Познание. Город Вежливых слов

Таштандинова Юлия Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Белоярский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: с. Белый яр
Наименование материала: Конспект познавательно-развлекательного досуга
Тема: "Страна вежливых слов"
Дата публикации: 08.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект познавательно-развлекательного досуга «Вежливые слова» Цель: Создание условий для ознакомления и закрепления у детей знаний вежливых слов. Задачи: - способствовать привитию навыков культурного поведения детей в общении друг с другом и с окружающими людьми; - создать условия для развития умения видеть недостатки в поведении и уметь их исправлять; - способствовать терпеливому, заботливому отношению к окружающим; - способствовать развитию диалогической и монологической речи и ее интонационной выразительности. - способствовать формированию у детей умения задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных «проблемных» ситуаций;
Оборудование:
предметные и сюжетныекартинки, «волшебная палочка», кубики, маски «Ёжик и Котик», игрушки.
Ход развлечения:
- Ребята, здравствуйте! Я приветствую вас самым
важным

вежливым словом
, которое говорят при встрече.
Это слово - "здравствуйте!"
А вы знаете, что означает это слово, зачем его говорят? Слово
"Здравствуйте"
означает, что мы желаем здоровья тому, с кем поздоровались, и это всем очень приятно! - Поэтому давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся и произнесем: "Здравствуйте!" Вот сколько здоровья мы пожелали сейчас и сделали приятно всем гостям.
Вот какое Волшебное

Вежливое

слово.
Е с л и п р и д ё т е в ы в гости, в магазин, к друзьям
первым

делом

нужно
поприветствовать друг друга. - Как ещё можно поприветствовать друг друга? «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер», а если встретили друга, то ему можно сказать «Привет». По
-
разному можно приветствовать друг друга. Но не ответить на приветствие
нельзя, это очень невежливо!
- Ребята, а вы знаете, когда появилось такое правило, приветствовать друг друга?
-
Оказывается, ребята, это правило появилось давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов и ходили всегда с оружием в руках. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому протягивали правую руку, показывая, что в ней нет оружия. С этой пой поры, здороваясь с другом, все стали – пожимать руки.
-
А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.
-
А сейчас, ребята, давайте поздороваемся со своими друзьями не словами, а своим телом.
Игра «Давайте поздороваемся» (под музыку)
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, можно пожать друг другу руки, поздороваться, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.
-

Ребята, слово «здравствуйте» - это волшебное вежливое слово,
а какие ещё
вежливые
слова вы знаете?
- Я предлагаю нам отправиться в " Страну Вежливых Слов".
Но это сказочная страна, её нет ни на одной на карте, но в неё попасть легко – не надо ехать далеко.
Под музыку: Зажмурь глаза и сделай шаг, теперь в ладоши хлопнем так: Один хлопок, ещё хлопок. Мы прибыли! Открой глаза, дружок! Мы в городе «Волшебных слов». - Давайте проверим, знаете ли вы волшебные слова?
Проводится игра “Волшебные слова”.
Если, словом или делом Вам помог кто–либо, Не стесняйтесь громко, смело, Говорить:…(Спасибо) Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома, Не молчите, не стесняйтесь, И немым не притворяйтесь, Поздороваться спешите, Громко:… (Здравствуйте!) скажите. На земле лежала тень, скажем ей мы:… (“Добрый день!”) Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь, Разомкнуть свои уста, И сказать: … (Пожалуйста) Если вы кого-то обидели случайно, Или наступили на ногу нечаянно. Только не молчите, Долго не тяните, а скажите: … (Извините!)
А вот у меня есть ещё один полезный совет:
Если ты проголодался, а обед ещё не скоро Смело плитку шоколада из кармана доставай. Съешь один, зачем делиться, вдруг не хватит самому, И как, вежливый ребёнок, на пол фантики бросай! - Ну, как вы думаете, это полезный совет? Быть жадными и сорить бумажками? Ладно, только, наверное, что в группе вы не умеете себя правильно вести! (Умеем). Посмотрим! Расскажите мне, как надо правильно себя вести в группе. 1 реб. Ловкая, весёлая, люблю я пошутить. Но на спортивной стенке не буду я шалить. Чтобы на пол не упасть Руки, ноги не сломать! 2 реб. Во время обеда я бегать не буду, А то превратится в осколки посуда. Столовые приборы – не детские игрушки. Не куклы и не погремушки. Ты ими не размахивай, ты ими не стучи, Они тебе помогут съесть котлету, кашу, щи.
3 реб. Два конца, два кольца - полезная вещица. Детям на занятиях очень пригодится. Если хочешь из бумаги вырезать, Должен правильно ты ножницы держать! 4 реб. Если в спальне веселиться, Бегать, прыгать и резвиться, Можно, ведь, кровать сломать И серьёзно пострадать. В спальне нужно тихо спать. - Ребята, а сейчас мы поиграем, соберём все вежливые слова, которые вы знаете, и построим из них башню
«башню вежливых слов».

Игра «Башня вежливых слов».
(Дети строят башню. Кто назовёт вежливое слово, тот ставит кубик). - Посмотрите, какие большие получились у нас башни. Это означает, что вы знаете много волшебных слов, значит вы добрые и вежливые ребята! - Ребята, а вы говорите добрые и вежливые слова своим друзьям? Давайте поиграем в игру
«Волшебный стул».
Дети стоят в кругу, педагог в центр круга ставит стул и говорит: У меня есть волшебная палочка. - «Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет
волшебным. А

волшебство его в том, что если кто - то сядет на этот стул, окружающие дети сразу начинают

об этом (ребенке) говорить только хорошие, добрые слова. Взрослый предлагает одному из

детей сесть на «волшебный стул» и сразу начинает об этом ребенке говорить что-нибудь

приятное, хорошее.
Затем «волшебная палочка» передается ребенку, который стоит справа от педагога, и тот продолжает говорить добрые слова о сидящем на стуле воспитаннике. Взрослый дает возможность высказаться каждому участнику игры, а потом интересуется у ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова о себе.
Затем посидеть на «волшебном» стуле приглашают другого ребенка.
Игра продолжается. - Ребята, всё-таки, иногда, случается, что вы ссоритесь друг с другом?
Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и Ежик на качелях»
Представьте двух друзей. Ёжик и Котик! На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.
Инсценировка стихотворения.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек, Жили два друга - Котик и Ёжик. Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли. Ежик навстречу качелям шагнул, Котик качели к себе потянул, Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья. Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж, Мне как товарищ совсем не хорош». Дети инсценируют стихотворение.
Обсуждение проблемы, поиск путей решения.
Вопросы к детям: 1. Ребята, почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.) 2. Как вы думаете, стоит ли из-за этого ссориться с другом? (Нет.) 3.Что нужно сделать, чтобы ссоры не было, как помирить друзей? (Ответы детей.) - Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться, и не поссорились. В тихом лесу, средь кустов и дорожек, Жили два друга - Котик и Ёжик. Как-то они на прогулку пошли И на поляне качели нашли. Ежик навстречу качелям шагнул, Котик качели к себе потянул, Котик сказал: «Покачаю тебя. Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Подведение итогов.
- Так, что нужно делать, чтобы не ссориться? Дети: Нужно уметь договариваться.
Ситуативная игра-история «Машина».
Котику мама купила машину: Кузов нарядный, красивые шины, Пульт управления, мощный мотор. Котик довольный помчался во двор. Ежик машину увидел, и вот Молча у друга ее он берет. Чудо-игрушку хочет отнять, Котик ему не готов уступать. И говорит он, надувшись, Ежу: «Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».
Выход из проблемной ситуации.
Ежик сказал: «Мы с тобою друзья. Очень мила мне машина твоя. Дай мне, пожалуйста, с ней поиграть, Её аккуратно я буду катать».
Котик ответил: «Конечно, бери. Кнопку для старта скорее нажми!». -
Вот какие у нас ребята, добрые и дружные! Даже если кто-то чуть-чуть поссорится, то

сразу же и помирится.
Если с другом ты поссорился, То пойди и помирись. Ты не дуйся и не хмурься, Если надо, извинись! И тогда вокруг всё ярче, И светлее станет вдруг, Потому что сразу рядом, Будет настоящий друг! - А сейчас я загадаю вам загадки. Только сразу хочу предупредить - мои загадки с секретом. Если загадка учит добру и вежливости, надо дружно говорить:
«Это я, это я,

это все мои друзья!»
А если это вредная загадка, нужно просто промолчать. Будьте внимательны, это тоже хорошая манера. - Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо? Кто из вас, скажите, братцы. Забывает умываться? У кого из вас в порядке Одежда, книжки и тетрадки? Кто из вас в трамвае тесном, Уступает старшим место? Кто из вас молчит, как рыба. Вместо доброго «спасибо»? Кто, скажите без затей. Любит всех своих друзей? Кто быть вежливым желает. Малышей не обижает? - Пора возвращаться в детский сад! Зажмурь глаза и сделай шаг, теперь в ладоши хлопнем так: Один хлопок, ещё хлопок. Мы прибыли! Открой глаза, дружок! - Вам понравилось путешествие в Страну Вежливых слов? - Ребята, думаю, что вы теперь всегда-всегда будете говорить добрые, вежливые слова, делать только добрые дела, от которых все становятся добрее, радостнее и веселее!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7 города Белово»

Классный час

«В стране вежливых слов»

Подготовила:

Белова Лариса Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ ООШ №7

города Белово

Белово 2011

Классный час «В стране вежливых слов»

Цель: выработка у детей навыков употребления в разговорной речи

Вежливых слов;

Задачи:

1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы

Оборудование: плакат «Вежливые слова», аудиозапись стихов С.Маршака.

Ход занятия.

I Сообщение новой темы и цели занятия.

Ребята, послушайте стихотворение М. Лисянского и определите о чём пойдет речь на занятии.

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.


- Сегодня на занятии мы будем говорить о вежливых поступках и словах.

А можно вас назвать вежливыми? (ответы детей)

Если вы вежливые, то будете внимательно слушать своих одноклассников, которые подготовили стихотворения о вежливости, отвечать на мои вопросы и задания, не перебивая друг друга.

II Инсценировка «Вежливые слова».

1. Театр открывается!

К началу всё готово.

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

2. В три часа открылась касса,

Собралась народу масса.

Говорит овечка: «Мне-е-е одно местечко

Вот моё: «Пожалуйста».

3. И сказала утка «Кряк» попрошу 1 ряд.

И достала утка «Доброе утро».

Я «спасибо» кладу, - говорит Какаду.

И местечко я жду, я приду.

4. Слоны смущены, очень просят слоны

О, пожалуйста, нам

В последнем ряду

Имейте в виду, чтобы нам, слонам,

Не мешать какаду, антилопе Куду,

И коту, и дрозду, и малышке Дрозду.

5. И вдруг, и вдруг толкнув старух,

Стариков, петухов, барсуков,

Вдруг ворвался косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого

Касса! Выдай мне билет!

Дайте вежливое слово!

У меня такого нет!

Ах, у вас такого нет?!

И кассир воскликнул:

«Не получите билет».

6. Косолапый воскликнул:

Ничего кассир не дал.

Косолапый зарыдал

И ушёл со слезами

И пришёл к мохнатой маме.

7. Мама шлёпнула слегка

Косолапого сынка

И достала из комода

Очень вежливое что-то.

Вот – сказала – мой сынок

Добрый день, спокойной ночи,

Как вы поживаете?

Будьте здоровы

И ещё сто одно вежливое слово.

На, – сказала – мальчик мой

И носи всегда с собой,

А теперь неси кассиру

Дайте, пожалуйста, спасибо,

Посмотреть представление, второе отделение.

Какие вежливые слова вы запомнили?

Кто понравился? Почему?

Где вам приходилось использовать вежливые слова?

III Практическая часть

1) Прослушать рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

Вопросы для беседы:

1. Чем был опечален Павлик?

2. Почему к нему все плохо относились?

3. Что сказал Павлику старичок?

4. Как помогло Павлику «волшебное слово»?

Рассказать случай из своей жизни в семье. Когда это волшебное слово помогло вам? (высказывания детей)

2) Сейчас будем решать задачи.

А) Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?»

Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки. Какие это ошибки?

(Извините, пожалуйста. Скажите, пожалуйста, который час. Спасибо.)

Б) Случилось так, что Галя опоздала в школу. Подходит к двери класса и слышит, что урок уже начался.

Как Галя должна поступить в данном случае? (Постучаться. Зайти и попросить извинения.)

Обобщение. Есть и другая вежливая форма обращения: «Будьте любезны», «Будьте добры»,

Эта форма уже исключает слова вежливости.

В) Решим задачу не на сложение, а на уважение.

По улице шли двое. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой свёрток. Одна из книг упала.

У вас упала книжка, - закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве? – удивился прохожий.

Конечно! – объяснил мальчик. – У вас же было 3 книги, 1 пакет, 1 портфель, итого 5 вещей, а теперь осталось 4.

Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу.

Однако есть правило, которое ты ещё не усвоил, мальчик.

Какие же правила не усвоил мальчик?

Как бы вы поступили на его месте?

3. Чтение рассказа «Рубль».

Одна девочка покупала в булочной хлеб и обронила рубль. Она хотела поднять деньги, но рыжеволосый паренёк, стоявший рядом, опередил её. Только он нагнулся, девочка как закричит:

Не смей брать! Это мои деньги!

Все оглянулись.

Конечно, твои, - сказал мальчик, протягивая ей деньги.

Девочка выхватила рубль из рук, и дёргая острым носиком опять закричала:

Ты хотел прикарманить деньги, воришка!

Он никак не ожидал такого упрёка и покраснел от обиды.

А почему покраснел? – не унималась девочка – Что стыдно стало? Стыдно?

Рядом с ребятами стоял рабочий в синей спецовке. Очевидно, он понял чувства обиженного мальчика и, дружелюбно похлопав его по плечу, похвалил громко, чтобы все услышали:

Гляжу я на тебя, молодчина! Дважды хорошо сделал. Поднял девочке деньги – это раз! Покраснел за неё – это два. И мне почему-то стыдно.

Остроносая услыхала эти слова и тоже покраснела. Наверное, и она поняла, кому действительно должно быть стыдно.

Вопросы. 1. Хорошо ли поступила девочка?

2. Что должна была она сказать мальчику?

3. Как бы вы поступили на месте девочки?

4. Ребята, скажите, с какими словами мы с вами познакомились?

Помните, ребята, об этих замечательных словах. Тот, кто не забывает о них, давно уже испытал их силу. Трудно отказать человеку в просьбе, если он говорит «пожалуйста», «будьте любезны» и т.д. Они поистине волшебные, всемогущие, большие делают дела.

5. Игра «Дорогие слова».

Я вам прочитаю стихотворение А. Шибаева. В нём отсутствуют некоторые слова. Я думаю, вы сумеете их отгадать и произнести хором.

1. Дядя Саша огорчён

Рассказал он вот о чём:

Видел Настю октябрёнка

Я на улице сейчас.

Настя славная девчонка

Настя ходит в 1 класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова … (здравствуй)

А слово-то какое … (очень дорогое)

2. Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была.

На меня как торпеда

Налетел из-за угла,

Но представьте!

Зря от Вити

Ждал я слово … (извините)

А слово-то какое … (очень дорогое)

3. Он про внучку говорил:

Экая досада

Я портфель ей подарил

Вижу – очень рада.

Но нельзя ж молчать как рыба

Ну сказала бы … (спасибо)

А слово-то какое … (очень дорогое)

Молодцы, ребята, вы отгадали. Никогда не забывайте про эти слова.

Для того, чтобы вы лучше запомнили самые необходимые слова, мы проведём ещё одну игру.

У меня 3 кружка: красный, синий, зелёный. Когда я покажу красный кружок, вы говорите «спасибо», когда покажу синий, вы говорите «извините», когда покажу зелёный – «пожалуйста».

Спасибо, ребята! Игра закончена.

6. Аудиозапись С.Я. Маршака

«Песенка о вежливости».

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи».

Итог.

- Чему мы учились на занятии? Чему научились?

Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу,
И друг друга сумеем понять.

Занятие на этом закончилось. Спасибо вам за работу.

Источники информации:

Сказова И.В. Котенок Тимка учится вежливости: Стихи - 10 с. Харьков:2004

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. -
М.: Художественная литература, 1969. С. 131.

http://shalamonova.ucoz.ru

http://detskaja.ucoz.ru

http://www.olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-vezhlivye_slova.html


Тема занятия: «Путешествие по стране ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»

Асино 2013 г.

Пояснительная записка

В нашу разновозрастную группу ходят дети в возрасте 5-6 лет с определенным нравственным багажом. Наблюдая за детьми в начале учебного года, я обратила внимание на то, что у детей все чаще выявляются затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений в их поведении, они часто не придерживаются правил поведения, делают «ошибки». В результате незнания этих правил возникают ссоры, жалобы. Дети редко употребляют этикетные формы. Наряду со сложными диагнозами у детей отмечаются агрессивность , нарушения в поведении и деятельности. Речь характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико-грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений)

Уверена, что проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной, именно поэтому тему проекта выбрали «Формирование речевой культуры и навыков общения у детей дошкольного возраста».

Данное занятие было проведено в рамках проекта. Логопедом и воспитателями была проделана большая предварительная работа: разработан и проведён цикл бесед по правилам поведения в общественных местах; чтение художественной литературы ; рассматривание иллюстраций; разучивание стихотворений, пословиц и поговорок; просмотр презентации; оформление книжной выставки по речевому этикету; сюжетно-ролевые игры


Тема занятия: «Путешествие по стране ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»

Цель: формировать у дошкольников представления об этических нормах и правилах речевого поведения.

Закреплять умения быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми.

Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости , учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинение.

Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах.

Учить детей правилам общения по телефону.

Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим , чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;

Формировать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

ТЕМА: «Путешествие по стране ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ».

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Дети входят в зал, встают полукругом.

Физминутка:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро.

Доброе утро!-

Солнцу и птицам.

Доброе утро!-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

(В. Кривошеев)

Какими словами ещё можно поприветствовать человека?

(здравствуйте)

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,


Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(В. Солоухин)

Давайте поприветствуем этим словом наших гостей, передадим им капельку солнца, радости, сердечной теплоты.

А вас, ребята, я приглашаю отправиться в путешествие по СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ. (1-й слайд)

Отправимся мы на автобусе(2-й слайд), попрошу вас взять билеты и занять свои места согласно указанным местам.

(Дети рассаживаются на стульчики с номерами).

Ой, подождите, кто-то ещё торопится на наш автобус (входят старичок и женщина с ребёнком)

Куда же мы их посадим? (дети на передних стульчиках уступают места)

Ребята, чтобы наш автобус отправился в путь, вспомним правила поведения в общественном транспорте (дети называют).

Молодцы, пристегнитесь ремнями безопасности, поехали! (звучит 2-й куплет песни «Весёлые путешественники» на стихи С. Михалкова. Дети подпевают. Музыка затихает)

(3-й слайд)

Первая остановка. Как она называется? (ребёнок читает) «Приветствие».

Какие слова приветствия вы используете? (ответы)

Кого вы можете поприветствовать словами «здорово», «Привет!»?

Что обозначает слово здравствуйте? (пожелание здравия, здоровья; людям приятно слышать эти слова, приятно и тем, кто их произносит).

Послушайте стихотворение «Здравствуй, Гусь!» (рассказывает ребёнок):

«Здравствуй, Гусь!»

Ко мне бежит огромный Гусь. Я говорю себе:

«Не трусь! Быть может, этот Гусь - ручной, бежит знакомиться со мной».

Но у Гуся свирепый вид

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Ну и пусть!

Я улыбнулся:

Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось:

«Приве-е-ет!»

(Т. Собакин)

Как вы думаете, почему свирепый Гусь вдруг кивнул мальчику и как бы сказал: «Привет!»?

Верно, если ты идешь навстречу с улыбкой, с добрым словом «здравствуй» - это значит, что ты не хочешь причинять вреда, обидеть и, наверное, даже самый сердитый гусь смягчится. Вот какое удивительное слово - «здравствуй»!

Проверим, знаете лм вы, как правильно здороваться, выходите из автобуса.

(4-й слайд)

Дети подходят к экрану, на котором напечатаны ситуации, отвечают на вопросы-ситуации.

(5-й слайд)

ЛОГ.: - Какие молодцы! Вы действительно знаете волшебные слова-приветствия и как их произносить, чтобы сделать людям приятное.

Поудобнее усаживайтесь, наше путешествие продолжается (звучит песенка) (6-й слайд)

Музыка стихла. Автобус остановился.

(7-й слайд)

ЛОГ.: Вот и следующая остановка. «Алло! Алло!» (читает ребёнок)

Звучит запись телефонного звонка.

У кого звонит телефон? (ребенок достаёт сотовый телефон, начинается диалог):

Воспитатель(реплики воспитателя предварительно записаны) :

Здравствуйте. Это говорит Светлана Владимировна. С кем я говорю?

Здравствуйте, Светлана Владимировна! Это Аня Кравец.

Воспитатель:

Аня, я пришла в детский сад, а детей подготовительной группы нет. Скажи, пожалуйста, где они?


Светлана Владимировна, мы с Верой Александровной отправились в путешествие в «Страну вежливых слов». Скоро вернёмся.

Воспитатель:

Хорошо, теперь я спокойна. Буду вас ждать. До свидания, Аня!

До свидания, Светлана Влад.

Ребята, правильно разговаривала Аня по телефону? (ответы детей)

Какие правила общения по телефону мы должны помнить?

(Надо представиться, спросить, кто звонит, вежливо вести разговор, не забыть попрощаться)

Мы не предупредили воспитателя о путешествии, но свою ошибку исправили, ведь предупредить о чём-то – это тоже правило речевого поведения. И теперь можем продолжить наш путь.

Отправляемся. Осторожно, двери закрываются! (8-й слайд)

(звучит песенка, 2-й куплет)

(9-й слайд)

Третья остановка. Ребёнок читает: «Просьба»

Что такое просьба?

(когда мы о чём-то просим)

Как можно попросить о чём-то?

(ответы детей: дайте пожалуйста…Не могли бы вы…)

Вы, конечно, очень хорошо знаете стихотворение «Телефон»? Помните, кто звонил герою стихотворения? (слон, верблюд , крокодил, зайчатки, медведь, тюлень, олень, газели, бегемот) И у всех были самые разные просьбы. Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свиньи:

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонила свинья:

Пришлите мне соловья.

Подумайте, чья просьба вежливее? Почему?

Какие еще вежливые слова вы знаете, которые можно использовать при обращении с просьбой?

Действительно, таких слов много. Я хочу вас познакомить с еще одной просьбой.

Ребёнок рассказывает стихотворение «Будьте добры»

«БУДЬТЕ ДОБРЫ»

Сколько просьб начинается с «будьте добры»!

«Скажите, который час?»

«Прочтите,- глаза у меня стары.

«Придите, беда у нас!»

Будьте добры,

Очень прошу!

(Л. Татьяничева)

Как обращается с просьбой герой стихотворения?

Посмотрите на экран. (10-й слайд)

К какой сказке эта иллюстрация?

(«Гуси-лебеди)

К кому обращается Машенька? (к печке)

Почему только во второй раз печка помогла девочке, откликнулась на просьбу, спрятала Машеньку с братцем?

(В первый раз грубо ответила, а во второй – ласково, с уважением (реченька, матушка), не отказалась от угощения.

(11-й слайд)

Назовите сказку по этому рисунку («Сказка о рыбаке и рыбке»)

К кому обращается старик? С какой просьбой?

Почему рыбка выполняет просьбу? (старик обращается к ней ласково, называя государыней-рыбкой, объясняя, что старое корыто давно раскололось)

Сами вы, ребята, умеете вежливо обращаться с просьбой?

Давайте поиграем! Выходите на полянку.

(Дети рассаживаются на полянке, каждый у цветка. В серединке цветов лежат «сюрпризы» с речевыми ситуациями. Логопед читает задание, дети отвечают, используя речевые формулы)

–Молодцы, ну как откажешь в просьбе, когда слышишь вежливое «пожалуйста».

4.Физминутка.

Игра на внимание «Пожалуйста».

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

5.Звучит сигнал автобуса.

(12-й слайд)

Автобус зовёт нас в путь (дети возвращаются на свои места) Усаживайтесь поудобнее, поехали!


(звучит 2-й куплет песни, дети подпевают)

(13-й слайд)

Четвёртая остановка «Извините».

Ребята, часто ли вам приходится извиняться?

В каких случаях вы извиняетесь? (когда кого-то обидели, поняли, что поступили неправильно).

Какие используете выражения, принося слова-извинения?

(извините, простите, пожалуйста, примите мои извинения…)

Послушайте стихотворение о поссорившихся подружках. Подумайте, как они могут помириться.

Ребёнок рассказывает стихотворение «ПОССОРИЛИСЬ».

« ПОССОРИЛИСЬ»

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

только мишку подержала,

только с мишкой убежала

и сказала: «Не отдам».

Что надо сделать подружкам, чтобы помириться? (отдать мишку и извиниться)

дам ей мишку, извинюсь,

дам ей мячик, дам трамвай

и скажу: «Играть давай!»

Теперь мы точно знаем, как извиняться, но лучше никого не обижать, с уважением относиться друг к другу.

А наше путешествие продолжается (звучит последний куплет песни)

(15-й слайд)

Вот и конечная остановка. Ребёнок читает: «Речевой этикет»

Что такое этикет?

(16-й слайд)

(ребёнок читает стихотв. «Этикет») (17-й слайд)

6.Итог занятия:

Каждый из вас сегодня показал, что знает эти правила поведения. А значит, каждого можно назвать вежливым. Надеюсь, что наше путешествие по СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ поможет вам стать ещё внимательнее к себе, к близким, к окружающим.

Мне остаётся вам пожелать:

(18-й слайд)

Все эти правила не забывайте,

Везде и всегда о них вспоминайте!

А нашим гостям говорим:

(19-й слайд)

«Не прощайте, а ДО СВИДАНИЯ!»

Дети выходят из автобуса.

Цель: Развитие навыков этичного поведения, воспитание правильного поведения учащихся, их доброе отношение к окружающим людям, в том числе друг к другу.

Ход мероприятия:

Эпиграф:

"Мы должны относиться друг другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире это человек".

М. Горький

Орг. момент.

Наш секрет на классный час: отгадайте, какое слово рассыпалось?

Составить слово из букв (слово)

Вступительное слово:

Волшебные слова

Кто произносит их с трудом.

А кто - легко и просто.

Без этих слов не входят в дом

Ни взрослый, ни подросток.

И в добрый, и в недобрый час

Они повсюду с вами,

Вы снова встретитесь сейчас

С волшебными словам

Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в страну добрых слов. Эти слова называются волшебными, потому что помогают человеку сохранить хорошие добрые отношения с окружающим и людьми. Их много, мы часто их используем,

Заботливое уважительное отношение человека, его доброта всегда приносят радость окружающим людям. И наоборот, грубость, черствость, равнодушие к: самочувствию человека, его судьбе осуждаются взрослыми и сверстниками. Первые слова, которыми мы начинаем день - это "здравствуйте", "доброе утро". Произнося эти слова, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым, радостным.

В зоопарке олени есть,

И верблюды ходят горбатые.

Крокодилы здесь

И мартышки здесь,

И медведица с медвежатами.

Словом, звери со всех сторон.

Но мне нравится слон!

Со слоном я даже дружу!

Почему? Сейчас расскажу.

"Добрый день!" - я сказал бегемоту.

Бегемот молчит отчего-то,

Я к моржу тогда подхожу.

"Добрый день!" - говорю моржу.

Но молчат и морж, и тюлень

Поздороваться глупым лень!

Только слон головой качает.

Здравствуй, здравствуй", - он отвечает.

Почему мне нравится слон?

Потому что вежливый он.

А. Барто

К добрым словам, которые мы произносим при встрече, относятся и такие, как "добрый день" и "добрый вечер".

Стихотворные пожелания;

Если вежлив ты с друзьями.

То всегда

Друга с праздником поздравишь. Да, да, да!

Поприветствуешь при встрече:

"Добрый день и добрый вечер! Здравствуй, здравствуй, привет! Сколько зим и сколько лет!" Много разных слов волшебных

Знаю я

И охотно передаю вам. Зна - ни - я: "Разрешите, извините. Будьте так добры, скажите. Ах, пожалуйста, простите. До свидания!

Все эти слова хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра и здоровья.

Вежливые слова надо произносить отчетливо, смотреть на того, кому говоришь, улыбнуться. И конечно, надо всегда отвечать на приветливое обращение, чтобы не обидеть человека, как это чуть было не случилось со школьником из стихотворения

"Потерялось и нашлось"

И звенит он и сверкает

Весенний солнечный денек,

А по улице шагает Второклассник - паренек.

Второклассница - навстречу.

Улыбнулась: Добрый день!

Но парнишка, не подумав.

Взял да ляпнул: - Отвяжись!...

Точно солнце потускнело.

Точно все накрыла тень,..

Но поправил парень дело, -

    Таня, добрый день!

    Снова ярко и нарядно

    Блещет солнечный денек.

    Снова ладно да все складно: Молодчина, паренек! С. Погореловстй

Работа с поговоркой:

Русская поговорка " От одного слова да навек ссора! о том, что необдуманно сказанное слово может сильно обидеть, оскорбить человека. Добрыми являются и вежливые пожелания, которые мы говорим в других случаях нашей жизни. Когда мы ложимся спать, мы произносим "спокойной ночи", то есть, желаем близким хорошего отдыха, восстанавливающего силы, нужные для следующего дня, А садясь кушать, говорим: "Приятного аппетита!" - хотим, чтобы пища послужила источником здоровья и хорошего настроения. От этих слов человек становится добрее. Поэтому, ребята, не ленитесь говорить их всем окружающим.

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу,

-- "С добрым утром!" - я кричу.

"Добрый день!" - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

"Добрый вечер!" - так встречаю

Всех домой идущих к чаю.

Ребята, а ведь есть еще много других слов вежливости, которые мы произносим ежедневно, при встрече с людьми. Вы знаете их, и давайте вместе вспомним их.

На доске вывешивается кластер:

"Здравствуйте", "до свидания", "простите", "извините", "спасибо", "пожалуйста".

В каких случаях нужно пользоваться ими?

"Спасибо!"- слово благодарности.

Слово "извините" исправляет допущенную обиду, снимает нечаянную ошибку, восстанавливает отношения,

А теперь, чтобы понять, как вы усвоили новые выражения вежливости, проведем следующую работу. Я буду вам показывать слайды, а вы подумайте и решите, какие слова вам надо сказать в том или ином случае.

Игра «Доскажи словечко»

Саша проснулся утром и сказал маме... Доброе утро!

Садясь за завтрак, дети сказали маме и лапе... Приятного аппетита!

Поев и выйдя из-за стола, они поблагодарили за вкусный завтрак. . . Спасибо!

К Саше и Кате пришли гости. Они встретили их словами... Здравствуйте. Проходите, пожалуйста.

Практическая работа:

Все мы вместе пополним нашу копилку «Самые дорогие слова»

Дети пишут слова на листочках и приклеивают на дерево «Дорогих слов»

Вывод: Итак, мы сегодня с вами совершили путешествие в страну добрых слов.

Все эти слова и выражения - ваши добрые помощники. Не забывайте их, пользуйтесь ими каждый день, и окружающим всегда будет приятно общаться с вами.

Наше занятия я хочу закончить следующими строками:

Слова бывают разные.

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые.

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Заканчивается наш классный час, я предлагаю вам прочитать зашифрованную пословицу.

Слово – это ключ к сердцу.

Ребята, чтобы окружающим вас людям с вами было хорошо, старайтесь всегда говорить добрые слова, ведь недаром народная поговорка гласит "Кто всех добрей, кто всем хорош, у того друзей не сочтешь".

Елена Давыдова

Цель : Воспитание у детей вежливости , навыков культурного поведения и общения.

Задачи :

Расширять знания о значении вежливых слов , активизировать и обогащать словарный запас по данной теме : «вежливые слова » , «спасибо» , «извините» , «здравствуйте» , «до свидания» и др. ;

Упражнять в спонтанной речи с соблюдением интонации;

Развивать связную речь, коммуникативные навыки;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать культуру общения, умение приветливо и вежливо разговаривать с окружающими.

Материалы и оборудование :

Настольно - печатные игры : «Уроки этикета» , «Театр настроения» .

Ножницы, цветная бумага, клей, вырезанные из зеленой бумаги ладошки детей, плакат с нарисованным контуром елки.

Предварительная работа :

Беседы на темы : «Будем вежливы » , «Вежливые слова » , «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Как правильно вести себя за столом» и др. ;

Чтение художественной литературы : С. Маршак «Урок вежливости » , С. Погореловский «Что значит быть вежливым » , В. Осеева «Волшебное слово » , Э. Мошковская «Вежливое слово » .

Рассматривание иллюстраций на данную тему . Серия «Беседы по картинкам» Чувства. Эмоции.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель : А как нам добрые слова нужны !

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны ?

Дела - делами, а слова - словами .

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Сегодня мы пригласили гостей. Ребята поздороваемся с гостями. (Дети здороваются с гостями.)

2. Сюрпризный момент.

(Раздается стук в дверь) .

Воспитатель : - Ребята, кто-то стучится. Кто бы это мог быть?

Заходит взрослый в костюме Незнайки.

Незнайка : - Ой, детей много, а что вы здесь делаете.

Воспитатель : - Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о вежливых словах .

Только Незнайка, ты что - то забыл сказать ребятам. Ребята, а что забыл сказать Незнайка. (ответы детей) .

Правильно, он забыл поздороваться. А мы знаем, что при встрече надо обязательно здороваться.

Незнайка : - Но я не умею этого делать.


3. Дидактическое упражнение «Поздоровайся правильно» .

Воспитатель : - Ребята, давайте научим Незнайку здороваться.

(Ребенок выходит в круг и здоровается с детьми, гостями и Незнайкой) .

Незнайка : - Я теперь понял, как нужно здороваться. Здравствуйте!

Воспитатель : - Молодец Незнайка, теперь ты знаешь, что при встрече нужно обязательно здороваться. Незнайка :- Здравствуйте – это красивое и важное слово , так и хочется его постоянно повторять! Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Воспитатель : - Правильно Незнайка, не забывай об этом никогда.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!


Но это только одно из многих вежливых слов , которое обязательно надо знать и говорить всем людям.

А вы, ребята, знаете вежливые слова ? (Дети называют вежливые слова по очереди ) . И встают в две команды. Команды считалочкой выбирают капитанов.




4. Настольно - печатная игра «Уроки этикета» .

Капитаны команд вытягивают тему игровой ситуации (культура поведения в гостях, дома, в транспорте, во дворе, в театре) . На столах находится карточки с изображением правильного и неправильного поведения. Дети выбирают карточки, где изображено правильное поведение и объясняют свой выбор. Проходит беседа - обсуждение с каждой командой.




5. Физкультминутка

"Делаем зарядку!"

1234 - топаем ногами!

1234-хлопаем руками!

1234 - руки в стороны пошире!

12345 - не забудь себя обнять!

"Раз!" - подняться, потянуться

"Два!" - согнуться, разогнуться!

"Три!" - в ладоши три хлопка!

Головою три кивка!

На четыре - руки шире!

Пять - руками помахать!

И на место тихо встать!


6. Воспитатель :- А теперь загадка.

В нём живёт моя семья :

Папа, мама, брат и я.

Мне всегда уютно в нём-

Это мой родимый …. (дом) .

6. Дидактическое упражнение «Назови ласково членов свой семьи» .




7. Воспитатель : - Ребята, это карточки настроения, по - другому называются эмоции (показывает детям карточки) .

Рассматривание и называние карточек : злость, радость, печаль, испуг и т. д.

Игра «Эмоции» (произнесение вежливых слов с разными эмоциями ) .

Вывод : Вежливые слова нужно говорить ласково, по – доброму, с хорошим настроением.

Тогда эти слова будут приятны людям .





8. Практическая деятельность детей : «Ёлочка добра» (дети, вместе с Незнайкой наклеивают на шаблон вырезанные ладошки и украшают получившуюся елочку шарами).






9. Пальчиковая гимнастика. Пальчики здороваются.

В гости к пальчику большому

Выставляем вверх большие пальцы.

Приходили прямо к дому

Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук.

Указательный и средний,

Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.

Безымянный и последний,

Сам мизинец-малышок

Постучался на порог.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.

Вместе пальчики-друзья,

Кулаки стучат друг о дружку.

Друг без друга им нельзя.

Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках. Затем проводится упражнение, в котором дети учатся поочередно разжимать из кулака пальцы рук.



11. Итог занятия .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите какая чудесная ёлочка получилась у нас.

Незнайка :- Спасибо ребята, я очень много узнал сегодя. Теперь, всегда буду стараться быть вежливым .

Воспитатель : - А мы тоже будем не забывать культуру поведения и вежливые слова .

Дети читают стихи :

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть .

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне ,

Я»здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-

За помощь поблагодарить,

Обычное слово »спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все»до свидания»

Друг другу всегда говорим,

»Пожалуйста»-если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов .

Пожалуйста, только будь вежлив ,

Ведь это-основа основ.

Рефлексия :- Дети, что вам понравилось, запомнилось и т. д.

Итог занятия .

Материал подготовили педагоги : Давыдова Е. А., Олимпиева И. В., Майорова И. В. МБДОУ № 583 г. Екатеринбург

Похожие статьи

  • Звезда полей во мгле заледенелой рубцов

    прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Но...

  • Ф тютчев ты клонишь над водами

    Фёдор Иванович Тютчев Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей… Но струя бежит и плещет, И, на солнце...

  • Растоптанная красота: скандалы конкурса «Мисс Вселенная Почему федорова отказалась от титула мисс вселенная

    Честно говоря, я до сих пор не понимаю, как и почему, в далёком 2002 году, Оксана Фёдорова взяла корону «Мисс Вселенная».Ведь даже 15 лет назад Оксана была откровенно жирной. Живот-беляш, тяжёлые ляжки и маленькие сиськи -- всё это никак...

  • Характеристика мужчин и женщин дев в год быка Характер женщины знак дева год быка

    Девы-Быки - прирожденные ученые практического склада, которые выводят теории, основанные на фактах. Тут мы видим медиков и физиков, практиков и теоретиков. Географ и естествоиспытатель, гуманист и создатель университета, климатолог,...

  • Снится одна и таже девушка

    Когда молодому человеку часто снится девушка, считается, что о смысле сна задумываться не нужно. Зов природы. А зря. Сны с девушками могут предвещать события, как благоприятные, так и неблагоприятные.Ничего не значит сон, в котором...

  • Видеть во сне бананы много

    Банан во сне означает верного возлюбленного или надежного партнера. Есть бананы во сне - знак того, что вы ищете неприятностей на свою голову. Притом ваши искания очень рискованны и могут привести к печальным последствиям. Если банан...