтому в 1913 году Максим Горький начал работу над своей знаменитой трилогией, первая часть которой, как и у Льва Толстого , получила название «Детство». Это автобиографическая повесть, в которой писатель воссоздал обстановку дома, где ему самому пришлось вырасти. Рано потеряв своих отца и мать, уже в 11 лет он оказался «в людях», то есть стал работать у чужих людей, чтобы заработать себе на пропитание. Это тяжелое испытание, не случайно посвятил он свое произведение сыну, чтобы тот помнил о суровых годах конца XIX века.

Когда после смерти отца Алеша Пешков (автор назвал всех героев реальными именами из жизни) вместе с матерью и бабушкой оказался в Нижнем Новгороде, в родительском доме своей материи, «странная жизнь», которую он начал здесь, стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением».

Мальчик впервые столкнулся с таким понятием, как вражда между родными: он чувствовал, что «дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». А еще дед высек Алешу до потери сознания за попытку покрасить скатерть, после чего мальчик долго «хворал», но именно тогда у него появилось беспокойное внимание к людям, точно ему «содрали кожу с сердца», и оно стало «невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Несмотря на то, что Алексей часто сталкивается с несправедливостью, рос он добрым и чутким, ведь его первые девять лет жизни прошли в атмосфере любви, когда он жил в Астрахани с родителями. Теперь в доме деда ему приходится несладко: он вынужден ходить в школу, учить молитвы, смысла которых не понимает, разбирать по складам Псалтырь. Но есть в доме люди, к которым тянется Алексей. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчит большое будущее.

Однако не суждено сбыться пророчествам: Цыганок погиб, раздавленный тяжестью дубового креста, который дядя Яков поклялся отнести на своих плечах и поставить на могилу жены, вечно им битой и раньше времени отправленной на тот свет. Вся тяжесть креста легла на плечи Цыганка, а когда тот споткнулся, дядья «вовремя сбросили крест», и так погиб подкидыш, который, по словам дедушки, «поперек горла братьям встал», вот они его и уморили.

Череда несчастий в доме Кашириных продолжается: в пожаре сгорает мастерская, у тетки Натальи от испуга начинаются преждевременные роды, и она умирает, а вместе с ней младенец. Дед продает дом, выделив соответствующую часть наследства сыновьям – Михаилу и Якову.

В новом доме множество постояльцев – тоже способ заработать. Сами Каширины вынуждены ютиться в подвале и на чердаке. Много интересного и забавного было в доме для мальчика, но порой его душила неотразимая тоска, он весь как будто наливался чем-то тяжким и подолгу жил, «потеряв зрение, слух и все чувства, слепой и полумертвый». Такие ощущения трудно назвать детскими.

В подобной обстановке для любого ребенка важна поддержка взрослых. Мать Алексея, Варвара, в свое время вышла замуж «самокруткой», без благословения отца, так была рада вырваться из удушающей атмосферы семьи, про которую сам дед сказал бабушке: «Народила зверья». Бабушка же, говоря о своей непростой судьбе, рассказала, что у нее восемнадцать детей «было рожено», да вот полюбил господь: все брал да брал ребятишек ее в ангелы. Выжившие же особым счастьем не отличались: Михаил и Яков постоянно грызлись из-за наследства, Варвара, оставшись вдовой, пыталась вновь наладить личную жизнь, оставив сына на попечении бабушки и деда. Но и второй брак не сложился: муж, много ее моложе, стал ходить на сторону, а мать мальчика, родив еще двух сыновей, превратилась из высокой статной женщины в высохшую старуху, немую, глядящую куда-то мимо, и вскоре умерла от чахотки.

Поэтому особая роль в становлении мировоззрения юного Алеши Пешкова была отведена бабушке. Уже при первом знакомстве она показалась ему сказочницей, ведь «говорила она, как-то особенно выпевая слова». Мальчику казалось, что она светилась изнутри, через глаза, «неугасимым, веселым и теплым светом», будто до нее он спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, связала все вокруг в непрерывную нить и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

С дедушкой отношения складывались иначе: Алеше казалось, что тот недолюбливал его и следил за ним своими зоркими и умными глазами. После того как Алеша был жестоко наказан дедом и тяжело заболел, дедушка пришел к нему, сел на кровать и рассказал о своей трудной молодости - ему пришлось быть бурлаком. Тяжелые испытания озлобили деда Каширина, сделали подозрительным, вспыльчивым. Он, маленький, сухонький, даже почти в 80 лет все еще поколачивал бабушку, которая была его крупнее и сильнее.

Много потерь было в жизни Алеши, но общение с хорошими людьми помогало выстоять ему в борьбе за существование. Так один человек со странным прозвищем Хорошее Дело предложил мальчику учиться писать, чтобы потом записывать все, что говорила бабушка. Возможно, этот эпизод был взят из жизни самого автора, что и послужило толчком к будущему ремеслу писателя. В любом случае, именно жанр автобиографической повести и рассказ от лица главного героя позволили Максиму Горькому передать всю трагичность жизни маленького человека, вступающего в жизнь и уже в какой-то мере ею отвергнутого.

Сочинение по повести Горького «Детство» школьники пишут в седьмом классе. В этой повести поднимается множество актуальных и по сей день проблем. Жизнь мальчика, так круто изменившаяся в один миг, заставляет читателя искренне сопереживать главному герою.

Судьба писателя

Всеми известный творец Максим Горький написал множество произведений, которые перечитывают не только учащиеся, но и взрослые люди. Но жизнь писателя складывалась непросто. Сочинение по повести Горького «Детство» должно начинаться с указания того, что она является автобиографической. Герои в ней не вымышленные, как в большинстве других произведений, а самые настоящие. А все потому, что Горький создавал это произведение по собственным воспоминаниям.

Когда он был совсем ребенком, его окружала любящая и дружная семья. Но отец писателя неожиданно умирает вследствие болезни. По этой причине бабушка мальчика забирает их с матерью в дом деда, которого он никогда не видел. Здесь-то и начинается новая жизнь ребенка, насыщенная и суровая.

Но он, постигнув все эти тяготы, не сдается. Впоследствии он даже смог получить образование. Благодаря своему увлечению - чтению книг, а также мастерству Горький становится писателем с мировым именем.

Отношения с бабушкой

Обязательным элементом в нашем сочинении станет характеристика героев. Детство (Горький написал повесть, уже будучи взрослым) стало настоящей школой жизни. Современные школьники вряд ли могут представить себе порядки и устои того времени.

В доме деда Каширина мальчик впервые столкнулся со злом. Враждовали все: и взрослые между собой, и дети. Но только бабушка, Акулина Ивановна, стала настоящим другом для мальчика. Она была смелая, сильная женщина, но и в то же время очень добрая и ласковая.

Мать Горького тяжело переживала смерть мужа и сына, которого родила преждевременно из-за стресса, поэтому ребенок практически не чувствовал ее любви и внимания. Бабушка же, наоборот, полюбила внука всем сердцем.

Сочинение по повести Горького «Детство» будет содержать подробную характеристику этой героини. Мальчик сравнивает ее с медведицей, потому что она такая же большая и мягкая. Всю дорогу, что они ехали на пароходе в Нижний Новгород, бабушка всячески развлекает внука сказками. Она понимает: по приезде домой их всех ждут трудности.

Благодаря ее любви и ласке мальчик легче переживает потерю семьи.

Характеристика героев

«Детство» (Горький отразил в повести свои воспоминания) поднимает такую проблему, как взаимоотношения окружающих. В доме деда Алеша впервые увидел, насколько склочны могут быть люди. Братья Яков и Михаил, являющиеся дядьями мальчика, все время враждовали между собой, деля приданое сестры.

Знакомство с дедушкой прошло совсем не так, как представлял себе наивный ребенок. Василий Каширин никогда не видел внука и много лет не общался с дочерью, потому как она вышла замуж без его согласия, за простого человека. Он мечтал отдать ее за какого-нибудь дворянина, чтобы она не жила в бедности. Но Варвара поступила по-своему, ослушавшись отца.

Впервые увидев деда, мальчик был разочарован. Он совсем не был ласковым, сек своих внуков за каждую провинность. Алеша же не знал, что такое побои. Здесь и ему пришлось ощутить на себе жестокое физическое наказание. Дед выпорол его так, что ребенок потерял сознание от боли. которого было и без того очень тяжелым, навсегда запомнит этот случай. Он смог простить деда, но забыть его жестокость не сумел.

Позднее Василий прикипает к ребенку всем сердцем, почти не бьет, обучает грамоте. Это очень помогло мальчику в дальнейшей жизни.

На вольную жизнь

Повесть «Детство» (Горький) по главам изучается на уроке литературы. С первой по восьмую мы наблюдаем, как привыкает Алеша к строгим дедушкиным правилам. Далее мы видим уже подросшего мальчика, который освоился в доме Кашириных и даже смог изучить грамоту. Дедушка продает свой дом и покупает другой. От скупости он принимает у себя постояльцев, которые платят за проживание. Бабушку он теперь не обеспечивает: ей приходится вязать кружева, чтобы прокормить себя и внука.

Варвара, мать Алеши, вышедшая замуж и уехавшая из отцовского дома, вновь возвращается. Снова ее семейная жизнь не сложилась, муж пьет и избивает ее.

Вскоре она умирает, и Алеша остается совсем сиротой.

После похорон матери дед отправляет ребенка из своего дома, считая, что он уже сам может выживать, зарабатывать на хлеб. Так начинается жизнь Горького «в людях»

Теперь вы без труда напишете сочинение по повести Горького «Детство». Это произведение оставит свой след в душе каждого читателя.

2.2 Образ ребенка в повести "Детство" Максима Горького

"Детство" (1913-1914) А.М. Горького - это не только исповедь собственной души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты - человек. Автобиографическая трилогия "Детство" стоит в ряду тех его произведений, в которых писатель стремится воплотить многообразные художественные искания, выразить активный, жизнеутверждающий взгляд на жизнь.

Детство, изображенное А.М. Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху, осмысленная в социальном плане. Герой "Детства" Алеша Пешков всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир. А.М. Горький писал: "Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной. И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их. Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой" [Горький, 1983, с. 36]. Эти высказывания являются как бы эпиграфом ко всей повести, ее ведущей мыслью.

Не по хронологическим вехам, последовательно и спокойно движется повествование: яркие картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка при столкновении с действительностью: мрачное и трагическое дано в противопоставлении со светлым и радостным, что производит наиболее сильное впечатление на душу ребенка. Так, на смену тяжелому впечатлению от трагической смерти отца приходит ощущение счастья и близости с необыкновенным человеком - бабушкой; описание жестокости деда во время наказания соседствует с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

С одной стороны писатель реалистично передает "тесный, душный круг жутких впечатлений", в котором жил Алеша в семье Кашириных, а также раскрывает, как расширялись представления мальчика о нравах собственнического мира за пределами дома деда. С другой стороны, А.М. Горький показывает огромное влияние на Алешу тех "прекрасных душ", с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли "надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой" [Там же. С. 45].

Особенность "Детства" состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения не новый, и все же сложность в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта. Рассказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ происходящего. Именно впечатления героя-рассказчика, его реакции, отношение к различным явлениям действительности, к людям, окружающим его, позволяют понять идеи автора, выраженные им в широких жизненных картинах.

Выделение деталей портрета, осмысление их функциональной значимости позволяет вести разговор о том, что у каждого писателя свои способы изображения героя. Речь идет о портрете-впечатлении, портрете-оценке, которую дает писатель героям. Рассматривая под таким углом зрения портрет бабушки Акулины Ивановны, видно, что глаза у нее вспыхивают "невыразимо приятным светом", что "вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом", что слова ее напоминают "ласковые" цветы, а походка - движения ласкового зверя. Именно эти оценки помогают понять отношение Алеши, почувствовать, что бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки: "Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!" - А.М. Горький воспринимает как "крик ее сердца, лозунг всей жизни" [Там же. С. 59].

Первое впечатление усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает писатель бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши к миру: "Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни" [Там же. С. 40].

Обращая внимание на особенности портрета в повести, где не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика, читатели тем самым развивают у себя умение понимать это отношение. Так, Алеша еще ничего не знает о своем деде. Но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к себе. Алеша чувствует властность, энергию деда: "Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок". Рыжая бородка, птичий нос, зеленые глазки настораживают Алешу. Алешу обижает, что дед "выдернул" его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; "отодвинул" внука в сторону, как вещь. Алеша сразу "почуял в нем врага". Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные… Нарастающее в душе мальчика чувство одиночества и отчужденности накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется "нахлобученной", окна - "выпученными", двор - "неприятным" [Там же. С. 74]. Здесь суетятся "сердитые" люди, "стаей вороватых воробьев" мечутся носишки. Таковы первые впечатления Алеши.

Таким образом, идейный нерв автобиографической повести - стремление писателя шаг за шагом показать крепнущее сознание ребенка, а позднее Алеши Пешкова, его человеческое самоутверждение в противоборстве с окружающей средой.

Концепция красоты в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект"

Петербург всегда вдохновлял и воодушевлял писателей. Его красотой восхищался Пушкин; «Люблю тебя Петра творенье», а также многие писатели того времени. Образ Петербурга неоднозначен, обычно он предстает величественным, прекрасным...

Мотив огня в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Гераклит говорил: “Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха - огонь”. Именно поэтому воздух убегает от огня, а огонь, для того, чтобы жить, догоняет воздух...

Образ ребенка в произведениях Туве Янссон о Муми-троллях

Туве Янсон о мумитроллях. Туве Янссон изобрела необыкновенных персонажей - муми-троллей, Снусмумрика, Хемуля, Хомсу, Мюмлу и других фантастических существ, живущих человеческой жизнью...

Образ ребенка в рассказах Р.П. Погодина

Образы кавказцев в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

«История души человеческой… едва ли любопытнее и не полезнее истории целого народа», - писал М.Ю.Лермонтов. Одним из интереснейших героев романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» является Максим Максимыч. Это чуткая натура...

Повесть "Детство" Л.Н. Толстого (психология детского возраста, автобиографическая проза)

Повесть «Детство» была напечатана в самом передовом журнале того времени - в «Современнике» в 1852 году. Редактор этого журнала великий поэт Н.А. Некрасов отметил, что у автора повести есть талант...

Причины и особенности протекания процессов архаизации в произведении Л.Н. Толстого "Детство"

Тема одиночества в произведениях Д. Сэлинджера

Рассказы Селинджера, почти каждый из них, посвящены проблеме перехода из мира ребенка, мира неподдельности, искренних чувств - во взрослый мир - мир жестких рамок, налагаемых на стиль поведения, мысли...

Тема Родины в "Слове о полку Игореве" и в повести Е.И. Носова "Усвятские шлемоносцы"

Тема родины в «Слове о полку Игореве» потребовала от автора обращения к ее настоящему и прошлому, переходов повествования из одного места в другое и многолюдства действия...

Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького

Первый учитель Горького - В.Г. Короленко сразу же обратил внимание на какие-то новые, трудно поддающиеся определению особенности художественной манеры своего ученика. Он сказал Горькому о рассказе «Старуха Изергиль»: «Странная какая-то вещь...

Фольклорное происхождение произведений Н. Гернет. Режиссёрский анализ пьесы-сказки "Гусёнок"

Сказки - это чудесное творение искусства. В ней содержится социальная, художественная, а также педагогическая ценность. Этот факт общепризнан. Говоря о сказке, мы подразумеваем преемственность поколений и нравственное воспитание...

Художественная концепция детства в творчестве А.М. Горького

Тема детства глубоко и органически вошла в художественное наследие А.М. Горького. Рассматривая проблему воспитания в теснейшей связи с общественно-политическими вопросами своего времени, писатель не случайно большинство своих произведений...

Художественное изображение обездоленных людей в пьесе М. Горького "На дне"

Максим Горький (1868 -1936), (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) - русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX-XX столетий («серебряного века») и советской литературы. Отец...

Языческие традиции в фольклоре восточных славян и русского народа (по сказкам и былинам)

Одной из основ языческого мировоззрения ранних и восточных славян является представление о том, что человеческая жизнь, как и всякий круг, не имеет ни начала, ни конца. Тем не менее...

Повесть Максима Горького «Детство» является автобиографической. Сложно сказать, является ли это произведение мемуарами, или автор просто творчески осмысляет и описывает события своего детства. В любом случае, точно известно, что описанные в «Детстве» события происходили с Максимом Горьким (точнее, с Алёшей Пешковым это автоним писателя) на самом деле.

История детской души в повести «Детство»

После смерти отца мальчик с матерью переезжают в Нижний Новгород (позднее названный, в честь писателя, Горьким) к семье матери. Новый быт явился для маленького ребенка (тогда Алёше не было и десяти лет) настоящим шоком.

Его дедушка с материнской стороны был человеком по-настоящему патриархальным и властным, он держал в кулаке всю семью и жену, и своих уже взрослых детей, и внуков.

Алёшу, привыкшего к воспитанию мягкого отца и спокойной, нежной матери, пугает дед: он заставляет мальчика заучивать наизусть православные молитвы, обещая в случае непослушания высечь розгами. А ведь родители никогда не били Алёшу...

Но не только суровый дед шокирует Алёшу. Сильным потрясением было для него знание о том, что его покойный отец был неугоден деду, что мать вышла замуж вопреки родительской воле.

Естественно, для впечатлительной детской души слушать, как дедушка пренебрежительно отзывается об отце, только что умершем и потому еще более любимом, было невыносимо больно. Тем более, мальчик не мог понять причины такого отношения.

Еще одним потрясением, отпечатавшимся в памяти Алёши, стала внезапная смерть от родов тётки Натальи, жены одного из материнских братьев. В первые недели его жизни в дедовом доме тётка Наталья учила мальчика азбуке и закону Божьему, ласково поправляя его ошибки и стараясь скрыть от сурового деда неудачи Алёши.

Несмотря на тот факт, что и до этого Алёше уже пришлось увидеть смерть вблизи (ведь умер его отец, а буквально через несколько дней новорожденный барт Максим), его потрясает кончина тётки. Точнее, не столько сама смерть, сколько спокойное и даже немного равнодушное отношение к этому семьи.

Согласно мировоззрению его деда, женщина это все-таки не совсем полноценный человек, а смерть в родах дело обыденное. Тем более, на всё воля Божья. Однако Алёша еще слишком мал и впечатлителен, чтобы понять такие вещи.

В конце концов Алёшу ждет еще одно потрясение и удар судьбы. Через некоторое время, когда он уже освоился в доме деда, умирает от болезни его мать. После этого жизнь мальчика становится гораздо более трудной, ведь мать была едва ли не единственным человеком в доме, кто старался защитить ребёнка от сурового деда.

Теперь же, став круглым сиротой, Алёша становится никому не нужен. Дед же решает, что мальчик уже достаточно большой для того, чтобы самому зарабатывать себе на кусок хлеба, и отправляет его «в люди». Таким образом, со смертью матери «Детство» в жизни Алёши заканчивается.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема реферата:

«Особенности стиля повести А.М.Горького «Детство»

Выполнила:

Савельева Екатерина

Ученица 7Акласса.

Руководитель:

Бубнова ОльгаИвановна .

Нижний Новгород

2013

Содержание

1. Вступление. Цель реферата 4 стр.

2. Особенности жанра повести Горького «Детство 5 стр.

3. Своеобразие горьковского портрета 7 стр.

4. Взаимоотношение субъективного (повествование от лица Алеши) 12 стр.

5. Речь как средство раскрытия характера героев повести М. Горького 13 стр.

«Детство»

6. Употребление лексики, передающей особенности детской психологии 15 стр.

героя

7. Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев 16 стр.

8. Заключение 18 стр.

9. Примечание 19 стр.

10.Использованная литература 20 стр.

11.Приложение 21 стр.

I . Вступление. Цель реферата.

У каждого писателя имеется свой способ осуществления творческого замысла, своих художественных идей, манера, отличающая его от других.

Писатель не может не отразиться в своем произведении как личность, показать свое понимание жизни, оценку изображенных событий. В каждом герое произведения, в каждом произведении писателя воплощается неповторимое «я» художника.

Л. Н. Толстой сказал однажды, что читатель, обращаясь к произведению, говорит: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что нового можешь мне сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь?».

Жизненный опят писателя, его талантливость делают каждое произведение особенным.«Стиль-это человек»,-гласит французская пословица.

Существуют различные определения стиля. Но многие лингвисты сходятся в одном: главными элементами стиля являются язык (ритм, интонация, лексика, тропы),композиция, детали предметной выразительности. И, как говорилось выше, стиль тесно связан с индивидуальностью писателя, его взглядами на мир, на людей, с теми задачами, которые он перед собой ставит. (1)

По мнению ученых Л. И. Тимофеева, Г. Н. Поспелова, стиль писателя «с наибольшей очевидностью проявляется в его языке». (Там же). Гениальность писателя-творца заключена «в умении отобрать из богатейшего нашего словаря самые, точные, самые сильные и ясные слова». (2) «Только сочетания таких слов правильная- по смыслу их - расстановка этих слов между точками, -утверждал М. Горький, -может образцово оформить мысли автора, создать яркие картины, вылепить живые фигуры людей на столько убедительно,что читатель увидит изображенное автором». (3) Эти требования к языку художественного произведения могут служить основными положениями при выявлении особенностей стиля повести «Детство», в которой, как и его всей трилогии («Детство», «В людях», «Мои университеты»), «искусство слова М. Горького достигает особенной высоты». (4)

Цель реферата - на основе лингвистического анализа выявить своеобразие стиля повести М. Горького «Детство».

II . Особенности жанра повести Горького «Детство».

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» лежат факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения - автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека. В 1916 году была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней раскрывается тяжелая трудовая жизнь, а еще через несколько лет в 1922 году М. Горький, заканчивая повествование о становлении человека, опубликовал третью часть трилогии – «Мои университеты».

Повесть «Детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных.

Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения использовали многие писатели: И. А. Бунин («Цифры»), Л. Н. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»), И. А. Бунин («Жизнь Арсеньева») и т. Д. Этот факт делает события более достоверными, а также помогает внутренние переживания героя.

Но своеобразие горьковского повествования в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта.

Горьковское произведение «Детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Таким образом, выражая авторскую позицию, М. Горький описывает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», и с этой целью выбирает для своего повествования особый жанр - автобиографическую повесть.

III .Своеобразие горьковского портрета.

Черты стиля творчества писателя проявляются в своеобразии портрета.

Портрет - один из способов изображения героев. Выделение деталей, определение их роли позволяет сделать вывод о том, что у каждого писателя свои принципы раскрытия характера персонажа. «У М. Горького - портрет- впечатление, портрет– оценка» (5), которую дает писатель героям.

1. Портрет бабушки главного героя.

Самым дорогим человеком для главного героя была бабушка. Внешность бабушки дается в повести глазами Алеши, который видит в ее наружности и «множество морщин на темной коже щек», и «рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце»,и замечает, что «она сутула, почти горбатая, очень полная». Но, несмотря на эти черты, которые не приукрашивают героиню, портрет бабушки возвышен. Усиливает впечатление описания наружности бабушки талантливо используемая писателем антитеза, в которой сопоставляются «темное» и «светлое»: «темные...зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом», «темная кожа щек»- «лицо светлое», «вся она – темная, но светилась изнутри - через глаза- неугасимым, веселым и солнечным светом ».

Эмоциональную и ритмическую выразительность портретному описанию придает используемая писателем инверсия: « Говорила она , как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей , похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».

Здесь нельзя не отметить и выразительное сравнение слов бабушки с «цветами». В следующем предложении употребляется сравнение «зрачков» с «вишнями». Эти сравнения из мира природы далеко не случайны. Используя их, Горький как бы вводит читателя в мир наблюдений, впечатлений и представлений героя-рассказчика, глазами которого увидены действующие лица и события произведения.

Но особенно часто используются в повести сравнения людей с животными. Взятые из жизненного опыта мальчика, они передают не столько внешность героев повести «Детство», сколько их поведение и отношение к ним героев, манеру движения. Так, например, бабушка в портрете 1 главы «сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». Сравнения, используемые писателем в обрисовке человека, не только отражают то, как Алеша воспринимает жизнь, но и придают яркость и образность многочисленным описаниям.

Очень выразительно следующее описание внешности бабушки: «Сидя на краю постели в одной рубахе,вся осыпанная черными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу , которую недавно приводил на двор бородатый лесной мужик из Сергача».

Дополняет портрет бабушки сцена пляски. Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

Описывая сам характер танца, автор использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позволяют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.

Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.

Итак, эпизодгорьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки» и данный в восприятии героя-рассказчика, по-новому раскрывает образ Акулины Ивановны, передает ее переживания, сложный внутренний мир.

Портрет бабушки из первой главы начинается и завершается эпитетом – лейтмотивом «ласковый» («ласковые цветы» - «ласковый зверь»). Интересно и то, что свойственная ему контрастность естественно «перетекает» в проникновенные размышления автора о роли бабушки в жизни Алеши с той же самой антитезой: «темнота» - «свет»: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте , но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким к сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Связь портрета бабушки с авторскими размышлениями проявляется и в использовании определительных местоимений «весь», «самый», которые передают исчерпанность признака или действия: в описании внешности бабушки – «все лицо казалось молодым и светлым», «вся она – темная, но светилась изнутри…»; в размышлениях – «все вокруг меня…», «на всю жизнь», «самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком…». Очень яркий и точный метафорический образ, раскрывающийся в одном предложении -воспоминании роль бабушки в жизни Алеши, принадлежит не герою-рассказчику, а писателю - «художнику».

2. Портрет деда Каширина и Цыганка.

Анализируя портреты горьковских героев, можно понять, что писателю не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика и других персонажей.

Ещё Алёша ничего не знает о своём деде, но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила бы его к себе. Алёша чувствует властность, энергию деда: «Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок». Рыжая бородка, птичий нос, зелёные глазки настораживают Алёшу. Алёшу обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» внука в сторону, как вещь. Алёша сразу «почуял в нем врага». Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные.

В 2 главе, очень интересной с точки зрения емких, точных сравнений, характеризующих и деда, и его сыновей, появляется фраза: «Уже вскоре после приезда в кухню, во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочил на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь,как собаки , а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал:«По миру пущу!».

Но облик деда очень противоречив. Каширин действует, повинуясь сиюминутному чувству, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.Мальчик не всегда видит его злым и жестоким. В сцене посещения больного Алеши дед Каширин кажется сначала ему «еще более рыжим», ненавистным. Холодом веет на ребенка от деда. Сравнения «точно спрыгнув с потолка, явился», «холодной, как лед, рукою» пощупал голову, сравнение с хищной птицей (на «маленькой, жесткой руке» деда мальчик заметил « кривые, птичьи ногти ») свидетельствуют о горькой обиде ребенка: никто никогда так его не унижал, как дед, высекший внука до потери сознания.

Однако постепенно, слушая дедушку, Алеша открывает его для себя с другой стороны. Чувствительное сердце ребенка откликается на «крепкие, тяжелые слова» деда о сиротском детстве, о том, как в молодости он « своей силой супротив Волги баржи тянул». И теперь Алеша видит: сухонькийстаричок будто растет, как облако, и превращается в сказочного богатыря, который «один ведет против реки огромную серую баржу».

А умудренный жизненным опытом автор понимает, что дед преподал ему пусть и жестокий, но полезный урок: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

В последующих главахотношение Алеши к деду Каширину рассказывается и с помощью сравнения с хорьком: «А дед жестоко колотил меня за каждое посещение нахлебника, которое становилось известно ему, рыжему хорьку». А впервые характерное для героя сравнение с хорьком появляется в повести в сцене пожара: «Он зажег серную спичку, осветив синим огнем свое лицо хорька , измазанное сажей…»

Любимые Горьким сравнения людей с животными, птицами, передающие видение людей Алешей, не всегда носят отрицательный характер. Пример тому насыщенное яркими метафорами и сравнениями предложение, запечатлевшее пляску Цыганка во время «странного веселья» на кухне: «Бешено звенела гитара,дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном , размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги, гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом , освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился».

Ловок, грациозен Цыганок в движениях. Душа и талант, «яркое, здоровое и творческое» раскрывалось в его пляске. Никого не оставил равнодушным танец Цыганка, будил в присутствующих живые чувства. Горький подобрал очень точное, эмоциональное сравнение для того, чтобы показать ту внезапную перемену, которая произошла с людьми: исчезли тоска, уныние, их « порой подергивало, они вскрикивали, повизгивали, точно их обожгло».

IV . Взаимоотношение субъективного (повествование от лица Алеши) и объективного (от лица автора) в повести М. Горького «Детство».

Для повести «Детство» характерно переплетение увиденного, прочувствованного Алешей с собственно авторскими размышлениями о прошлом.

Выделить наиболее важные события детства и отделить свои авторские размышления от рассказанного Алешей писатель стремится использованием слов «помню», «памятный», «памятно», «вспоминается». С этой точки зрения примечательно самое начало 2 главы: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне , как суровая жизнь. Она вспоминается мне , как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, - слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени». Здесь слова «вспоминается мне» и «теперь, оживляя прошлое» принадлежат автору и помогают писателю отделить свои воспоминания и размышления о прошлом от увиденного и пережитого героем – рассказчиком.

Анализируя начало 2 главы, нельзя не отметить и яркое сравнение «пестрой, невыразимо странной жизни» с «суровой сказкой, рассказанной добрым, но мучительно правдивым гением». Это сравнение и развернутая метафора, уместившаяся в одном коротком предложении: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми», воплощают именно авторские воспоминания о детстве и являются ключом для понимания всех эпизодов, рассказывающих о жизни Кашириных.

Завершающие 12 главу суждения о «жирном пласте всякой скотской дряни» и о «возрождении нашем к жизни светлой, человеческой» принадлежат именно писателю, объективному и мудрому художнику, вспоминающему и размышляющему о детстве («Вспоминания эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом?»).Кроме того в повести часто встречаются слова «не помню», «непамятно», дающие читателю почувствовать, что автор положил в основу своей повести самые значительные и важные события детства («Не помню, как относился дед к этим забавам сыновей, но бабушка грозила кулаком и кричала:«Бесстыжие рожи, злыдни!»).

V . Речь как средство раскрытия характера героев повести М. Горького «Детство».

Говоря о своеобразии стиля Горького, нельзя не сказать и о речи действующих лиц. М. Горький не один раз говорил, что «писатель должен смотреть на своих героев именно как на живых людей, а живыми они у него окажутся, когда он в любом их них найдет, отметит и подчеркнет характерную, оригинальную особенность речи, жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д.» Анализируя речь действующих лиц «Детства», следует обратиться к прямым характеристикам их высказываний, которые принадлежат герою-рассказчику.

Он является чутким и внимательным слушателем и точно характеризует разговорную манеру почти каждого действующего лица произведения. Отмечая огромное влияние бабушки на Алешу, необходимо обратить внимание на то, как воспринимаются мальчиком рассказы и реплики Акулины Ивановны: «Сказки она сказывает тихо, таинственно, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, понимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно». Напевность бабушкиной речи подчеркивается и в словах, открывающих ее портрет: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей…»

Сила влияния бабушки на Алешу раскрывается и в характерном сравнении: «точно вливая в сердце мое силу», - которое заставляет вновь вспоминать слова: « …это ее бескорыстная любовь обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Метафорические образы «вливая в сердце мое силу » и «насытив крепкой силой » говорят об огромной роли бабушки в формировании характера мальчика.

В 3 главе повести бабушка вновь появляется перед читателем как замечательная рассказчица: «Теперь я снова жил с бабушкой, как на пароходе, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки или свою жизнь, тоже подобную сказке». Характер речи бабушки меняется в зависимости от того, о чем она рассказывает. Отвечая на вопрос Алеши о Цыганке, она « охотно и понятно , как всегда… объяснила» , что каждому из дядьев хочется взять Ванюшку к себе, когда у них будут свои мастерские; а коснувшись предстоящего раздела домашнего имущества, «она говорила, посмеиваясь отчужденно, как-то издали…»

Каждая глава повести дает богатый материал для речевой характеристики героев. Так, прямая речь бабушки в сцене пожара подчеркивает решительность и находчивость ее поведения. В речи бабушки преобладают короткие реплики, которые, как правило, адресованы какому-то конкретному лицу: «Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят!- строго, крепким голосом командовала бабушка…» «Отец, лошадь выведи! –хрипя, кашляя, кричала она…». «Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал,- наше все дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней,- Бог нам на помочь». Именно поэтому бабушка кажется «такой же интересной, как и пожар». В сцене пожара коня Шарапа, который «втрое больше ее», бабушка называет «мышонком». Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами очень часто встречаются в речи одной из главных героинь повести.

VI . Употребление лексики, передающей особенности детской психологии героя.

На первый взгляд незначительными в языке повести являются слова «не понравился», «понравился», «странный», «интересный», «неприятный», свойственные ребенку, от имени которого ведется повествование. Алеша на глазах читателей открывает мир, его подстерегает неизвестное и непонятное на каждом шагу, и многое ему нравится или не нравится («И взрослые и дети –все не понравились мне…»), и многое кажется необычным, интересным и странным (например, «странное веселье» на кухне). Этими словами завершается 1 глава: «…невидимый человек громко говорил странные слова : сандал-фуксин-купорос». Привлекает внимание и начало 5 главы: «К весне большой интересный дом на Полевой улице…» В сцене пожара « странные запахи носились по двор у,выжимая слезы из глаз».

Впечатлительный Алеша как зачарованный наблюдал и за огнем. Не отрываясь, смотрел он на красные цветы пожара, которые цвели на фоне темной, тихой ночи. Золотые красные ленты, шелковый шелест бившийся в окна мастерской. Охваченная огнем мастерская была похожа на горящий золотом иконостас церкви.

Интересно было Алеше наблюдать за бабушкой. Она сама была как пожар. Металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжалась, все видя.

Эта сцена, являющаяся кульминацией повести, написана в духе романтизма. Об этом свидетельствует сочетание красного и черного цветов (цветов тревоги, страдания, трагедии – «красные цветы», «багрово светился снег», «темные облака», «в тихой ночи», «по темным доскам»), обилие ярких эпитетов («кудрявый огонь»), сравнений, метафор, («извивались золотые, красные ленты огня», «весело играл огонь, заливая красным щели стен мастерской»), наличие исключительного героя – бабушки, которая, сама обожженная, не чувствуя своей боли, прежде всего, думала о других людях.

Нельзя не сравнить данный эпизод со сценой «пожара в Кистеневке» в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Мальчишки, видя, как горит барский дом, радостно прыгали, любуясь «огненной метелью». Им тоже интересно было наблюдать за огнем. Оба писателя, и А.С. Пушкин и М. Горький, абсолютно точно передали психологию детей, которым интересно всё, которых привлекает всё яркое, необычное.

VII . Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев.

Одним из средств раскрытия внутреннего мира героя является пейзаж. В первой главе повести показано отношение бабушки и Алеши к природе, волжским пейзажам.

«Ты гляди, как хорошо-то!»- эти слова принадлежат бабушке; «…по берегам стоят города и села, точно пряничные издали …»-это уже восприятие Алеши: «…мы ехали до Нижнего очень долго, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою». Этот эпизод напоминает путешествие Николеньки Иртеньева в Москву после смерти матери, которое произвело на негоотрадное впечатление: «…беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают мое внимание, а весенняя природа вселяет в душу отрадные чувства-довольства настоящим и надежды на будущее…Все так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно…». Сравнивая данные эпизоды, невозможно не увидеть сходство в восприятии природы Николенькой Иртеньевым и Алешей Пешковым после постигшей обоих утраты близких людей.

Тонко и глубоко любит природу Акулина Ивановна. Прекрасные картины природы-наступления ночи и раннего утра даны в восприятии этой удивительной женщины: «…она…долго рассказывает мне о чем-нибудь, прерывая речь свою неожиданными вставками: «Гляди- звезда упала! Это чья- нибудь душенька чистая истосковалась, мать- землю вспомнила! Значит,- сейчас где-то хороший человек родился». В речи используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что делает ее близкой к языку произведений устного народного творчества. В образе бабушки автор передает ее высокую одухотворенность и способность человека из народа глубоко воспринимать красоту природы, обогащающую человека: «Новая звезда взошла, глянь -ко! Экая глазастая! Ох, ты небо -небушко, риза Богова»

Пейзажи 12 главы, отличающиеся подлинной музыкальностью и ритмичностью, помогают понять их роль в становлении внутреннего мира Алеши Пешкова. Мальчик глубоко чувствуеткрасоту природы, о чем говорят употребленные здесь выразительные метафоры и сравнения: «Ночь идет, и с нею льется в грудь нечто сильное, освежающее , как добрая ласка матери, тишина мягко гладит сердце теплой, мохнатой рукой , и стирается в памяти все, что нужно забыть, вся едкая, мелкая пыль дня». Обращение к словам, передающим влияние на мальчика утреннего пейзажа: «Невидимо высоко звенит жаворонок, и все цвета, звуки росою просачиваются в грудь, вызывая спокойную радость , будя желание скорее встать, что-то делать и жить в дружбе со всем живым вокруг»,- дает возможность понять сходство художественных образов, которые рисуютпрекрасные картины ночи и утра.

Анализ этих пейзажей позволяет увидеть благотворное влияние природы на тонко чувствующего ее человека. Эти картины природы, нарисованные рукой писателя- художника («Писать надо так, чтобы читатель видел изображенное словами как доступное осязанию» (6), с особой силой заставляют воспринять контрастно звучащий вывод писателя о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни», которые являются «своеобразной кульминацией авторского присутствия в повести «Детство».(7)

VIII . Заключение.

Гениальность писателя-творца заключается в умении отобрать из богатейшего словаря языка самые точные, самые сильные и ясные слова. А. М. Горький писал: «...Слова необходимо употреблять с точностью самой строгой». Сам Горький восхищался своими предшественниками, великими писателями-классиками, которые умело пользовались богатством народного языка. Он считал, что ценность литературы в том, что наши классики отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали «великий прекрасный язык».

Язык «Детства» по своей конкретности, богатству, смене тона в описании отдельных персонажей, мудрой сдержанности в накоплении выразительных средств ставит повесть на одно из первых мест среди других произведений

А. М. Горького.

Наблюдения над стилем автобиографической повести «Детство» показывают, что «подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо». (8)

IX . Примечания.

(1) Теория стиля. bukinist . ru > obschie / teoriua stlya .

(2) Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

(3) Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

(4) Горький. А.М. Язык его произведений. yunc . org >

(5) М . Горький . Оязыке . ModernLib.ru>

(6) О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

(7) Е.Н. Колокольцев. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство». «Литература в школе», № 7, 2001.

(8) О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

X . Использованная литература .

1.Анализ эпизода «Пляска бабушки». en . с oolreferat . com > Анализ_ эпизода_Пляска_бабушки.

2.А.М. Горький. Повесть «Детство». М. «Детская литература». 1983 г.

3. М.Горький. Оязыке. ModernLib.ru>books/maksim_gorkiu/o_uazike/read_1/

4. Горький. А.М. Язык его произведений. yunc . org >ГОРЬКИЙ_А._М.ЯЗЫК ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

5. ДетствовпроизведенияхГорького. student . zoomru . ru .> lit / detstvo gorkogo s 4 htmmm /.

6. Реферат «Особенности жанра повести М. Горького «Детство». roni . ru > referaty / literatyra /

7. Е.Н. Колокольцев. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство». «Литература в школе», № 7, 2001.

8. Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.2 часть. Под ред. Г.И. Беленького. – М. Мнемозина, 1999.

9. О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

10.Тема детства в прозе Максима Горького. fpsliga . Ru > socyineniya _ po _ literatur _/

11.Теория стиля. bukinist . ru > obschie / teoriua stlya .

12. Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

XI .Приложение.

Таблица № 1 . « Способы создания портрета в повести М. Горького «Детство».

Бабушка Ивановна

Ивановна

Дед Каширин

Цыганок

Антитеза

темные... зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом », « темная кожа щек» - «лицо светлое », «вся она – темная , но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и солнечным светом ».

«рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной».

« белые зубы бы под черной полоской молодых усов».

Сравнение

«слова похожие на цветы», «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»,«ее темные, как вишни, зрачки».

« С рыжей, как золото , бородкой, с птичьим носом» , покраснел весь и звонко – петухом – закричал : «По миру пущу!».

«точно спрыгнув с потолка , явился», « холодной, как лед рукой », на «маленькой, жесткой руке» деда мальчик заметил « кривые, птичьи ногти »), «растет, как облако».

« реял коршуном , размахнув руки, точно крылья »,

« метался золотым стрижом » .

Метафора

« плыла по полу бесшумно», «ее сорвало с места, закружило вихрем», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно».

«Дед выдернул меня из тесной кучи людей», « глаза ярко разгорелись », « трубил в лицо мне».

« огнем пылал Цыганок», « горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады».

Инверсия

« Говорила она , слова укреплялись в памятимоей ».

« человека силы сказочной».

Эпитеты

« ласковые цветы» - « ласковый зверь».

сухонький старичок» , на « крепкие, тяжелые слова»,

« маленькой, жесткой руке».

« Квадратный, широкогрудый , с огромной кудрявой головой, « веселые глаза».

Гипербола

« один ведет против реки огромную серую баржу ».

Итак, портрет у Горького (портрет-впечатление, портрет-оценка) – одно из важнейших средств раскрытия характеров героев повести.

Таблица №2 «Употребление лексики, передающей особенности детской психологии героя».

«не понравился»

«И взрослые, и дети - все не понравились мне»,
«особенно же
не понравился мне дед», « мне не нравилось , что они зовут меня Кашириным»,

«нравился»

« Нравилось мне, как хорошо, весело и дружно они играют в незнакомые игры, нравились их костюмы

«странный»

«Невидимый человек громко говорил странные слова», «началась и потекла…невыразимо странная жизнь», « странные запахи носились по двор у,выжимая слезы из глаз», «кашлял странным , собачьим звуком», «Хорошее Дело чем-то обеспокоен: он странно , судорожно двигал руками».

«интересный»

«Всё было страшно интересно », « Интересно и приятно было видеть, как она отирала пыль с икон», «к весне купил большой интересный дом на Полевой улице…», «бабушка была такой же интересной , как и пожар», «рассказывала мне интересные сказки, истории, говорила про отца моего».

«неприятный»

«Двор был тоже неприятный », «Иногда он долго и молча разглядывал меня, округлив глаза, как будто впервые заметив. Это было неприятно », «Всё это тоже как сказка, любопытная, но неприятная , пугающая».

«приятно»

« было приятно отбиваться одному против многих», « Это всегда было приятно мне».

Слова «не понравился», «понравился», «странный», «интересный», «неприятный» свойственны ребенку, от имени которого ведется повествование.Алеша Пешкова глазах читателей открывает мир, его подстерегает неизвестное и непонятное на каждом шагу, и многое емунравится или не нравится …»), и многое кажется необычным, интересным и странным.

Б.А. Дехтерев. Дом Кашириных.

Б.А.Дехтерев. Бабушка Алеши.

Б.А. Дехтерев. Пляска бабушки.

Б.А. Дехтерев. Дед Алеши.

Таблица №3 «В творческой лаборатории учащихся7 А класса. Портрет деда Каширина глазами семиклассников».

Ключевые слова

Цитаты из текста

Внешний облик

похож на ворона, чёрный, как ворон; маленький, подтянутый, дед похож маленькую черную птицу, чёрные полы сюртука развевались на ветру, как крылья, от него исходила угроза; точно горел злобой, ненавистью изнутри, есть что-то колдовское, от нечистой силы

былинный герой, богатырь

Смотрел

Говорил

Отношение Алеши к деду

в глубине души добрый, много переживший, сильный духом человек.

Лингвистические задачи, предложенные ребятам, позволили им внимательней отнестись к слову писателя и в образе героя открыть новые грани, глубже понять сложный характер Каширина, чей портрет дан по отдельным главам повести в деталях.

Каширина глазами семиклассников».

Ключевые слова

Развитие темы

Цитаты из текста

Материал, собранный семиклассниками

Внешний облик

«сухонький старичок», «в чёрном одеянии», «с птичьим носом», «весь он складный, точеный, острый»;

«дед начал шаркать ногой по полу, как петух перед боем»;

«его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей»

похож на ворона, чёрный, как ворон; маленький, подтянутый, дед похож маленькую черную птицу, на ворона, чёрные полы сюртука развевались на ветру, как крылья, от него исходила угроза; точно горел злобой, ненавистью изнутри, есть что-то колдовское, от нечистой силы

ходил быстро, мелкими шагами, семенил, походка воинственная, будто постоянно готов к драке

нос острый, похожий на клюв, нос крючком

«рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной».

былинный богатырь, добрый сказочник

Смотрел

«зелёные глазки», «дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами»; «мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз»

смотрел внимательно, пристально, исподлобья, угрюмо, зло, насмешливо, недружелюбно, взгляд прожигал насквозь, как огонь

глаза злые, колючие, пугающие, холодные, как льдинки, от его взгляда мурашки бежали по спине, становилось страшно, хотелось убежать, стать невидимкой, вгляд страшный, обжигающий

Говорил

«он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого»; «было странно, что маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

слова злые, обидные, ядовитые, насмешливые, ехидные, обижали, цеплялись, как репей, как колючки, больно жалили, как змеи, кричал, громко взвизгивая, отрывисто, как будто хотел клюнуть

Отношение Алёши к деду

«я хорошо видел, что дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его»; «мне казалось, что дед злой»;

«рассказывал он вплоть до вечера, и когда ушёл, ласково простясь со мной, я знал, что дедушка не злой и не страшен»

не любил, боялся и ненавидел, испытывал неприязнь и любопытство, присматривался к деду, видел в нём что-то новое, враждебное, опасное

в глубине души добрый, сильный духом человек

Лингвистические задачи, предложенные ребятам, позволили им внимательней отнестись к слову писателя и в образе героя, чей портрет разбросан по отдельным главам повести в деталях, открыть новые грани.

Б.А. Дехтерев. Дед Алеши.

Похожие статьи

  • Звезда полей во мгле заледенелой рубцов

    прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Но...

  • Ф тютчев ты клонишь над водами

    Фёдор Иванович Тютчев Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей… Но струя бежит и плещет, И, на солнце...

  • Растоптанная красота: скандалы конкурса «Мисс Вселенная Почему федорова отказалась от титула мисс вселенная

    Честно говоря, я до сих пор не понимаю, как и почему, в далёком 2002 году, Оксана Фёдорова взяла корону «Мисс Вселенная».Ведь даже 15 лет назад Оксана была откровенно жирной. Живот-беляш, тяжёлые ляжки и маленькие сиськи -- всё это никак...

  • Характеристика мужчин и женщин дев в год быка Характер женщины знак дева год быка

    Девы-Быки - прирожденные ученые практического склада, которые выводят теории, основанные на фактах. Тут мы видим медиков и физиков, практиков и теоретиков. Географ и естествоиспытатель, гуманист и создатель университета, климатолог,...

  • Снится одна и таже девушка

    Когда молодому человеку часто снится девушка, считается, что о смысле сна задумываться не нужно. Зов природы. А зря. Сны с девушками могут предвещать события, как благоприятные, так и неблагоприятные.Ничего не значит сон, в котором...

  • Видеть во сне бананы много

    Банан во сне означает верного возлюбленного или надежного партнера. Есть бананы во сне - знак того, что вы ищете неприятностей на свою голову. Притом ваши искания очень рискованны и могут привести к печальным последствиям. Если банан...