Основоположник казахской письменной литературы. Абай кунанбаев как основоположник казахской письменной литературы

Абай Кунанбаев как основоположник казахской письменной литературы.

Кунанбаев (1845, Чингизские горы, ныне Семипалатинской области - 1904, там же), казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Гуманистические воззрения поэтов и ученых Востока (Фирдоуси, Навои, Ибн-Сины и др.) оказали влияние на формирование мировоззрения Абая. Особенно велико влияние на Абая произведений русских классиков. Он переводил басни И.А.Крылова, стихи М.Ю.Лермонтова, отрывки из "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Абай призывал народ овладевать русской культурой. Стихи Абая, родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнетом, с невежеством. Он высмеивал старые обычаи родового аула, догмы ислама, протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах "Наконец волостным я стал..." (1889), "Управитель начальству рад..." (1889), "Кулембаю" (1888) поэт выступал против социального зла. Непревзойденный мастер казахского стиха, Абай ввел новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: "Весна" (1890), "Лето" (1886), "Осень" (1889), "Зима" (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэмы "Масгут" (1887), "Сказание об Азиме" построены по мотивам классической восточной литературы. В поэме "Искандер" Абай осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических "Назиданиях" затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи Абай переложил на музыку. Жизнь Абая ярко обрисована в романе М.О. Ауэзова "Абай" (1958).

Абай Кунанбаев как основоположник казахской письменной литературы

Абай Кунанбаев - основоположник

казахской письменной литературы

Детство Абая. Абай Кунанбаев - великий казахский акын, фи­лософ, основатель казахской письменной литерату­ры.

Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему админи­стративному делению Восточно- Казахстанская область). Настоящее его имя - Ибрагим. М ать -Улжан и бабушка Зере - были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами, оказавшими на его воспитание значительное влияние. Именно с легкой руки матери данное отцом имя «Ибра­гим» было заменено ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю свою жизнь и под ним же вошел в историю. Отец Абая – Кунанбай был правите­лем рода тобыкты . Семья была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай ) и прадед. (Иргизбай ) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев .

Начальное образование Абай получил в аульной школе, позже, когда ему исполнилось 10 лет, отец отдал его в Семипалатинское медресе имен Ахмета Ризы. Маленький Абай резко отличался от своих сверстников любознательностью и пытливым умом. Он читал произведения Навои, Низами, Фирдоуси. Одновре­менно он учится в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. Однако его отец желал, чтобы сын учился править людьми, и не позволил ему закончить учебу. С 13 лет, уча­ствуя вместе с отцом в управлении народом, Абай собирал возле себя талантливых молодых людей. В 1883 году в Семипалатинске открылась общественная библио­тека, и Абай стал ее постоянным читателем. Он часто общался с русскими учеными, с ко­торыми познакомился в этом городе. Теплые отношения связывали Абая с Н. Долгополовым и С. Гроссом. Особенно тесной была дружба Абая с Евгением Петровичем Михаэлисом , соратником Н.Добролюбова и Н. Чернышевского, за участие в революционном движении сосланным в Семипалатинск.

Слова назиданий. Абай начал сочинять стихи рано, но к поэзии как серь­езному занятию начал относиться только когда ему исполнилось 40 лет. Его произведе­ния призывали молодежь тянуться к искусству и знаниям. В них описывались тяжелый быт и социальные усло­вия жизни казахского народа. Вместе со стихами до нас дошли 45 слов-назиданий Абая. Это про­изведение полно глубокого философского содер­жания о смысле жизни и о духовных ценностях че­ловека. «Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово и он перепишет его для себя или просто запомнит, и если нет - мои слова, как говорится, останутся при мне»- напишет о « Словах назидания» Абай. А. Кунанбаев много сделал для того, чтобы выдающиеся произведения русских писателей дошли до казахского читателя, он переводит на казахский язык стихи и прозу А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, романы М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого и многих других.

Абай как композитор. Песни Абая. Абай также был талантливым композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Широко известны и поются в народе до сих пор его лирические песни. А. Кунанбаев был не просто акыном, он был и композитором. Избранные места из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» он не только перевел, но и сочинил к ним мелодию. Песни Абая («Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»). облетели Казахскую степь, и их полюбили люди. Абай, завоевывает необычайный ав­торитет среди современников, популярность его растет с каждым годом. К нему стекаются акыны, певцы, компози­торы, вокруг него собирается талантливая молодежь. Собственные сыновья радуют Абая своим творчеством. Абай задает темы сочинений, связанные с героями национально-освободительной борьбы за независимость (Аблай , Кенесары , Шамиль) сыновьям и своим многочисленным учени­кам и радуется успехам молодежи.

Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах, а сын Абдрахман окончил Петербургское артиллерийское училище. Преждевременная смерть его сыновей - Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в 1904 г. - надломили сердце поэта. Абай умер спустя 40 дней после смерти Магауи в том же 1904 году и был похоронен около своей зимовки в долине Жидебай , вбли­зи любимых и многократно воспетых им гор,

Сегодня бесценное наследие казахского поэта является частью мировой сокровищницы духовной культуры. В 1995 году отмечался 150-летний юбилей великого Абая и этот год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Абая.

Дополнительная информация.

Слова назидания

Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтобы разрешить спор: кто из них важнее. Воля сказала: «Эй, Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает совершенства: чтобы познать тебя, надо упорно учиться, а без меня этого не сделать; служить Всевышнему, поклоняясь ему, не ведая покоя, можно только с моей помощью. Нельзя, если меня нет, добиться в жизни богатства, мастерства, уважения, карьеры. Раз­ве не я оберегаю людей от мелких страстей и держу их в узде, не я ли предостерегаю их от греха, зависти, соблаз­нов, не я ли помогаю им собраться и в последнюю мину­ту удержаться на грани пропасти? Как могут спорить со мной эти двое?» Разум сказал: «Только я способен распознать, какое из твоих слов, полезно и какое пагубно, будь то в земной или загробной жизни. Только мне дано постигнуть твой язык. Без меня не избегнуть зла, не найти выгоды, не постичь знаний. Почему эти двое спорят со мной? На что они годятся без меня?» Сердце сказало: «Я - владыка человеческого тела. Кровь идет из меня, душа обитает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных, не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. По моей воле младшие почитают взрослых и снисходительны к меньшим. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стало бы я делать различий между людьми. Я восторгаюсь доброде­телью, я восстаю против зла и насилия. Самолюбие, со­весть, милосердие, доброта - все исходит от меня. На что годятся эти двое без меня? Как они смеют спорить со мной?»

Выслушав их, Наука ответила: «Воля, ты все верно сказала. В тебе еще много досто­инств, о которых ты не упомянула. Ничего нельзя дос­тигнуть без твоего участия. Но ведь в тебе таится и жес­токость, равная твоей силе. Ты тверда в служении доб­ру, но не меньшую твердость проявляешь и в служении злу. Вот что плохо в тебе. Разум! И ты прав. Без тебя невозможно добиться в жизни чего-либо. Благодаря тебе мы узнаем о создателе, посвящены в тайны двух миров. Но это не предел твоих возможностей. Лукавство и коварство - тоже творения твоих рук. И добрый, и злой опираются на тебя, ты вер­но служишь и тому, и другому. Вот в чем твой изъян.

Моя задача - помирить вас. Хорошо бы повелите­лем и вершителем в этом споре явилось Сердце. Разум! У тебя множество путей-тропинок. Сердце не может следовать по каждой из них. Оно не только радует­ся твоим добрым замыслам, но и сопутствует тебе в них с охотою. Но оно не последует за тобой, если ты замыслил недоброе, и даже отстранится от тебя с брезгливостью. Воля! В тебе много силы и мужества, но и тебя Серд­це способно удержать. Оно не станет препятствовать в деле благоразумном, но в деле ненужном повяжет тебя по рукам. Вам следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживетесь в одном чело­веке, то прахом с его ног можно будет исцелять незря­чих. Не найдете согласия, я отдам предпочтение Сердцу. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку. Так сказано и в писаниях», - сказала Наука.

Абай. Слова назидания. Слово семнадцатое.

Казахстан-2018: Тамара, ты устала? Отставка Тамары Дуйсеновой с должности министра труда и соцзащиты стала одним из самых обсуждаемых событий недели. Кто-то припомнил экс-министру ее невнятную позицию в связи с забастовкой шахтеров в декабре прошлого года, кто-то посчитал, что несправедливо спрашивать за самозанятых с одной Дуйсеновой – это проблема всей казахстанской экономики, а не одного Министерства труда. Между тем ее преемницу, 39-летнюю Мадину Абылкасымову, возможно, ожидают, куда более серьезный челлендж, нежели выведение самозанятых из «тени». По заявлению Минтруда, в 2018 году 600 крупных предприятий Казахстана проведут мероприятия по цифровизации, что приведёт к сокращению рабочих мест.

Неоправданный оптимизм вице-министра труда и суровая правда Дуйсеновой

С таким прогнозом в начале февраля выступил вице-министр труда и социальной защиты Нуржан Альтаев. Чиновник не преминул отметить, что хотя внедрение цифровых технологий «для наших предприятий и нашей экономики - это хорошая возможность, но с другой стороны - это вызов для нас, потому что при цифровизации будут сокращать рабочие места».

Впрочем, Альтаев тотчас оптимистично заявил, что его ведомство держит ситуацию под контролем и что в казахстанской экономике полно рабочих мест для трудоустройства высвобождающейся рабочей силы:

«Мы будем смотреть, на каких предприятиях будет проводиться роботизация, цифровизация, где будут места высвобождаться, и будем отправлять этих людей туда, где они могут найти место работы. По нашим исследованиям мы видим, что переток, который будет происходить, не совсем большой в сравнении с тем, сколько вакантных мест в 2018 году у нас появятся. Мы ожидаем, что будет более 700 тысяч рабочих мест, на которые мы должны перенаправить этих людей», -сообщил вице-министр.

Тут вроде бы и следовало выдохнуть и успокоиться, однако сакраментальный диалог главы государства и бывшей непосредственной руководительницы Альтаева, состоявшийся буквально спустя пару дней на расширенном заседании правительства, поставил под сомнение уверенность вице-министра.

Напомним, что в ответ на упрек президента в том, что его поручения относительно самозанятых не выполняются, Тамара Дуйсенова сказала буквально следующее:

«В 2011 году по вашему заданию начали реализацию программы по обеспечению населения работой. 2,8 миллиона самозанятых было, за эти пять лет мы 500 тысяч оттуда перевели в категорию наемных работников... В этом году планируем еще 400 тысяч добавить в категорию эту. Нурсултан Абишевич, есть уволенные сотрудники, которые потеряли свою работу, есть те, кто окончил учебу и не смог устроится по работе. Они все идут к нам. В том году 261 тысяча к нам пришли. Если мы будет работать также, то будут изменения. 700-800 тысяч человек будут менять категорию. Нужны новые рабочие места, но пока их нет».

Из этой расширенной реплики экс-министра следует, что Минтруда в течение пяти лет удалось трудоустроить только 500 тыс. человек. Еще 261 тыс. безработных пришли в Центры занятости в прошлом году, 700-800 тыс. ожидают очереди, чтобы сменить статус «самозанятый» на «наемный работник». Наконец, экс-министр труда заключила, что нужны «новые рабочие места», а таковых «пока нет».

Вкалывают роботы, а не человек

Это оброненная бывшим министром в сердцах фраза, похоже, ближе к истинному положению вещей, нежели оптимистичные заявления ее зама. То, что побочным явлением цифровизации экономики и роботизации производственных и технологических процессов является масштабное сокращение рабочих мест практически во всех сферах – в промышленности, транспорте и логистике, в банковском секторе, в торговле и в сфере предоставления государственных услуг и т.д. – факт очевидный.

Приведем данные международных исследований. В конце прошлого года консалтинговая фирма McKinsey&K опубликовала доклад, в котором указывается, что автоматизация и цифровизация значительного числа отраслей экономики станут главным трендом ближайшего десятилетия. В результате в мире работу потеряют около 375 миллионов человек. В случае умеренного развития технологий к 2030 году могут быть автоматизированы 23 процента суммарных человеко-часов на различных производствах. Таким образом, в случае развития цифровых технологий потерять работу или сменить специальность придется от 16 до 22 процентов населения планеты.

Причем речь идет не только о рабочей силе, занятой в рутинных конвейерных процессах, но и квалифицированных специалистах. Достаточно вспомнить новость о том, что в Сбербанке в результате внедрения робота-юриста, оформляющего исковые заявления, было высвобождено 3 тыс. рабочих мест. Часть сокращенных сотрудников Сбербанк обещал переобучить, но часть все-таки осталась без работы. Помимо этого, председатель правления банка Герман Греф сообщил о планах сократить 8% персонала в связи с ростом числа пользователей дистанционных каналов.

В развитых странах мира эта проблема может быть частично решена путем выплаты безусловного базового дохода, который будет выплачиваться гражданам вне зависимости от того, работает ли они. Во всяком случае, к явлению «технологической безработицы» приковано внимание исследователей и ученых.

А что будет в Казахстане? Пока казахстанские чиновники делают акцент исключительно на преимуществах цифровизации и четвертой индустриальной революции – например, на росте производительности труда. Однако ни слова не говорится о том, что рост производительности труда автоматически означает сокращение лишних рабочих рук. Примечательно, что в программе «Цифровой Казахстан» нет упоминания о социальных рисках цифровизации и роботизации, нет прогнозов относительно сокращения рабочих мест. Соответственно, не предлагается и комплекс контрмер.

Непростая дилемма казахстанских чиновников

Противоречие заключается в том, что вопросы трудоустройства населения, создания рабочих мест, недопущения трудовых конфликтов и сохранения социальной стабильности, по-прежнему, является одним из критериев оценки эффективности государственных органов в Казахстане.

Напомним, что когда в начале февраля 400 рабочих, занятых на строительстве крупного столичного объекта «Абу-Даби Плаза» и уволенных по завершении строительных работ, выразили протест, правящая партия поспешила их поддержать. Только вступивший в должность первый зампред «Нур Отана» Маулен Ашимбаев заявил, что партия обратилась в прокуратуру в связи с увольнением рабочих.

Очевидно, что социальные протесты сегодня не нужны ни партии власти, ни областным акимам, ни министрам, для которых, как показал пример с Дуйсеновой, а ранее – с министрами нацэкономики Ерболатом Досаевым и сельского хозяйства Асылжаном Мамытбековым – забастовки, митинги и протестные выступления на вверенном им участке чреваты остракизмом и отставкой.

Вспомним также, что когда национальная компания «КазМунайГаз» в 2016 году объявила о том, что в результате трансформации будет сокращено 20% ее сотрудников, против выступила и прокуратура, и областные акимы.

Очевидно, что перед казахстанской властью может быть поставлена крайне сложная дилемма – либо продолжать популистскую линию сохранения рабочих мест любой ценой, либо придерживаться жесткого прагматизма и экономической целесообразности.

Между тем вопрос, можно ли соблюсти баланс между сохранением рабочих мест и переходом к цифровым технологиям и повышением производительности труда, остается открытым.

За свои рабочие места следует опасаться не рабочим, а банковским служащим, бухгалтерам и чиновникам

Руководитель программы мировых политико-экономических исследований Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы Сергей Домнин считает, что хотя четвертая индустриальная революция приведет к серьезному переформатированию рынка труда в мировом масштабе, на нынешнем этапе развития цифровых технологий в Казахстане алармизм преждевременен.

«К прошедшему недавно Давосскому форуму ВЭФ подготовил любопытный доклад о будущем рынка труда, где представил восемь сценариев развития событий в горизонте до 2030 с учетом главного экономического тренда – цифровизации экономики. На содержание сценариев влияло, насколько активно будут внедряться новые технологии, двигаться дела в образовании, насколько высокой будет мобильность талантов. Все сценарии довольно реалистичные, но хороших из них – один-два. Это к тому, что на какой-то баланс никто особенно не рассчитывает, даже в развитых странах», - говорит Домнин.

По словам эксперта ИМЭП, учеными предлагаются разные инструменты достижения баланса между технологическим развитием и занятостью. Почти все они сводятся к тому, чтобы рабочая сила, которая на практике крайне инерционна, быстрее притекала в активно развивающиеся сектора. Они предполагают, прежде всего, модернизацию системы образования, переобучение, снижение уровня цифрового неравенства, а также поддержку массового предпринимательства. Как отмечает Домнин, о последнем регулярно говорит и казахстанское правительство. Есть и такой инструмент, как введение ограничений для тех инновационных «разрушительных» технологий, которые выводят в зону риска отрасли с большим количеством занятых, ограничение кадровой мобильности.

В случае с Казахстаном, по мнению эксперта ИМЭП, нужно обратить внимание на некоторые особенности экономики и рынка труда.

«Во-первых, пока занятость у нас в приоритете перед внедрением массовой автоматизации, роботизации и искусственного интеллекта. У нас не так много ниш, где трудоемкие технологии эффективнее замещать капиталоемкими: стоимость труда в Казахстане, выраженная в долларовом эквиваленте по актуальному курсу, в 2016 упала почти на треть к 2013. Стоимость труда на нас и сейчас «не давит», и не будет «давить» при низкой и средней цене на нефть. А технологии Индустрии 4.0 – это импорт товаров и услуг, который обойдется недешево», - отмечает Домнин.

Второй момент заключаются, по мнению эксперта, в том, что те элементы промышленности будущего, которые внедряются в Казахстане на нынешнем этапе и будут внедряться в ближайшие 7-10 лет, не столько вытесняют труд, сколько позволяют повысить его эффективность и безопасность.

«В среднесрочной перспективе за свои рабочие места больше стоит опасаться не промышленным рабочим, а банковским служащим, бухгалтерам, чиновникам, охранникам, возможно, полицейским и военным, медицинским сестрам. Во всяком случае, функционал этих профессий существенно изменится, как и базовый уровень цифровой грамотности», - прогнозирует экономист.

По мнению Домнин, сегодня главным вопросом является конкурентоспособность казахстанской рабочей силы, которая тесно увязана с системой образования, ее реформированием.

«Насколько конкурентоспособной будет казахстанская рабочая сила в целом – вот над чем нам стоит задуматься в первую очередь. Циклы в системе образования достаточно продолжительные, те, кто пойдет в школу в этом году, выйдут на рынок труда в самый разгар четвертой промышленной революции. Если мы допустим серьезные ошибки в реформе системы образования сейчас, то это непременно скажется на эффективности экономики в 2030», - подытоживает эксперт.


Теги: Казахстан 1. Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.

Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период "бури и натиска" в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.

На протяжении 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы.

Но Абай как властитель дум вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью Абдрахмана и Магавьи. Он отверг лечение недуга и добровольно обрек себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни.
2. неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека -- деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетенных. Поэтому поэт утверждал: «Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век! Лишь знанье -- светоч сердец!»

Подчеркивая трудность овладения знаниями, Абай говорил, что дело это еще не превратилось среди казахского народа в традицию, отсутствует стремление людей к знаниям, и виноваты в этом экономические, социальные условия.

Поэт не скрывает суровую правду о том, что отсутствие знаний, невежество делают человека неполноценным. Духовное совершенствование личности во многом зависит от приобретения знаний, просвещения. «Знание человека, -- писал Абай, -- это мерило человечности».

Поэт-просветитель призывает молодежь учиться не ради сиюминутных интересов, а ради служения светлому будущему своего народа, ради исполнения своего долга перед своей совестью.

Всем своим существом Абай протестует против религиозно-схоластического образования. По его мнению, такие «знания» требуют лишь бессознательного заучивания лишенных смысла текстов Корана и религиозных премудростей. Он с глубоким сожалением вспоминает годы, проведенные в медресе.

Видя невежественность мулл, их темноту, с одной стороны, и жадность к наживе, с другой, Абай откровенно бросал им в лицо обвинение и говорил: «Это лживые и коварные люди, хорошо сознающие всю шаткость своего положения и никогда не расстающиеся с четками и чалмой».

Исследователь творчества Абая А. Жиреншин пишет: «Мудрость Абая состоит в том, что он откровенно признавал, что религиозное учение ислама не может дать пищу для овладения знаниями, росту самосознания человека, развитию его умственных способностей, оно -- преграда на пути прогресса».

«И мулла в чалме огромной Вкривь толкует нам закон. Жаден, слеп душою темной, -- С беркутом не схож ли он?»

Беспочвенному религиозному обучению Абай противопоставил светскую науку, приобщающую человека к научным достижениям человечества, открывающую глаза темному люду, просветляющему его душу, науку, которую сам поэт называл «ключом к миру».
3. В его философско-критических и моралистических «Назиданиях» мы находим большое количество афоризмов. Мудрые и лаконичные,Эти афоризмы давно уже вошли в обиход казахского литературного языка. Трудно назвать жанр, к которому можно было бы отнести
«Назидания». Здесь и философско-моралистичсские, и общественно-публицистические, и изобличительно-сатирические высказывания поэта. Нося в целом характер то мирной, то иронически-желчной, то глубоко грустной, даже удрученной беседы со своим читателем, эти «слова» прежде всего отличаются исключительно тщательной стилистической отделапностью. Если это рассуждения - то рассуждения поэта, высказанные мастерским, выразительным, образным языком. Адресованные порою к слушателю-собеседнику непосредственно, они иногда носят форму прямого и изустного обращения к нему с глазу на глаз. И тут Абай становится часто гневным судьей или печальником народа, и в таких случаях часто его «слова» превращаются в скорбную исповедь человека, обреченного на одиночество в мрачный век господства беспросветной тьмы.В ту пору, когда сочинения поэта распространялись еще в рукописных списках, его «Назидания» входили в каждую новую книгу. Особенно зачитывались ими люди старшего поколения, которые украшали свою речь вставками из «Назиданий», подолгу толкуя о смысле и поучительных выводах этих рассуждений. Видимо, и сам поэт, понимая большую доступность прозаической формы высказываний своих разнообразных, острых и глубоких мыслей и заранее зная круг читателей этого вида его творчества, нередко старается говорить их языком, пользуется их моральными оценками. В этих случаях он и ссылается иногда на моралистические догмы ислама. При этом апологетику ислама он истолковывает в духе идеалистической морали.
Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Помимо многих стихов, посвященных песне и музыке, Абай создал около двух десятков мелодий. Такой же новатор в музыке, как и в поэзии, Абай вложил в свои мелодии новое содержание и создал стиль, отличный от существовавших до него народных мелодий. И здесь проявилась вся многогранность творческой натуры Абая.

Прозаические беседы, называемые часто «слова-назидания», в значительной своей части представляющие старстные публицистические сочинения, содержат рассуждения, по проблематике близкие к поэтическим его произведениям. Вместе с тем в них мы находим много нового, интересного с точки зрения осмысления важных социальных проблем, раскрытия острых привлекают внимание меткие обобщающие характеристики нравов, психологии и поступков людей.
4. Одним из изданий, которое активно популяризировало творчество Абая, была газета «Қазақ». Редакцией газеты было вынесено решение особо отметить десятилетие со дня кончины Абая. В связи с этим газета опубликовала цикл статей о творчестве, жизни и деятельности великого поэта. Статья главного редактора газеты Ахмета Байтурсынова «Қазақтың бас ақыны» («Ведущий поэт казахского народа») была воспринята читателями с особым духовным подъемом. Глубокое осмысление автором статьи творчества поэта способствовало тому, что ее основные положения внесли значительный вклад в Абаеведени е . А. Байтурсынов, по сути дела, впервые пытался раскрыть социальные аспекты творчества поэта как выразителя интересов простого народа. Такой подход к пониманию творчества поэта строится на фундаменте идеи самого А.Байтурсынова о пробуждении народных масс, которая для будущих поколений должна была стать идейным руководством для понимания и личности и творчества Абая.

А.Байтурсынов считал, что знание творчества, понимание величия личности Абая должно обрести общенациональный характер. Это было особо важно для двадцатых годов прошлого века, когда чуждая для казахов идеология была заложена в основу государственного института подавления. А.Байтурсынов понимал, что жизнь, творчество, идеи Абая могут стать орудием противостояния, способствующим сохранению самобытности народа. В то же время А.Байтурсынов осознавал всю сложность проблемы, когда не только простой народ, а иногда и образованные люди не в состоянии были воспринять осмыслить во всей глубине литературное наследие, мысли и чаяния поэта. Он писал об этом: «Мысли Абая сложно понять иногда даже образованным людям. Понять Абая такие люди могут только с посторонней помощью». Так А.Байтурсынов еще раз отметил глубину и сложность мировосприятия и мировоззрения поэта.

В названной выше газете «Қазақ», в статьях М.Даулатова, Н.Торекулова, Абай предстает как гениальное воплощение духа казахского народа. Авторы статей отмечают, что Абай является основоположником нового направления в казахской литературе. Здесь же говорится и о мастерстве Абая как переводчика. Такая высокая оценка творчества Абая свидетельствует о прозорливости авторов, сумевших в свое время сделать точные и справедливые выводы.

Значительным событием в Абаеведении стало издание второго сборника стихов Абая. В данный сборник вошли стихи, которые ранее не публиковались. Издание было подготовлено Саматом Абишулы и осуществлено в 1916 году в Оренбурге под названием «Абай термесі». С точки зрения текстологии данный сборник отличается близостью к оригиналу. Еще одна особенность книги заключается в том, что здесь впервые читатели увидели прозу Абая «Слова назидания». Первое «Слово» было дано в качестве предисловия, и тем самым поэт предстал в новом облике прозаика-мыслителя. Сборник «Абай термесі» явился второй книгой, изданной до Октябрьской революции 1917 г. Издатель Самат Абишулы указал, что в сборник вошли неизвестные читателю стихи, и при этом он особо подчеркивал, что здесь опубликованы только те сочинения Абая, которые удалось собрать. Данное обстоятельство свидетельствует о хорошем знании С.Абишулы первого сборника сочинений поэта, поэтому в следующую книгу были включены уже новые произведения Абая.

После Октябрьской революции 1917 года передовые казахские общественные деятели продолжили начатую популяризацию творчества поэта. При этом они уже также однозначно исходили из идеи, что Абай является духовным стержнем казахского народа.
5. К концу 1920-х годов в Абаеведении дискуссии по вопросу оценки творческого наследия Абая приняли особую остроту. Полемика между С.Мукановым, И.Кабыловым и Ы.Мустамбаевым продолжалась в непримиримой форме еще долгое время. Еще раз следует отметить, что корни оценки творческого наследия Абая с позиций вульгарного социологизма находились центре, и они напрямую влияли на общественное сознание казахского общества.

Двадцатые годы прошлого века – сложный исторический период. Писатели и литературные критики Пролеткульта* пытаются пересмотреть творческое наследие классиков русской литературы с точки зрения классового антагонизма. По их мнению, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов и другие классики XIX в. являются представителями эксплуататорского класса и, следовательно, их творчество необходимо рассматривать с точки зрения социального происхождения писателя. В Казахстане в тот период нашлись литературные деятели, которые в угоду политики центра (политики большевиков в области литературы) были готовы очернить историческое прошлое казахского народа. Идею обострения классовой борьбы при социализме, идущую из Москвы, многие были не прочь раздуть в беспощадный пожар войны со всеми инакомыслящими. Воинствующая идея вульгарного социологизма в их руках стала грозным оружием уничтожения идеологических противников. Подобная позиция характерна для С.Муканова, И.Қабылова, М.Кайыпназарова, которые призывали к отказу от творческого наследия Абая.

С.Муканов в статьях «Заключение о художественной литературе», «Каждый думает по-своему» оценивает творчество Абая не из идейных и социальных устремлений поэта, а только из того факта, что Абай – представитель байско-феодального класса. Именно поэтому философские воззрения Абая С.Муканов расценивает как проявление классовой идеологии: он утверждает, что Абай в своих произведениях отстаивает идеи националистической идеологии, так как это отвечало интересам байско-феодального класса. По словам С.Муканова, Абай является идеалистом, а

__________________________

* Культурно-просветительные организации пролетариата – самое массовое объединение начала 1920-х годов, имевшее своей целью создание «классовой, пролетарской культуры».

идеализм – стержень воззрений богатеев, поэтому при всём своём желании не мог отойти от этих воззрений. По мнению С.Муканова, каждый исследователь при объективном анализе может убедиться в том, что идеи национального обособления всегда исходили из зажиточного класса. Абай никогда не писал против бедных, при всем при этом он представляет интересы богатеев, а не бедняков. Стало быть, объективно он есть противник бедняков. С.Муканов приходит к однозначному заключению, называя себе ярым борцом за интересы пролетариата и бедняков, выставляет Абая как врага казахского народа. Руководители КазАПП (Казахстанская Ассоциация пролетарских писателей) М.Кайыпназаров, Ғ.Тоғжанов также придерживались этой точки зрения.
5 Из истории казахского литературоведения известно, что традиция чтения специальных курсов в высших учебных заведениях впервые стала практиковаться в стенах КазГУ им. С.М.Кирова с 1942 года. Спецкурс под названием «Абаеведение» начал читать один из классиков казахской литературы Мухтар Ауезов. Формированию «Абаеведения» (далее – Абаеведение ) как специального учебного курса предшествовал длительный этап подготовительной работы, поисковой и исследовательской деятельности. Первые статьи М.Ауезова об Абае печатались в различных изданиях, начиная с 1918 года, и уже тогда вызвали интерес передовой интеллигенции. Исследовательский талант М. Ауезова особенно проявился в те годы, когда он был главным редактором журнала «Абай». Публикации статей о наследии Абая сочетались с печатанием на страницах журнала отрывков из произведений поэта-мыслителя.

В научной и творческой деятельности М. Ауезова выделяются две крупнейшие вершины. Первая из них – основополагающая монография «Абай Кунанбаев», которая явилась результатом более чем двадцатилетнего труда, посвященного главному делу его жизни. Второе достижение – это создание художественных произведений разных жанровых форм об Абае, и среди них самое значительное произведение – эпопея «Путь Абая». Вся многосторонняя деятельность М.Ауезова по изучению наследия Абая, все его мысли и открытия о творчестве поэта нашли свое выражение в этих художественных и чисто научных трудах писателя.

На литературном вечере в Семее, посвященном двадцатилетию со дня кончины Абая, М. Ауезов выступил с докладом «Историческая роль Абая в казахской литературе». Уже в то время М.Ауезов создал первую научно обоснованную биографию Абая. Однако эта биография была опубликована только через десять лет, к 30-летию со дня смерти поэта, в 1933 году в полном собрании сочинений Абая. Именно с этого времени М. Ауезов в литературных кругах воспринимается как первооткрыватель и основатель Абаеведения . Необходимо отметить, что М.Ауезов заложил научные основы литературоведческого освоения наследия великого Абая. В результате непрерывной двадцатилетней научно-исследовательской деятельности по изучению литературного творчества поэта М.Ауезовым было сформировано направление, которое получило название «Абаеведение». Это позволило наметить пути дальнейшего плодотворного развития нового литературного направления казахском литературоведении.

В итоге многолетних исследований, благодаря усилиям уже нескольких поколений филологов, Абаеведение превратилось в мощное направление современного казахского литературоведения. Сегодня представляется возможным выделить в более чем столетней истории изучения литературного наследия Абая три основных этапа:

Начальный период продолжительностью почти в полвека приходится на 1889-1934 годы.

Второй этап охватывает 1934-1961 годы, которые отмечены особой активностью творческих поисков М. Ауезова, продолженные его последователями.

Третий этап начинается с 1961 года и характеризуется дальнейшим углублением научных изысканий в области Абаеведения . Этот период знаменателен тем, что Абаеведение как изучение творческого наследия Абая, само становится предметом исследования и в казахском литературоведении возникает новое направление – «История абаеведения».
6. В познаниях поэта встречаются такие сложные философские воззрения, как имани гүл (культ сердца), жауанмәртлик (человечность), камили инсани (нравственная личность). Система этих взаимосвязанных построений выражает взгляды Абая на всевышнего творца и его божественные черты, а вместе с тем и на ключевые вопросы нравственно полной личности, которые он рассматривает в тесном единстве с различными условиями верования. Комплекс всех этих допущений и постановок составляет основное содержание, охватывающие жизненно важные моменты умазаключений М.Ауезова.

М.Ауэзов в стихотворении «Алланың өзі де рас, сөзі де рас», особо обращал внимание на важнейший логический посыл в познании Абая, который называется имани гүл. Согласно поэту, культ сердца, утверждающий троекратную любовь, необходимо рассматривать в рамках философии морали.

В этом стихотворении Абай наиболее полно раскрыл свои внутренние поверья, мотивы своего призыва к гуманизму, а также собственные познания философии морали. Первым условием троекратной любви – учения об имани гул он считал необходимость «больше жизни любить Аллаха, т.к. он создал с великой любовью человечество». Таким образом, любовь смертного к своему творцу и есть первая любовь.

Вторая любовь, по Абаю, заключается в идее беспредельной любви каждым всего человечества, как свего брата. Эта идея – своеобразный девиз поэта в стремлении понять устройства мира. Потому в его сочинениях от начала до конца она проповедуется в строгой последовательности. Идея Абая «Любить справедливость, как истинный путь, указанный самим всевышним», является третьей любовью и в основе своей восходит к аргументам из нравоучительных наклия и гаклия, которым посвящено Тридцать восьмое слово. В нем сформулированы понятия о справедливости идеальной и абсолютной (гадалет)

В душу вглядись глубже, сам собою побудь…Философские параллели поиска Истины.
Мыслитель Абай вот уже почти два столетия восхищает различные поколения людей глубиной своей мысли и яркостью языка. Его известность переступила границы Казахской земли, а его талант стал достоянием всего мира. Но особую роль Абай сыграл в духовном единении двух народов – казахского и русского. Он много размышляет о сущности жизни и взаимопроникновении культур. Его мысли- это те кирпичики-основания на которых заложена современная философия свободного Казахстана.Сегодня национальная философия становится необходимой частью общественного сознания евразийских обществ.
Казахская философия определяется конкретно-исторической судьбой казахского народа, его менталитетом, характером мировоззренческих проблем в разные периоды его исторического развития.Началом казахской философии можно обозначить философию казахского просвещения 19 века. Данная философия формировалась под воздействием Востока и русской просветительской мысли, т.к. после присоединения Казахстана к России менялось мышление казахов, их уклад жизни, этнические традиции.Социальные противоречия в жизнидеятельности казахского народа критически осмысливались Чоканом Валихановым (1835-1865гг.), Абаем Кунанбаевым (1845-1904гг.), Шакаримом Кудайбердиевым (1858-1931гг.) и др.
Чтобы понять процесс формирования казахской философской мысли необходимо обратиться к такой яркой фигуре в казахской культуре как Абай. Как сын своего народа, Абай взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской культуры. Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания. Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая. Исходя из своего философского мироощущения, ему близки такие русские поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, И. Бунин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Именно поэтому он переводит их произведения на казахский язык. Особенно с огромной любовью Абай переводил стихи М. Лермонтова. Об этом можно судить по количеству переведенных стихов, их 29. Можно сказать, что с Лермонтовым его роднит гражданская позиция по отношению к своему народу. Не менее оригинальны и его переводы басен Крылова. В своих переводах он использует популярные казахские пословицы. С творчеством Салтыкова-Щедрина его объединяет сатирическая меткость осмеивающая баев, управителей, чиновников.Если все это сформулировать краткой мыслью, то можно сказать, что всех их объединяет философские искания смысла «народ-поэт».

Класс 5 Дата

Тема: Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы

Цель: Дать сведения об основоположнике казахской письменной литературы

Задачи: Образовательная: Дать сведения жизнедеятельности Кунанбаева

Развивающая: Обогащая знания учащихся об ученых Казахстана, развить способности к самостоятельному поиску информации, анализу литературы.

Воспитательная: повысить интерес учащихся к знаниям, науке. На примерах жизни и деятельности Валиханова повысить у ребят человечность, любознательность, трудолюбие, духовность

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия:

Время: 45 мин.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях

Какая основная причина восстания

В чем историческое значение восстания

Назовите руководителей как личности

Устный опрос

Какую роль сыграл его отец

Какие годы жизни Шокана

Какие поездки совершал и куда

  1. Объяснение нового материала

Абай– великий казахский поэт, философ, композитор, основатель казахской письменной литературы, первый ее классик. Он родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области. И дед Оскенбай, и прадед Иргизбай главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев\. Его отец Кунанбай был ага-султаном Каркаралинского уезда глубоко религиозным человеком, прозванный в народе Кунанбай кажы (ходжа) как человек, посетивший святые места в Мекке и Медине.

Первоначальное образование Абай получил у муллы и продолжил его в медресе Ахмет-Ризы. В медресе Абай учился три года, которые оставили глубокий след в его мировоззрении. Здесь он познакомился с сочинениями знаменитых поэтов Востока, овладел в совершенстве персидским, арабским языками. Он также учился несколько месяцев в русской школе. Но основные знания Абай получил посредством самообразования. Глубоко и тщательно изучал труды древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля. Как отмечал Мухтар Ауэзов поэтическое дарование Абая идет от трех источников. Первый – древняя казахская культура, второй – лучшие образцы восточной поэзии и культуры, и третий - русская и через нее европейская поэзия.

В произведениях Абая правдиво отражались мысли и чаяния казахского народа, реальная картина современной ему жизни. Творчество Абая обращено против невежества, двуличности, коварства. Он призывал молодежь к знаниям, к честному плодотворному труду на благо народа.

Абай – автор многочисленных лирических стихотворений, нескольких поэм и книг философской прозы. Он перевел на казахский язык стихи Пушкина, Лермонтова, Гете, Шиллера, Мицкевича и других европейских классиков. Его стихи становятся очень популярными в степи, к нему приезжают акыны, певцы, композиторы, вокруг Абая создается социально-философская и литературная школа. Абай высоко ценил казахских поэтов и композиторов, своих современников: Биржана сала, Акана серы, Таттимбета.

Особенно любимыми казахской молодежью стали переводы Абая из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Письмо Татьяны», которое исполнялось, как народная песня. К нему сам Абай сочинил музыку.Сыновья Абая идут по пути отца, сочиняют стихи, он задает им темы на исторические сюжеты, посвященные народно-освободительной борьбе, о хане Аблае, Кенесары\, дагестанском борце с русским царизмом Шамиле.

Популярность Абая, завладевшего умами казахской молодежи, вызывает дикую зависть богатых невежд, бешеное их озлобление, проявляющее в самых грязных, коварных формах.Последние удары судьбы, связанные со смертью любимых сыновей Абдрахмана и Магауи, Абай не смог перенести. Он заболел, но не стал лечиться от недуга, фактически обрекая себя на гибель.Великий Абай был похоронен недалеко от своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор.

Рефлексия:

  1. что мы с вами повторили
  2. что нового вы извлекли из урока

Домашнее задание пр 37, стр 119-120 пересказ

Похожие статьи

  • Звезда полей во мгле заледенелой рубцов

    прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Но...

  • Ф тютчев ты клонишь над водами

    Фёдор Иванович Тютчев Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей… Но струя бежит и плещет, И, на солнце...

  • Растоптанная красота: скандалы конкурса «Мисс Вселенная Почему федорова отказалась от титула мисс вселенная

    Честно говоря, я до сих пор не понимаю, как и почему, в далёком 2002 году, Оксана Фёдорова взяла корону «Мисс Вселенная».Ведь даже 15 лет назад Оксана была откровенно жирной. Живот-беляш, тяжёлые ляжки и маленькие сиськи -- всё это никак...

  • Характеристика мужчин и женщин дев в год быка Характер женщины знак дева год быка

    Девы-Быки - прирожденные ученые практического склада, которые выводят теории, основанные на фактах. Тут мы видим медиков и физиков, практиков и теоретиков. Географ и естествоиспытатель, гуманист и создатель университета, климатолог,...

  • Снится одна и таже девушка

    Когда молодому человеку часто снится девушка, считается, что о смысле сна задумываться не нужно. Зов природы. А зря. Сны с девушками могут предвещать события, как благоприятные, так и неблагоприятные.Ничего не значит сон, в котором...

  • Видеть во сне бананы много

    Банан во сне означает верного возлюбленного или надежного партнера. Есть бананы во сне - знак того, что вы ищете неприятностей на свою голову. Притом ваши искания очень рискованны и могут привести к печальным последствиям. Если банан...