Не в силе Бог, а в Правде: Между Востоком и Западом. Сочинение - эссе по истории "не в силе бог, а в правде" Ни в силе бог а правде

15 июля 1240 года состоялась одна из самых известных и таинственных битв в российской истории. Там, где теперь стоит Петербург, где река Ижора впадает в Неву, отряд под командованием молодого князя Александра Ярославича напал на шведский лагерь и обратил врага в бегство. Спустя несколько веков и битва, и сам князь стали именоваться Невскими.

Крестовый поход на Русь

Ещё 24 ноября 1232 года папа Римский Григорий IX издал буллу, в которой призывал рыцарей Ливонии «защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских». Через несколько месяцев, в феврале 1233, он прямо назвал русских врагами. В XIII веке Рим пытался привести в лоно католической церкви те племена Прибалтики и Финляндии, что ещё пребывали в язычестве. Христианизация шла как с помощью проповеди, так и меча.

Вместе с приходом веры в жизни финнов появлялись определенные ограничения, их права ущемлялись, ведь не только души, но и их земли нужны были Церкви. Племена, уже крещённые, бунтовали, а некрещенные активно боролись. И в этом их поддерживали русские – потому Папа и призывал защищать от православных «насаждение христианской веры».

Собственно на Русь крестовый поход никто не объявлял: главной целью рыцарей были то ли тавасты, то ли племя емь. Но земли суми, еми, других племён были в сфере интересов Новгорода, и вообще все стороны регулярно грабили друг друга, отчего столкновение католиков с новгородцами было неизбежно. Правда, в середине 1230-х послания Папы остались без внимания: ливонцам было не до Руси.

Шведы в Новгородской земле

Вторично с призывом о крестовом походе против финских племён Папа обратился к шведам 9 декабря 1237 года. Шведы откликнулись и 7 июня 1238 года договорились с датчанами и рыцарями Тевтонского ордена о нападении на Русь. Они планировали выступить одновременно двумя армиями: шведы (с норвежцами, сумью и емью) на севере – на Ладогу, тевтонцы и датчане – на Псков. Однако в 1239-м по каким-то причинам марш-бросок не состоялся, и лишь летом 1240 года шведы появились на Неве. Расположившись лагерем в устье реки Ижоры они, очевидно, ждали новостей от союзников, не желая начинать боевые действия, чтобы не навлечь на себя основной удар русского войска. И в ожидании они мирно торговали с местными племенами или миссионерствовали. Так начинался крестовый поход шведов на Русь, закончившийся Невской битвой.

Небесное воинство

Вторжение шведов позже стало толковаться в свете борьбы православия и католицизма. И воины князя Александра из защитников Родины превратились в защитников всей православной веры. Потому в Житии Александра Невского появилась легенда о крещёном язычнике Пелугии, который первым увидел приближение шведов и благодаря которому новгородский князь смог оперативно прибыть к их лагерю.

Но кроме шведов Пелугий, муж благочестивый, увидел ещё одно воинство – небесное, возглавляемое князьями Борисом и Глебом. «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру», - с такими словами, если верить Пелугию, обратился к брату князь Борис.

«Не в силе Бог»

Молодой князь Александр, которому к 15 июля 1240 было всего двадцать лет, будто бы сразу почувствовал значимость будущей битвы и обратился к войску не как защитник Новгорода, но именно как защитник православия: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». На святое дело – постоять за веру – и отправился отряд новгородцев, суздальцев и ладожан. Причём, видимо, зная о готовящемся нападении с запада на Изборск и Псков, Александр спешил расправиться со шведами малыми силами и даже не стал посылать во Владимир за подкреплением.

Внезапная атака

Очевидно, гонец, доставивший в Новгород весть о шведах, несколько преувеличил их численность. Предполагая столкнуться с противником, превосходящим его по силам, Александр поставил на внезапную атаку. Для этого, пройдя за несколько дней более 150 верст, русские отдохнули на некотором расстоянии от шведского лагеря, а ночью с 14 на 15 июля, ведомые проводниками из местных, вышли к устью Ижоры. И в 6 часов утра напали на спавших шведов. Фактор внезапности сработал, но не полностью: в лагере поднялась неразбериха, шведы бросились к кораблям. Однако опытные воины под командованием смелого воеводы смогли остановить их бегство и началась тяжёлая битва, длившаяся несколько часов.

Герои битвы

Русские, ведомые святыми Борисом и Глебом, сражались храбро. В Житии Александра Невского говорится о шести героях битвы. Некоторые историки скептически высказываются об их «подвигах». Но, возможно, таким образом, через описание подвигов, были изложены события самой битвы. Поначалу, когда русские теснили шведов к лодкам, Гаврило Олексич пытался убить шведского королевича и, преследуя его, на коне ворвался по сходням на палубу. Был оттуда скинут в реку, но чудесным образом спасся и продолжал биться. Значит, шведы выдержали первую атаку русских.

Затем завязалось несколько локальных сражений: новгородец Сбыслав Якунович бесстрашно бился топором, княжеский ловчий Яков нападал на полк с мечом, новгородец Меша (очевидно, вместе со своим отрядом) потопил три корабля. Перелом в битве произошёл, когда дружинник Сава ворвался в златоверхий шатёр и повалил его. Моральное превосходство оказалось на стороне наших войск, шведы, отчаянно защищаясь, стали отходить. Об этом свидетельствует шестой подвиг – слуги Александра по имени Ратмир, погибшего «от многих ран».

Исход

Победа осталась за православным войском. Похоронив убитых, которых, по свидетельству новгородской летописи, набралось «корабля два», шведы отплыли восвояси. Новгородцев же в битве пало всего «20 мужь с ладожаны». Среди них летописец особо выделяет: Костянтина Луготиньца, Гюряту Пинещинича, Намѣстю и Дрочила Нездылова, сына кожевника.

Так, Александр Ярославич обезопасил от нападения север Новгородской земли и теперь мог сосредоточиться на обороне Изборска. Однако, вернувшись в Новгород, он оказался в центре очередных политических интриг и был вынужден покинуть город. Через год его упросили вернуться. И в 1242 году он возглавил русское войско в ещё одной знаменитой битве, вошедшей в историю как Ледовое побоище.

Повесть о святом благоверном князе Александре Невском

Благословите, отченька! – пожилой монах со сморщенным хитрым личиком, похожим на лисью мордочку, низко поклонился настоятелю Рождество-Богородицкого монастыря1 игумену Матфею. – Опять я к Вам с докукой… Да только, простите, не знаю, с чего и начать. Вернее, не смею. Вот ведь беда-то какая вышла… Одно слово, искушение…

Да что случилось, отец Иоанн? – оборвал монаха игумен Матфей. Потому что отец Иоанн докучал ему едва ли не каждый день. Похоже, его любимым занятием было ябедничать на кого-нибудь из братии. То по вине монастырского повара каша на трапезе оказалась недосоленной, а в другой раз – пересоленной, то поутру он обнаружил в своем сапоге мышонка, которого наверняка засунул туда кто-то из послушников, то он своими ушами слышал, как звонарь, отец Софроний, заявил чтецу Илии, что-де «у этого Иоанна язык мелет, как мельница, а подвешен, что у соборного колокола. Что ни услышит – мигом раззвонит, а чего не услышит – то сам придумает»… Надо сказать, что в душе игумен Матфей был полностью согласен с отцом Софронием. Ведь именно за болтливый язык и склочный нрав отца Иоанна уже успели прогнать из двух других соседних монастырей. После чего он явился к отцу Матфею и со слезами просил Христа ради принять его в Рождество-Богородицкую обитель. Тогда старый игумен пожалел бесприютного монаха и принял его к себе в надежде, что хоть на сей раз он одумается и поумнеет. Однако, похоже, его надежды оказались напрасными… Так на кого же на сей раз пришел жаловаться отец Иоанн?

Да вот, отченька, приемыш-то Ваш Ратмирка чего натворил… – отец Иоанн со вздохом поднял глаза к небу. – Пошел рыбу ловить с деревенскими мальчишками, да вместо того Семена, сына кузнеца, поколотил. Это ж какая теперь молва в народе про наш монастырь пойдет? Мол, послушники у нас не молиться, а лишь кулаками махать горазды, да куда смотрит игумен, если самый первый драчун – его приемыш, да что это за монастырь такой… Я же, отченька, не в осуждение это говорю, а в рассуждение…
- Правильно говоришь, отец Иоанн. – игумен Матфей нахмурил брови и провел рукой по своей густой седой бороде. – Тут прежде не осуждать надо, а рассудить, отчего это вдруг Ратмиру вздумалось драться с Семеном. Вот давай-ка ты сходи да и разыщи Ратмира. Пусть придет сюда. А кто из них двоих прав, а кто виноват, я уж как-нибудь сам рассужу. Ну, ступай с Богом!

…Отец Матфей сидит в резном деревянном кресле в своей келье. Перед ним на столе лежит раскрытая книга с наполовину исписанными страницами. В нее старый игумен записывает свои воспоминания о событиях, очевидцем и участником которых он был в юные годы. Он начал это делать после того, как год назад поздней осенью2 съездил на юг, во Владимир, и оттуда привез с собой шестилетнего Ратмира. И всей братии Рождество-Богородицкого монастыря известно, что этот мальчик – сирота. Однако никому из них невдомек, кем он приходится настоятелю. И почему он заботится о нем, как о родном сыне.

А вот и сам Ратмир – худенький, смуглый, с немного раскосыми глазами, стройный, как тростинка, стоит перед отцом Матфеем. Похоже, мальчик не на шутку встревожен. Но почему? Может, он боится, что будет наказан за драку с сыном кузнеца? Или его тревожит что-то другое? Тогда что именно?

Ну, Аника-воин, рассказывай, что ты там навоевал? – притворно строго вопрошает мальчика отец Матфей. Ратмир поднимает голову…в глазах у него стоят слезы. Никогда прежде отцу Матфею не приходилось видеть, чтобы Ратмир плакал. Точнее сказать, мальчик никогда не показывал никому своих слез. Еще бы – ведь он же внук того самого Ратмира… Но что же все-таки с ним случилось?
- Отец Матфей… - голос Ратмира дрожит. – Скажите мне – кто был мой дедушка? Вы ведь знаете…

Конечно, знаю. – ласково отвечает отец Матфей, ласково гладя мальчика по жестким черным волосам. Почему он спрашивает об этом? Что произошло?

Они сказали, что у меня и у дедушки имя не русское, а татарское. И что мой дедушка - поганый татарин3. – всхлипывая, отвечает Ратмир. – Тогда Семка закричал, чтобы я убирался отсюда в Орду к своему хану. Потому что на Руси татарам не место… И ударил меня. А потом они хотели меня бить. Только я им не дался… А когда вырасту и стану воином, то отомщу им за дедушку… Отец Матфей! А это правда, что мы татары?

Полно, полно, Ратмирушка. – отец Матфей усаживает мальчика на маленькую скамеечку рядом с собой. – Дурной язык и сам не знает, что бает. Не порода человека позорит, а злой нрав. Вот и в Писании сказано, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Божией угоден Ему4. Да и скажу по правде, Ратмирушка, никакой ты не татарин, а самый что ни на есть русский. Бабушка твоя Анна русская была, и отец с матерью – тоже русские, из-под Владимира. Уж поверь мне, я-то их хорошо знавал. А дедушка твой, Ратмир, был половецких кровей5. Вот в него ты и уродился. В его честь тебя и назвали Ратмиром. Да и нравом вы с ним похожи. Вот, как погляжу я на тебя, так и вспомню твоего дедушку. Редкой отваги был человек, а своему князю – верный и преданный слуга. За него он и смерть принял. Мы ведь с твоим дедушкой вместе служили у князя Александра Ярославича…

Отец Матфей! – глаза Ратмира радостно вспыхивают. – А Вы мне расскажете про князя Александра?

Отчего ж не рассказать! – ласково улыбается отец Матфей. – Я ведь, Ратмирушка, был свидетелем и дел его, и его честной и славной жизни6. Да еще и отца его, князя Ярослава Всеволодовича, в живых застал, и мать его, княгиню Феодосию. Да, велик и славен был Ярослав, только сын его превзошел. Видел бы ты его, Ратмирушка! А я-то воочию видал, вот как сейчас тебя вижу. Ростом был он выше других людей, а голос его гремел, словно боевая труба. Лицом он был краше Иосифа Прекрасного7, силой превосходил Самсона-богатыря, премудр был, как царь Соломон, а храбр, словно Веспасиан, император римский. Никому не удалось его победить, зато сам он всех побеждал.

В ту пору надумал король шведский Эрик пойти войной на нашу землю. И собрал великое войско из шведов, финнов и норвежцев, и на многих кораблях отправилось оно к Новгороду. С тем войском шли и латинские епископы8, чтобы силой русский православный люд в римскую веру перекрещивать. А вел то войско королевский зять, ярл9 Биргер, отважный воин и храбрый полководец. Похвалялся он, что покорит под власть своего короля всю землю Новгородскую. Вот, как пришел этот Биргер на Неву, к устью Ижоры, отправил он в Новгород послов к князю Александру с такими словами:

«- Если можешь, сопротивляйся. А я уже здесь и пленяю землю твою».

Еще бы ему было не похваляться! Ведь он вел за собой целое войско. А у князя Александра в ту пору только верная дружина при себе была… Только, как услышал князь похвальбу этого Биргера, то разгорелся сердцем и пошел в Софийский собор. Там упал он на колени перед алтарем и принялся со слезами молить Господа:

Боже Великий и Крепкий! Ты основал землю и положил пределы народам, и повелел им жить, на посягая на чужую землю! Рассуди меня с обидчиками моими, побори борющихся со мной, возьми оружие и щит, стань мне Помощником!

Когда же вышел князь из церкви, то созвал свою дружину. И сказал им так:
-Не в силе Бог, а в правде. Вспомним, как писано: «иные – колесницами, а иные – конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо»10.

И пошел на врагов с одной лишь малой дружиной. Да еще с теми из наших - ладожан и новгородцев, кто захотел к ней примкнуть, потешить силу молодецкую, постоять за родной великий Новгород. Немного нас было. Да только мы не на силу свою надеялись – на помощь Божью. Запали нам в душу слова князя: «Не в силе Бог, а в правде».

И ты тоже там был? – От волнения Ратмир незаметно переходит на «ты». – И дедушка?

Да, и дедушка твой, Ратмир, тоже с нами был. – отвечает отец Матфей. – Он ведь в княжеской дружине служил. Вот тогда мы с ним и подружились и побратались, стали друг другу крестовыми братьями11. А еще нам помогали святые князья-мученики Борис и Глеб, заступники за землю Русскую. Правда, это уже я потом узнал… Был один человек, старейшина в Ижорской земле, по имени Филипп, а по-тамошнему Пелгусий. Хороший человек, добрый, набожный. Надо тебе сказать, Ратмирушка, что тогда из всего своего рода-племени крещеным был лишь один Пелгусий, а его земляки и родичи по старинке своим языческим богам молились. Лишь потом, видя, сколь честно и праведно живет их родич, тоже креститься стали… Так вот однажды ночью, как раз в ту пору когда шведы на своих кораблях к устью Ижоры пришли, этот Филипп-Пелгусий нес стражу на берегу моря. Сперва увидел он шведские суда. Много их было… А уже под утро, когда стало всходить солнце, смотрит Филипп – плывет по морю еще один корабль. В нем гребцы сидят, только они словно туманом окутаны – не разглядеть их. Зато тех, кто плыл на том корабле, Филипп хорошо рассмотрел, так что на всю жизнь запомнил увиденное:

«-Смотрю, стоят двое мужей в красных одеждах, руки на груди сложили. И вдруг один из них молвит другому:
-Брат Глеб, повели грести скорее, чтобы мы смогли помочь родичу нашему Александру.

Как услышал я это, так объяли меня страх и трепет. Выходит, это сами святые мученики Борис и Глеб на помощь к князю Александру спешат! Чудны дела Господни! А тут вскоре приехал к нам князь Александр с дружиной. Поведал я ему о том, как видел святых Бориса и Глеба, да речи их пересказал. Да только он мне велел о том молчать».

Тогда ты откуда об этом знаешь? – спрашивает Ратмир.

Это мне сам Филипп перед смертью рассказал, - поясняет отец Матфей. - Видишь ли, Ратмирушка, как надумал я написать о славных делах князя Александра, то поехал в те края, где мы со шведами бились. Хотел ижорцев порасспросить, что они помнят о Невской битве. Тут-то я и узнал, что Филипп жив, только ослеп от старости, едва ходит. Ему ведь тогда уже восьмой десяток шел… Встретились мы с ним, как старые друзья. Еще бы! Ведь, как говорится, друзья в горе познаются. А тогда у нас общая беда была – шведов за море прогнать. Долго мы с ним говорили: и битву на Неве вспоминали, и нашего князя… Вот тогда-то Филипп и рассказал мне о своем видении:
- Княжескую тайну, - говорит, - хранить должно. Но о дивных Божиих делах молчать не подобает. Не хочу я, чтобы память об этом чуде со мной в могилу ушла.

А что дальше было? – любопытствует Ратмир.
-Потом была великая битва. – отвечает отец Матфей. – И побил князь Александр бесчисленное множество шведов. С самим Биргером он сразился, и своим острым копьем сделал отметину на его лице, чтобы навеки запомнил гордый ярл: есть защитники у Русской земли! А больше всего отличились в том бою шестеро воинов. Одного звали Гаврила Алексич. Он верхом на коне въехал прямо на борт шведского корабля и там рубился с врагами, пока они не сбросили они его с конем в воду. Да только он, с Божией помощью, выплыл, и снова бросился в бой. И бился с самим их воеводой.

Другого звали Яковом.. А прозывали Полочанином, потому что родом он был из-под Полоцка, а у князя Александра служил ловчим. Он сражался один против целого полка, хваля Бога. И, как кончилась битва, похвалил его князь за мужество.
Третий был Савва, из младших дружинников. Он срубил шатер Биргера. Видишь ли, Ратмир, как высадились шведы на наш берег, так разбили они лагерь и поставили на берегу свои шатры. Самый большой и богатый шатер с золотой верхушкой был у ярла Биргера. Вот во время битвы Савва пробрался к этому шатру да и подрубил столб, на котором он держался. Рухнул шатер – только золотая верхушка на солнце блеснула. Увидели то шведы и опечалились, мы же обрадовались: наша берет!
Четвертый храбрец был из наших, новгородских, и звался Сбыслав Якунович. Эх, и удалая же была головушка у этого парня! Он на шведский полк без меча – с топором нападал, да не один раз. Уж на что храбр и силен был князь Александр, а и то подивился его силе и смелости. И потом взял его в свою дружину.

Ну, а пятым из тех героев был твой дедушка, Ратмир. Он служил при князе, и всюду сопровождал его. Вот и во время этой битвы Ратмир тоже был при нем. И, когда один шведский воин метнул в князя копье, Ратмир прикрыл его собой. Он успел увидеть нашу победу… Вот каким героем был твой дедушка. Одним из тех шести…
-А кто был шестым? – спрашивает Ратмир. – Ты же говоришь, их было шесть…
-Вот ведь незадача – запамятовал, - улыбается отец Матфей. – Шестым был Миша-новгородец. Он потопил три шведских корабля.
В той битве пало несметное множество шведов. Их наших же – всего двадцать человек. Одно слово – чудо Господне. Прав был князь Александр – не в силе Бог, а в правде. С победой, славя Бога, вернулись мы в Новгород.

С той поры шведы к нам войной хаживать боялись. Лишь через пятнадцать лет осмелели – снова пожаловали, да еще и своих соседей финнов с собой прихватили. Видно, забыли, как мы их Биргера на Неве побили. Да только князь Александр опять прогнал их прочь. Пусть знают и помнят незваные гости: кто к нам с мечом явится – от меча и погибнет. Мы любому недругу отпор дать сумеем.
После той битвы на Неве князя Александра Невским прозвали. И до сего времени его так называют: князь Александр Невский.
Только вскоре ему снова пришлось нашу землю от врагов защищать. На сей раз от немецких рыцарей. Пришли они на Русь в великой силе. И много народов уже успели покорить да крестить в свою римскую веру. Похвалялись псы-рыцари: «посрамим народ славянский, а князя Александра голыми руками возьмем». Сперва взяли они город Псков и посадили там своих наместников. Потом и дальше пошли…всего три десятка верст – и добрались бы до Новгорода. Тогда одумались наши. И послали на юг, в Переславль, за князем Александром, молить его о помощи…

Как же так? – недоумевает Ратмир. – Он же в Новгороде княжил! Почему же тогда он жил в Переславле?
-Эх, Ратмирушка-Ратмирушка. – горько вздыхает отец Матфей. – Не знаешь ты нас, новгородцев. Мы народ вольный. В других краях князья народом правят, а мы, новгородцы, сами их к себе призываем, кого захотим. А, коли не по нраву князь окажется – дадим ему от ворот поворот. Да только, по правде сказать, от вольности до своеволия – один шаг. А злая воля заводит в злую долю. Вот и с князем Александром у наших начальных людей вышла какая-то размолвка. Проще сказать, обидели они его чем-то. И ушел он от нас к своему отцу Ярославу, в Суздальскую землю. Тут-то немцы к нам и заявились. Видно, проведали, что остались мы без защитника. Тогда пожалели наши начальные люди, что зря князя Александра из Новгорода прогнали. Не зря ведь сказано: не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Пришлось нашим начальным людям свою гордость в сундук спрятать, да поехать на поклон к князю Александру. Да это еще полбеды – боялись они, что тот их и слушать не станет – прогонит прочь. А потому надумали поставить во главе посольства новгородского архиепископа Спиридона. Ибо знали, как князь Александр епископов да священников почитает. Только на то и надеялись, что как-нибудь уговорит его Владыка Спиридон помочь Новгороду…

Вот, приезжаем мы в Переславль. Привели нас к князю. И стал Владыка Спиридон его молить:
-Ради Господа, помоги нам, княже. Не помяни прежнюю обиду. Встань за землю Новгородскую. Без тебя все мы погибнем!
Молча выслушал его князь. А потом сказал:
-За землю Русскую встану12.
А они-то было думали, что он им отомстит за свою обиду – вот как ты хочешь своим обидчикам отомстить… Только знай, Ратмирушка – ненавистью да местью слабые люди живут. А тот, кто может простить свою обиду – истинно велик душой. Потому что, как говорил князь Александр, не в силе Бог, а в правде. Да и не только говорил, но и поступал так.
…И пошел он на немцев, и отвоевал у них Псков. А иных из них убил, других взял в плен, а многих из них потом отпустил восвояси. Зато тех изменников из наших, что немцам помогали, казнил без жалости. Не терпел он, когда свои своих врагам предают. И жестоко карал изменников, хоть простых людей, хоть начальных.

А самая главная битва у нас с немцами была на Чудском озере, в утро субботы пятого апреля13. Ох, и злая то была сеча, Ратмирушка! Так трещали копья да звенели мечи, что казалось - лед под нами ломается. Да льда и не разглядеть было – весь он был залит кровью. Нашей да вражьей. Только, что их кровь, что наша…у людской крови один цвет…
Игумен Матфей замолкает. Молчит и Ратмир. Он понимает, что сейчас старый монах снова видит перед собой искаженные злобой лица врагов, гибель своих товарищей, слышит треск ломающихся копий и звон мечей. Вот кто-то из воинов валится под копыта коней на окровавленный снег… А над головами сражающихся победно реют княжеские стяги. Но что это за новое воинство несется на врагов? Грозные крылатые ратники мчатся не по земле, а по воздуху… Кто они? Неужели? Господи, слава Тебе!
Немного погодя отец Матфей продолжает:

Уже после той битвы один из наших рассказывал, что видел он в воздухе ангельский полк, пришедший к нам на подмогу. И с помощью Божией стали мы побеждать, и показали враги свои спины, а мы гнали их, так что не было им спасения. А их предводителя, немецкого магистра, который похвалялся, будто голыми руками князя Александра возьмет, предал Господь ему в руки, а с ним множество знатных рыцарей, а уж простых воинов – без числа.
Ту битву теперь называют Ледовым побоищем. Потому что бились мы с немцами на льду Чудского озера. Да, с тех пор слава о ратных подвигах князя Александра прошла по всему свету до конец Вселенной. И многие чужеземцы приезжали к нам, чтобы только увидеть его. Помню, раз пришел из западных земель один знатный человек по имени Андреяш, начальник над рыцарями, а по-тамошнему - магистр. Так он потом о нашем князе Александре так сказал:

Бывал я во многих странах, но нигде не видел такого ни в царях царя, ни в князьях князя.
А ведь этот человек, Ратмирушка, был из наших врагов – немец и латинянин! Видишь, даже враги уважали князя Александра. И те из них, кто был разумен, искали с ним дружбы. Однако Господь нашего князя наделил великим умом и даром рассуждения: честных людей он привечал, а вот коварных хитрецов прогонял взашей. Раз пожаловали к нему из тех же западных земель, что и рыцарь Андреяш, иные гости – послы от римского папы. Звали их Гальд и Гемонт, и были они, как говорят, из папских слуг самыми искусными в речах да уговорах. Принялись Гальд с Гемонтом уверять князя Александра, будто бы покойный отец его, Ярослав, собирался католическую веру принять, да только не успел – умер. Вот только, раз отец дал слово, то сын-де из любви да уважения к отцу его выполнить должен. Видишь, Ратмирушка, как хитро они дело повернули! Только не о княжеской чести они радели – о собственной корысти. Хотели чужеземцы нашу землю покорить, как говорится, не мытьем, так катаньем. Силой взять не удалось, так взять ее хитростью. Вот Гальд и Гемонт и заливались соловьями. Мол, если примет князь Александр латинскую веру, великое благо сотворит он для своей земли. А уж они-то его истинной вере всегда научить рады. Только наш князь их на полуслове оборвал:
-Истинной вере я от отцов и дедов научен. И твердо знаю все, что было от Адама до Седьмого Вселенского собора14. А вашего учения не приму.

Пришлось папским послам несолоно хлебавши в Рим возвращаться. Так защищал князь Александр нашу Русь и нашу веру: и мечом, и своим твердым княжеским словом. О его ратных подвигах все знают и помнить будут, пока мир стоит. А вот кто знает, как он в Орде, перед татарским ханом, за нашу землю печаловался? Каково было ему, победителю шведов и немцев, ради мира на Руси к Батыю на поклон идти? А ведь он это сделал, Ратмирушка. Потому что твердо знал: не в силе Бог, а в правде.
Ратмир настороженно смотрит на отца Матфея. Еще бы! Ведь на Владимирской земле, где он родился, имя хана Батыя до сих пор произносят шепотом, и матери пугают расшалившихся детей: «смотри, вот придет злой Батыга, утащит в Орду»… Полвека назад, в 1240 г., монгольские войска кровавым смерчем пронеслись по Руси: разорили Рязань, Суздаль, Владимир, и даже «мать городов Русских» - Киев, так что он до сих пор лежит в развалинах. Ратмир знает и другое: с тех пор русские князья платят дань монгольским ханам. И вынуждены ездить к ним на поклон в Орду, чтобы получить разрешение править своим уделом. А там князей заставляют кланяться каким-то монгольским идолам. А еще - проходить между зажженными кострами. Потому что монголы верят: если человек, желающий зла их хану, пройдет среди этих огней, то зло потеряет свою силу. И тех, кто отказывается это сделать – убивают.
Тем временем старый игумен продолжает свой рассказ:

Прослышал хан Батый о славе и храбрости князя Александра и послал к нему своих людей с такими словами:
«-Знаешь ли ты, Александр, что Бог покорил мне многие народы? Неужто ты один мне не покоришься? Если хочешь уберечь свою землю, то приезжай скорей ко мне и увидишь честь царства моего».
И понял князь, что, если не поедет он к Батыю, тот сам с войском на Русь явится. – поясняет отец Матфей. – Только вот переживет ли она второе Батыево нашествие? Эх, не зря говорят: татарская честь горше горького. Да только ради блага Русской земли князь Александр готов был не только к хану ехать, а и смерть в Орде принять. Мы же рассудили так: куда князь – туда и мы, его дружина. Пойдем с ним в Орду, а если надо – умрем там вместе с ним.

Вот отправились мы к Батыю в такой великой силе, что женщины татарские, видя нас, стращали своих детей: «Александр едет».
Только, как приехали мы к хану, отказался князь Александр через костры проходить и идолам кланяться.
-Хану, - сказал, - готов поклониться, ибо Господь Бог его царством почтил. А идолам бездушным поклоняться не стану, потому что служу и поклоняюсь Одному Господу.
Думали мы, что убьют его за это татары. Да только уберег его Господь. Видимо, понял хан Батый, что князь Александр скорее на смерть пойдет, чем от своей веры отступится. Как до него сделал это князь-мученик Василько Ростовский, который отказался служить Батыю, и сказал ему: «О, темное царство! Не разлучить тебе меня со Христом моим!» И дозволил хан нашему князю не проходить сквозь костры и не кланяться идолам. Но больше никому из русских князей не прежде, ни после него не делал Батый такой уступки… А, когда увидел его, сказал своим вельможам:
-Правду мне говорили: нет подобного этому князю.

Почтил его хан и отпустил с честью. И пообещал, что на Русь войной не пойдет.
После этого еще трижды ездил князь Александр в Орду: то к сыну Батыя – Сартаку, то к его преемнику Бергаю15, ходатайствовать за Русскую землю. Не раз предотвращал он татарские набеги. Добился, чтобы в Орде православную епархию. И, чтобы под страхом смерти, не чинили монголы обид православным архиереям да священникам и нашу веру хулить не смели. И трудами князя Александра, стала наша земля снова строиться, наполняться богатством и славой. Воздвигал он церкви, отстраивал города, людей, которых татары крова лишили, возвращал в их дома, пленных да угнанных в неволю выкупал. Не обольщаясь благами земными, не забывая о нуждах бедных, вдов и сирот – по Божией правде правил он своим народом. И был великим заступником за Русскую землю. Хотя, по правде сказать, не все это понимали. Были такие, что упрекали его: мол, шведов он побил, немцев прогнал, а с татарами дружбу водит, дань им возит. Нет бы вместо этого сразиться с ними. Глядишь, и победил бы их князь Александр. Ведь и сам он говорит, что не в силе Бог, а в правде…
-А почему он так не сделал? – недоумевает Ратмир. В самом деле, отчего такой храбрый и умелый воин, как князь Александр, терпел над собой власть монгольского хана? Окажись Ратмир на его месте, он бы не стал унижаться перед врагами. Он бы показал им…

Видишь ли, Ратмирушка. – горестно вздыхает старый игумен. – Нет еще у нас пока такой силы, чтобы татарское иго сбросить. А потому нет, что нет в людях правды и согласия. Горды мы да своевольны: только о себе да о своей выгоде думаем. Каждый лишь сам за себя стоит, а до других ему и дела нет. Вот, например, младшему брату князя Александра – Андрею Ярославичу, который в Суздале княжил, надоело свою гордыню перед монголами смирять. Стал он Батыевым людям дерзить, мол, я здесь князь, что хочу то и делаю, а вы с вашим ханом мне не указ. И что же? Разгневался на него Батый и послал своего воеводу Неврюя разорять Суздальскую землю. Князь Андрей к шведам бежал, бросил свой удел и своих людей татарам на растерзание. Не зря ведь говорится: князья меж собой дерутся, а чубы у мужиков трещат… Зато его старший брат Александр в Орду поспешил: просить хана, чтобы сменил гнев на милость. Едва смог он его умолить… Да, Ратмирушка, много он трудов принял ради Русской земли! В этих трудах и смерть принял.

Раз затеял татарский хан Бергай войну со своими соседями. И велел он, чтобы вместе с его войском и русские ратники на ту войну отправились. Тогда поехал князь Александр в Орду, чтобы отмолить наших людей от этой беды: на чужой земле свою кровь за хана проливать. Удалось ему уговорить Бергая. Да только в Орде начал он болеть. А, как поехал домой, по пути слег. Потом поговаривали, будто опоили его ядом коварные татары, как прежде его отца Ярослава отравили. Потому что, хоть и был он их данником, и умел с ними ладить, боялись они его. Враг ведь, Ратмирушка, оттого и лютует, что свою слабость чует…
Хотел князь умереть в своем стольном граде Владимире, да смог доехать лишь до Городца. Там почуял он, что близится его смертный час, и пожелал принять монашеский постриг, а потом и великую схиму. И, к исходу того дня, как постригли его в монахи с именем Алексий, отошел наш князь Александр ко Господу.

Был я при кончине его. Да только нет у меня слов, чтобы ее описать! Ох, Ратмирушка… Отца своего человек может оставить, а каково человеку лишиться доброго господина! Если бы я мог, лег бы в гроб вместе с ним. Только не сподобил Господь…
Голос отца Матфея дрожит, он отворачивается, и потому не видит, как Ратмир тоже украдкой утирает слезы… Немного погодя игумен продолжает:
-А, как почил он о Господе, митрополит Кирилл сказал:
«-Дети мои! Ныне зашло солнце земли Русской!»

Множество людей сошлось, чтобы проводить в последний путь нашего князя: и митрополит Кирилл, и священники, и дьяконы, и монахи, и князья с боярами, и воины, и нищие. И плакали они, говоря так:
«-На кого ты оставил нас, княже? Без тебя мы погибаем!»

Казалось, шла тогда за его гробом вся Русская земля. И погребли князя Александра в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, в 23-й день месяца ноября, в день памяти святого отца Амфилохия. Дай же ему, Господи Милостивый, видеть лицо Твое в будущей жизни, ибо много потрудился он за Новгород и за всю Русскую землю.
Таков был наш князь Александр. Не бывало до него на Руси такого великого и славного князя, и не будет, разве что Господь пошлет. Вот и младший сын его, Даниил16, что ныне в Москве княжит, удалью не в отца пошел, зато разумом в него уродился. Бог даст, Ратмирушка, подрастешь ты, будешь в его дружине служить. А может, и в нашем Новгороде останешься – станешь его от врагов защищать. Ведь, что Москва, что Новгород – одна Русская земля!

Отец Матфей! – вдруг спрашивает Ратмир. – А правду говорят, что Вы – это тот самый Миша-новгородец, что вместе с князем Александром на Неве сражался и шведские корабли потопил?
-Ишь ты, какой любопытный. – улыбается отец Матфей, глядя на мальчика, который так похож на его отважного побратима, которого тоже звали Ратмиром… – Смотри, много будешь знать, скоро состаришься. Ладно, придет время, расскажу я тебе и про Мишу-новгородца. Пока же одно скажу: на всю свою жизнь запомнил он завет своего князя Александра:
«НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ».

ПРИМЕЧАНИЯ:

1Новгородский Рождество-Богородицкий Антониев монастырь был основан в начале 12 века преподобным Антонием Римлянином. Игумен Матфей и мальчик Ратмир – персонажи вымышленные.

2Вероятно, отец Матфей ездил поклониться святым мощам князя Александра Невского, память которого совершается 6 декабря (23 ноября по старому стилю). Второй раз память Александра Невского празднуется 12 сентября (30 августа по старому стилю), когда в 1724 г. царь Петр Первый перенес мощи святого князя из Владимира в Санкт-Петербург. Сейчас они находятся там в Александро-Невской Лавре. К лику святых благоверный князь Александр был причислен в1547 г., при царе Иване Грозном.

3Так в старину называли монголов (монголо-татар), которые в первой половине 13 века завоевали и поработили Русь. Слово «поганый» (от латинского «pagan» - «сельский»), которое часто встречается в русских былинах и сказках, указывает на их веру (от латинского «pagan» - «сельский», то есть, на «веру невежественной деревенщины») - язычество. Монголы в те времена и впрямь были язычниками, а позже, при упомянутом ниже хане Берке, стали мусульманами.

4Вот как говорит об этом Апостол Петр в книге Деяний Апостолов: «…во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему…» (Деян. 10, 35).

5Половцы – кочевой народ, живший в степях на юге Руси, и не раз совершавший набеги на Русь. В свою очередь, на них ходили войной русские князья. История одного такого похода описана в древнерусском «Слове о полку Игореве». В 13 веке монголо-татары разгромили и покорили половцев.

6Рассказ о жизни и подвигах Александра Невского основан на его житии («Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»). Текст его можно найти, например, в книге «Былины, русские народные сказки, древнерусские повести», М., Дет. лит., 1979). Между прочим, автор этого жития называет себя «самовидцем деяний» святого князя Александра. Иначе говоря, их очевидцем. На этом житии в значительной мере основан рассказ отца Матфея. В нем упомянуты и имена шестерых героев Невской битвы, в том числе Ратмира и Миши-новгородца.

7По обычаю древнерусских писателей, отец Матфей сравнивает князя Александра с великими мужами древности: прекрасным и мудрым Иосифом, богатырем Самсоном, мудрым царем Соломоном – библейскими персонажами, чьи имена стали нарицательными, и императором Веспасианом, войска которого в 70 г. нашей эры (от Рождества Христова) завоевали и разрушили город Иерусалим.

8То есть, католические епископы. В те времена, да и позже, католиков на Руси называли «латинянами». Целью походов шведов и немцев на Русь было не только завоевать наши земли, но и заставить русский народ принять католичество. Иначе сказать, поработить его духовно. Поэтому они были гораздо опаснее монголо-татар, которые грабили и притесняли покоренные народы, но не навязывали им свою веру. То есть, оставляли их духовно свободными. Именно вера помогла нашему народу не только пережить монголо-татарское иго, но в конце концов сбросить его.

9Ярл – в скандинавских странах высшее звание после короля.

10Это – текст из Псалтири. А именно – 8 и 9-й стихи 19 Псалма. Как видно, князь Александр имел обычай часто читать Псалтирь, и потому мог цитировать ее наизусть.

11В старину друзья нередко братались между собой. И в знак того, что отныне их дружба нерушима и они считают себя братьями друг другу, менялись между собой нательными крестиками. Таких людей называли крестовыми братьями или побратимами. Вот и Ратмир с отцом Матфеем побратались перед Невской битвой. Именно поэтому игумен и приютил осиротевшего внука своего крестового брата - Ратмира.

12Слова князя Александра заимствованы из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».

13Ледовое побоище (битва на Чудском озере) произошло в 1242 г.

14Этими словами князь Александр показывает как свое знание церковной истории, так и свою твердую веру. Вселенские соборы, по словам Святителя Филарета Московского: «собрание пастырей и учителей Христианской…Церкви, по возможности, со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами». Всего их у нас, православных, было семь.

15Так раньше называли хана Берке, младшего брата Батыя.

16Отец Матфей говорит о святом благоверном князе Данииле Московском, который является святым покровителем города Москвы. Мощи его находятся в московском Свято-Даниловом монастыре.

Из жития (в изложении Е. Поселянина)
Многие враги тревожили и теснили русскую землю в княжение св. Александра, и уже в первые годы самостоятельного княжения ему пришлось выступить защитником родины на поле брани.

Особенно знаменита борьба св. князя Александра со шведами. Швед-ский король Биргер Ярл, движимый завистью к славе Александра, а также побуждаемый Римским папой к распространению католической веры среди «схизматиков», пошел на него войной. В войске шведского короля было несколько бискунов, назначавшихся для обращения покоренных в католичество, и это обстоятельство придавало его нашествию значение крестового похода. Неожиданно св. Александр получает известие, что шведы приближаются к Ладоге. «Защищайся, если можешь, а я на твоей земле», – послал сказать Новгородскому князю самонадеянный шведский король…
Ни страха, ни гордости не изъявил послам Александр. Он поспешно собрал войско, с горячею верой помолился в храме св. Софии, принял благословение архиепископа, передал исход дела воле Божией и с веселым лицом вышел к дружине. Тут он сказал ей краткое, но великое историческое слово, которое много раз было подтверждено в жизни русского народа:
– Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Идите с ва-шим князем!..
Шведы были разбиты наголову…<…>
Папа Римский, видя, что все насильственные попытки католических ратей склонить князя Александра под иго римского престола оканчиваются неудачно, попытался действовать путем мирного убеждения. Он послал к князю ученых проповедников и послание, в котором писал между прочим: «Мы заступаем место Бога на земле. В повиновении нам нет никакого унижения для чести государя; напротив, этим путем возрастает временная и вечная свобода. Мы будем считать тебя самым знаменитым между всеми католическими князьями и всегда с особенной заботливостью будем стараться об увеличении твоей славы». В ответ на это послание папе было послано православное изложение веры, причем послам его было сказано:
– Мы знаем историю веры от начала мира до Рождества Христова и от Рождества Христова до своего времени; к чему нам новые проповедники?
Вскоре шведы еще раз выступили против Александра с целью распространения папизма, но и на этот раз весьма неудачно. Александр неожиданно напал на шведов в их собственной области, разбил их и возвратился со многими пленниками.
Память св. Александра Невского совершается 30 августа/12 сентября и 23 ноября/6 декабря

«Я должен защищать путь, по которому иду, не потому, что это мой путь, а потому, что это путь Христов, Он его открыл, Он его проложил, Он его обезопасил. Это первый и единственный путь… к вершинам благоухающего неба. Первый и единственный – другого нет» (св. Иустин Попович).

О едином пути спасения

Митрополит Иоанн (Снычев, +1995)
Вера есть дело несомненно благое. Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6), – поучает нас святой первоверховный апостол Павел. Но вера эта должна быть правой и непорочной, то есть точно такой, какую принес на землю Сам Спаситель мира и которую Он передал святым апостолам и Церкви Своей.
Именно в такой вере полно и без всяких искажений заключены догматическое учение христианства и правила жизни духовной, подвижнической – то есть всё то, что служит для вечного спасения. Именно такую Православную веру заповедал Христос Своим ученикам, говоря: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам… (Мф. 28,19–20). Именно эта единственно спасительная, святая вера – вера апостольская, вера отеческая – утвердила Вселенную и посрамила все попытки диавольские воспрепятствовать Божественному домостроительству человеческого спасения.
Самым кратким и удовлетворительным образом изложена она в Никео-Цареградском Символе веры, который мы читаем в утренних молитвах и поем в наших храмах за Литургией. Эта вера научила тех, кто желал внимать ее увещеваниям, творить добро и распинать плоть свою со страстьми и похотьми. Через покаяние и святое Крещение она каждого человека вводит в благодатные недра церковные, а через великое Таинство Евхаристии – в тесное общение с Самим Христом. Этой вере всем нам необходимо следовать неотступно и содержать ее неизменно.
От чего же следует удаляться, от каких ложных вероучений блюсти сердце свое и разум? Прежде всего – от всех языческих вер, обоготворяющих явления природы; от восточных учений – кришнаитов, вишнуистов, йогов и им подобных; от всяких нехристианских мировоззрений. От вер, хотя и христианских, но допустивших в учение Христово человеческие лжемудрствования, измышления и отступления от ее первоначальной Божественной чистоты. К таковым относится католичество, отпавшее от благодатной полноты церковной жизни еще в 1054 г., протестантизм, отколовшийся от католичества в XVI веке и сам давший начало многочисленным религиозным течениям: лютеранству, кальвинизму, англиканству и иным.
Эти отступления произвели, в свою очередь, множество сект: бапти-стов и пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы, меннонитов и мормонов, пресвитерианцев и других. Кроме того, уже в наше время появились в России секты «Богородичного центра» и «Белого брат-ства», «церковь Муна» и приверженцы оккультизма, спиритизма, астрологии, гипнотических методов воздействия и т.д. и т.п.
Почему следует удаляться от этих вер и сект? Потому что в них содержатся мудрствования земные, греховные, противоречащие и противобор-ствующие истинному христианскому вероучению и извращающие правила благочестивой и праведной жизни. Враждовать с их приверженцами не следует и удаляться от общения по делам житейским – тоже, но в молитвенное общение не вступать и ни в коем случае не полагать их учения в основу своей практической и духовной жизни. Возлюбленные, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь в добрых делах, храня верность святому Православию, и Бог мира да будет со всеми вами! Аминь.

Испокон веков народ обращается к Господу. Частое вознесение молитвы приходится на те моменты, когда они больше всего нуждаются в защите и помощи, когда не хватает душевных сил доказать чистоту своих помыслов и правду. Искренние молитвы людей способны привлечь благодать Божью, изменить жизнь в лучшую сторону и сотворить чудо.

В крылатом слогане благоверного князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» противостоят правота с могучей силой убеждения и сокрушительная сила, а не как привычно считать - жестокая правда и красивая ложь.

Люди часто задаются вопросом - есть ли сильная энергия в возвышающей правде, которую воспитывают в человеке с детского возраста? Ведь именно тогда в нашем мировоззрении наряду с понятием «истина» закладывается доверие Создателю и уверенность в бессмертии народа, с которым навеки связано имя доблестного воина и политика - святого князя Александра Невского.

Не в силе Бог, а в правде

Древние философы задолго до нас задавались вопросом и пытались понять - что есть великая правда. Находили неоднозначные ответы и прибегали к разным источникам знаний, которые не утратили своей ценности и в наши дни.

Речь идет о нефальсифицируемом понятии, которое всецело зависит от:

  • уровня воспитанности;
  • внешней окружающей обстановки;
  • сопутствующих жизненных целей.

У каждого индивидуума правота своя. Причем не просто в рассуждениях о правдивости на философском уровне, а когда сталкиваются с ней в обыденной, будничной сутолоке.

Ведь правда - это неодушевленный порядок, который:

  • существует только в словах, у каждого - своя правда;
  • соответствует реальному положению вещей;
  • желает осознать реальную истину;
  • в действительности жить по соображениям совести.

И только Божественная правда справедливо оказывается истинной.

Это также подтверждается давними средневековыми событиями из известной нашим современникам истории 13-го века.


Происхождение фразы

В период христианизации Руси происходили чудовищные события - нашествие ордынского ига.

Непременными спутниками периода междоусобной вражды были:

  • вероломные действия;
  • разные посягательства и распри;
  • захват территорий.

Историей выдвигаются многочисленные гипотезы о популяризации процесса учения об Иисусе Христе среди русского народа.

В летописных рукописях средневекового периода почти не упоминаются:

  • маги и гадатели;
  • жрецы языческого культа;
  • искореняются проявления символизма на ювелирных украшениях;
  • быстро распространяется христианская литература.

Богослужители не оставались в стороне и оказывали поддержку правителям, которые не гнушались заручиться ею в условиях частой смены князей. Духовенство проявляло себя как компетентная, влиятельная структура периода государственных перипетий. Под их влиянием в колоссальном темпе происходила модернизация иерархического общества в Древней Руси.

Крылатая фраза напрямую связана с историческими событиями тяжелой для Руси поры:

  • с востока монгольские орды опустошали государство;
  • с запада нависала угроза нашествия германских крестоносцев;
  • скандинавские рыцари покушались на русские земли;
  • стремительно распространялась литовская экспансия.

Происхождение фразы напрямую связано с деятельностью героя русской истории, полководца, новгородского князя родом из Переяслава Залесского. Прожив всего сорок три года, князю Александру Ярославичу, названному Невским, в условиях непростых политических противостояний в борьбе за независимость древнерусского народа удалось в двадцатилетнем возрасте победить шведов в битве на реке Неве. А спустя два года - выиграть в сражении на льду Чудского озера.

Раннее детство Александра проходило в Переяславе. Средневековые былины и летописи научили маленького Александра верить в силу и мужество богатырей, непременное торжество добра и счастливого исхода. Князь рано стал воином - это было предопределено с детства. Часто сопровождал своего отца и княжеских дружинников в рыцарских походах. Самостоятельная политическая жизнь началась после смерти старшего брата Федора, отец передал меч шестнадцатилетнему Александру - символ наместника Новгорода.

Непростое было время и тревожное. С востока надвигались войска монгольской знати под командованием Батыя, а с северо-запада готовились начать новый военный поход на Новгородскую Русь полчища немецких крестоносцев. Король Швеции в 1240 году выдвинул к Неве и Ладоге многочисленную флотилию. Гонцы привезли к святому князю Александру в Новгород смелое, вызывающее сообщение: «Если можешь, сопротивляйся, - я уже здесь и пленяю землю твою».

Набожный молодой князь по традиции Всея Руси долго молился в храме Святой Софии. Задумался над полезным наследием - псалмом Давида: «Суди, Господи, обидевшим меня и возбрани борющимся со мной, прими оружие и щит, стань в помощь мне». После богослужения, завершив свое моление, князя благословил святитель Спиридон.

Будучи на Софийской площади, Александр сказал слова напутствия русской конной дружине и всем новгородским горожанам, чтобы поддержать славный воинский дух: «Братья, не в силе Бог, а в Правде. Иные с оружием, иные на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем. Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были».

Эмоционально-патетичное выражение и одухотворенный клич Невского воодушевил дружину и новгородский люд. Вне всякого сомнения, если правое дело нацелено на победу в такой немыслимой обстановке угрозы порабощения, значит - правда всесильна.

Стремиться к правому благому делу - залог успеха в русской победе над захватчиками-иноземцами.

Смысл высказывания «Не в силе Бог, но в Правде» можно назвать девизом непродолжительной деятельности полководца. Свою мощь и силы святой князь низводил на борьбу с поработителями.

В редкие месяца отсутствия поползновений врагов Александр - знаток воинских подвигов, смиренно проявлял:

  • долготерпение и невозмутимость;
  • усмирял самолюбие;
  • договаривался о перемирии, чтобы противник не уничтожал русские земли;
  • ежедневно горячо и исступленно молился (в то смутное время запрещалось произносить мольбы открытым способом);
  • веру в силу Создателя и тайно рассчитывал на Божью помощь.

Был искренне предан христианской вере, вселяющей в него бесстрашие, благородство и геройство. Именно благодаря одухотворенному терпению им были совершены судьбоносные подвиги, за что князь канонизирован к лику святости.

Ждать помощи от отца времени не было, так как корабли под предводительством зятя шведского правителя Биргера Магнуссона вероломно вторглись в Неву. С немногочисленным отрядом рыцарей, уповая на Господа, Святой князь смело выдвинулся на врагов.

Талант, решительность и отвага, вера в правоту и будущность русского народа предрешило исход битвы со шведами. Мужественная победа над шведами - блестящая страница истории, но являлась лишь частью благородного дела обороны Руси и подтвердила верность произнесенной князем фразы, сделав ее крылатой.


Об авторстве выражения

Крылатые слова были произнесены православным князем Александром Невским в Новгороде (возле Софийского собора) при получении известия о вторжении шведских войск. Обращены были к новгородцам и русской дружине для поддержки боевого духа и воодушевления на ратные подвиги.

Битва с внезапной тактикой русских войск закончилась их победой на реках Ижоре и Неве . Эту многочасовую битву Святой князь с честью выдержал. Проявил геройские качества не только талантливого полководца, но и государственного мужа.

Шведы бежали, не выдержав «великой сечи», оставив русскому войску свой прибрежный плацдарм, трофейные шатры и брошенные шнеки.

Славная победа принесла Александру Ярославичу огромную славу и величие. Благодарная народная молва добавила к имени князя благородное прозвище «Невский».

В культовом фильме «Брат 2» из уст главного героя Данилы звучит переделанная из авторского выражения фраза - «В чем сила брат? - в правде». Что еще раз подчеркивает ее актуальность даже в современной интерпретации.

Толкование смысла

Произнося мотивирующую фразу, святой Александр имел в виду, что враги русского государства были завоевателями, совершали плохие поступки, за что Господь не мог их благословлять и оказывать помощь, а помогал именно русским воинам одержать победу, чтобы восторжествовала справедливость.

Молодой князь Александр считал, что в случае если у противника очевидное превосходство над русскими в силе и оружие, русичи так или иначе должны быть победителями, потому что:

  • сражаются за правое дело;
  • отстаивают свою родную землю;
  • защищают семьи.

Именно поэтому так называемое «малое стадо», верное Спасителю, одержало победу. Их Пастырем, по великой милости Божьей, был Христос. Он покровительствовал людям, которые постоянно чтят Его и помнят о вере, а не только в те часы, когда им очень плохо.

Дальше рассмотрим вопрос, почему правота добродетельных и богоугодных людей побеждает, несмотря на свое меньшинство. Получить ответ можно, процитировав Библию, в частности, первое послание к коринфянам апостола Павла: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,-…». На самом деле, всегда, когда правда восторжествует, за это чествуют и прославляют Создателя.

В то же время, действуя только силой, заслужить милость Божию любящим Его и благословение как милостивые дары было бы сложно.

Милосердный Бог прощает грехи людские и проявляет милость. Примеров восторжествования правды великое множество. Вспомнить хотя бы гибель фараона-угнетателя, который возомнил себя победителем, во время вывода великим пророком Моисеем людей из Египта. Слава Богу, были ниспосланы людям чудеса Господни. Закончилось все тем, что Моисею удалось провести израильтян по осушенному дну Красного моря, а колесницы с врагами были повержены волнами в пучине морской.

Бескорыстное служение правде и духовный мотив борьбы за правое дело сулят нравственное возрождение и милость Господню.


Исторические события

Скандинавские исторические сказания упоминают шведскую флотилию и войско численностью 5 тысяч душ, которые подошли к Неве июльским утром (15 числа) 1240 года. Не сомневаясь в своем успехе, шведский король полагал, что победа будет быстрой и легкой.

Предпосылками битвы являлись:

  • обнищание русичей в боях и совсем недавние огромные материальные потери в сражениях против Батыя;
  • существенное сокращение численности мужского населения в ходе войн;
  • новгородские земли оказались без ощутимой дополнительной поддержки;
  • правление молодого князя, не известного своими воинскими заслугами.

Положение Новгорода и правда было непростое: ожидать помощи было неоткуда, монгольское иго разорило Северо-восточную Русь основательно. Молодой Александр знал об уготовленной ему судьбе отразить атаку шведов.

После православной службы на Софийской площади возле храма, обращаясь к людям и своей дружине, «нача крепити» речью о том, что надежда только на их дух, силу и правые помыслы. Из его уст прозвучала фраза, ставшая впоследствии крылатой, что несмотря на численный перевес вражеских сил, борьба за правое дело, защищая свои родные земли и семьи, - благодатна, а беззаконие - грешно и позорно.

Противопоставление привлекло к нему сердца новгородских граждан. Наспех собрав отряды, Александр поспешил нанести внезапный удар по шведскому лагерю первым.

Что предстояло выполнить:

  • тщательно осмотреть лагерь врага для подготовки плана;
  • конной дружине ударить вдоль реки Ижоры по направлению к центру расположения вражеских войск;
  • русским пешцам одновременно выступить вдоль реки Невы, уничтожая на своем пути шведские мосты отхода с суши на корабль;
  • процесс соединения должен отбросить врага в воду.

План Александра был одобрен, а сам он выступил во главе русской конной рати. Уничтожив шатры вражеские, князь поддержал воинов славных, бросив клич «За землю Русскую, за правду Новгородскую». Сценарий яростного боя проводился в точном исполнении с плана князя. Это принесло блестящую победу русским, которые вернулись с поля боя с небольшими потерями новгородцев и ладожан. Мужественно и героически сражались русские люди, отстаивая уцелевшую от монгольского ига родную землю.

Нельзя не вспомнить чудесное предзнаменование перед боем, когда в ночном дозоре воину Пелгусию привиделась ладья на Неве со святыми князьями-мучениками Борисом и Глебом. Именно Борис был тем, кто сказал: «… поможем сроднику нашему Александру». Юный Александр, ободренный чудом чудным, выдвинулся с молитвой на устах на шведов, обрушившись на вражеское построение внезапно, как Божия гроза.

Историческое значение битвы заключалось в следующем:

  • героям-русичам удалось остановить продвижение шведов к Ладоге и Новгороду;
  • была пресечена на ближайшее будущее скоординированность действий Ордена и Швеции;
  • приостановлены захватнические нападки иноземцев на Русь.

Главные победы и боевое крещение молодой полководец получил в молодом возрасте: во время Невской битвы ему едва исполнилось 20 лет, а в свои 22 года - отстаивал будущность русского народа во время побоища на Чудском озере.


Значение фразы

Простой фразой, которая сохранилась в Новгородской летописи, святой Александр настроил новгородцев, псковичей, ижорян и карелов на победу в борьбе с рыцарями Ливонского и Тевтонского орденов в устье Невы. Невскую битву русские дружины выиграли, но крестовый поход, объявленный Папой Римским против наших православных предков, на этом не был закончен.

И снова псы-рыцари (так называл Карл Маркс немецких завоевателей) отправились с захватническими целями на русскую землю, облюбовав город Псков. Тогда и пришлось князю стать во главе небольшого, но решительного и сильного духом войска, которое выдвинулось навстречу врагу к Чудскому озеру в 1242 году.

Победа на Ледовом побоище имела большое значение для всех русских народов - освободились от ненавистного иноземного ига и грабительского притеснения немецких правителей, которые нависали над Русью не одно столетие.

В Библии

Фраза, сказанная русским святым Александром Невским, князем, которого мы призываем в молитвах и считаем ангелом-хранителем Санкт-Петербурга, - очень символична. С самого раннего детства Александр проявлял интерес к Библейским сказаниям и слыл набожным княжичем. За что Господь благословил верного стража Православия, которому противостояли враги. Но их попытки были безуспешными.

Произнося искренние молитвы, Александр настраивал своих ратных рыцарей на борьбу против многочисленных вражеских сил, будучи уверенным в своем правом деле.

В руках князя и митрополита Кирилла оказалось управление Русской церковью в непростой период ордынской зависимости. Всю свою жизнь Невский геройски воплощал жизненный принцип «Мир - Востоку, меч - Западу», в то время верную политику в полной мере поддержало и русское православие.

Несколько примеров (библейских и реальных) с похожим смыслом, которые отражают суть крылатого выражения русского князя:

  1. Из Ветхого Завета известно об истории Давида и Голиафа. В неравной борьбе Давиду, с именем Бога на устах и уповая на Его милосердие, удалось камнем победить великана Голиафа, что доказывало получение помощи от Господа не с помощью меча и копья.
  2. Гедеон стал знаменит тем, что с немногочисленными воинами, благодаря Божьему покровительству, освободил еврейский народ от врагов-мадианитян, угнетавших евреев в течение семи лет. Многочисленные обращения к Богу были нацелены на получение какого-нибудь святого знамения, чтобы заручиться поддержкой, подтвердить свои действия благословением и волей Господа, а не только самовольным решением.
  3. Не зря в Евангелии от Матфея говорится о том, что волосок не упадет с головы человека без ведома Господа.

Божественная сила правды милосердствует, никогда не завидует, не испытывает гордыни, не делает зла и не злорадствует.

В грозные годы Великой Отечественной войны немецкие захватчики шагали по советской стране, держа в руках плакаты с надписью «Бог с нами», но одновременно с этим чинили беззаконные поступки и насилие. Доселе известно, что верование без подтверждения делами праведными - неживое и пустое. Значит, Единородного Спасителя Божия с фашистами быть не могло, так как Бог - это есть правда и любовь.

Миссия истины - в вере, надежде, любви, долготерпении. Как гласит Священное Писание, любовь - вечна, даже если пророчества и знания упразднятся.

Ради других Отец Небесный готов был следовать на распятие, но Он никого не защищает против воли человека. И каждый самостоятельно выбирает, быть рядом с Господом или нет. Без Создателя вкусить настоящего упоения, жизнерадостности, блаженства и, разумеется, безусловной правды не получится.

В современном мире (как и когда ее употребляют)

Победы полководца Александра воспринимаются как символ превосходства русского духа над западной агрессией. Поэтому и в сегодняшние дни делают попытки оклеветать и опорочить его имя, а значение ратных битв занизить или вовсе исключить. А.С.Пушкин назвал таких людей «клеветниками России», а сам ответ заложен в том самом крылатом выражении, автором которого является благоверный князь Александр, и который вынесен в основную тему повествования.

Верить или нет в Господа - индивидуальное дело каждого. Но именно вера в давние времена вдохновляла воинов и великих полководцев перед сражениями во имя Руси Великой.

Все верили в Бога и обращались к нему с мольбами о помощи и просили благословения. И молодой герой-защитник не был исключением. Исходя из смысла изречения о правде и силе, невольно поверишь в помощь Сына Божьего, когда малому войску удалось разбить огромные полчища тевтонских рыцарей, как подтверждение торжества справедливости над силой.

Примеры обращения к этим знаменитым словам современных людей в самые тяжелые жизненные ситуации:

  1. Фильм режиссера Сергея Эйзенштейна о полководце Александре был снят в канун нависшей угрозы фашизма, чтобы вдохновить людей на защиту Родины. Патриотическая музыка Сергея Прокофьева оказывала сильное влияние на эмоциональный фон зрителя, умело связывая зрительные и музыкальные образы. Вывод один: крылатая фраза Александра затронула не только военную тематику, но и кинематограф, музыку и живопись.
  2. Опера Михаила Глинки «Иван Сусанин» тоже умело отразила разницу в понятиях «правда» (на стороне Сусанина) и «сила» (в лице польских угнетателей). В произведении всепобеждающая правда восторжествовала, а это является доказательством того, что Бог защищает правое дело и справедлив к людям.
  3. Известно, что князь являлся небесным покровителем и защитником сразу нескольких русских правителей. В честь святого князя уже в 19 веке, как бы вторя его знаменитым словам, символично освящались храмы, государственные учреждения, больницы, военные училища и тюрьмы, в которых христианство преподавалось в духе воспитания патриотизма, милосердия и гуманизма к убогим, немощным и падшим.
  4. В Советском Союзе во время Великой Отечественной войны (в 1942 году) была учреждена награда - орден благоверного князя Александра, которая вручалась офицерам Советской Армии за личную отвагу и совершенный подвиг на благо Родины.


Современная действительность подтверждает тот факт, что борцы за правду почему-то оказываются в меньшинстве, но чаще всего, непременно выходят победителями. Считается, что это обнадеживает человека, и не важно, есть ли у тебя сторонники и единомышленники.

И сегодня каждый, кто один или с малым количеством единомышленников стоит за правое дело и чувствует истинность своих устремлений к защите правды, вспоминая пример великого предка, с твердостью и упованием на Божью помощь может вслед за ним повторить: «Не в силе Бог, а в правде».

Даже если ты одинок в своих убеждениях, но прав, то справедливость непременно будет на стороне правды. Это то, за что боролся при жизни благоверный Александр и ради чего он совершил гражданский и духовный подвиг в деле борьбы с ордынским игом и иноземным порабощением.

Видео о ратных битвах за правду

На видеоролике показаны зарисовки ратных битв за правду и справедливость во имя русской земли и памяти наших предков.

Иногда по выходным мы публикуем для вас ответы на различные викторины в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторины очень интересные и достаточно популярные, мы же просто помогаем вам проверить свои знания. И у нас очередной вопрос в викторине - Где впервые произнесена фраза “Не в силе Бог, а в правде”, ставшая впоследствии крылатой?

  • в Новгороде
  • в фильме “Брат 2”
  • в Белом море
  • в соборе Парижской Богоматери

Правильный ответ: в Новгороде

Житийная повесть сообщает о подготовке к битве со шведами следующее: вражеский вождь «…пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: “Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою”. Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: “Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ”. И, припомнив слова пророка, сказал: “Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне”. И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: “Не в силе Бог, но в правде”».

Шведский лагерь располагался неподалеку от впадения реки Ижоры в Неву. Он подвергся нападению русских отрядов в воскресенье 15 июля около 10 часов утра. Битва затянулась на много часов. В конце концов, шведы не выдержали боя и подались к кораблям, отдав свой плацдарм на берегу. Два судна им пришлось наполнить мертвыми телами знатных («вятших») воинов, а иных, как говорят русские источники, похоронили в общей яме «без числа».

Победа принесла Александру Ярославичу громкую славу. Этот успех и добавил к имени князя почетное прозвище «Невский».

Похожие статьи

  • Звезда полей во мгле заледенелой рубцов

    прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Но...

  • Ф тютчев ты клонишь над водами

    Фёдор Иванович Тютчев Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей… Но струя бежит и плещет, И, на солнце...

  • Растоптанная красота: скандалы конкурса «Мисс Вселенная Почему федорова отказалась от титула мисс вселенная

    Честно говоря, я до сих пор не понимаю, как и почему, в далёком 2002 году, Оксана Фёдорова взяла корону «Мисс Вселенная».Ведь даже 15 лет назад Оксана была откровенно жирной. Живот-беляш, тяжёлые ляжки и маленькие сиськи -- всё это никак...

  • Характеристика мужчин и женщин дев в год быка Характер женщины знак дева год быка

    Девы-Быки - прирожденные ученые практического склада, которые выводят теории, основанные на фактах. Тут мы видим медиков и физиков, практиков и теоретиков. Географ и естествоиспытатель, гуманист и создатель университета, климатолог,...

  • Снится одна и таже девушка

    Когда молодому человеку часто снится девушка, считается, что о смысле сна задумываться не нужно. Зов природы. А зря. Сны с девушками могут предвещать события, как благоприятные, так и неблагоприятные.Ничего не значит сон, в котором...

  • Видеть во сне бананы много

    Банан во сне означает верного возлюбленного или надежного партнера. Есть бананы во сне - знак того, что вы ищете неприятностей на свою голову. Притом ваши искания очень рискованны и могут привести к печальным последствиям. Если банан...