Виднейшие ученые русисты. Выдающиеся ученые-руссисты

Слайд 1

Прекрасный наш язык… А.С.Пушкин

Слайд 2

Великие русские писатели о русском языке

Слайд 3

Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. А.С.Пушкин

Слайд 4

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. Л.Н.Толстой

Слайд 5

Перед Вами громада - русский язык! Обращаться со словами нужно честно. Н.В. Гоголь

Слайд 6

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С. Тургенев

Слайд 7

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

Слайд 8

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… С русским языком можно творить чудеса! К.Г. Паустовский

Слайд 9

Учёные в области русского языка

Слайд 10

М.В. Ломоносов (1711-1765) – первый русский ученый-естествоиспытатель, языковед и литературовед, выдающийся деятель российского просвещения. Ученый создал первую подлинно научную грамматику русского языка (она вышла в 1757 г. и называлась "Российская грамматика"). Исследуя функционирование русского языка, Ломоносов сумел определить и зафиксировать произносительные и грамматические нормы, которые были не искусственно навязаны языку, а проистекали из самой языковой практики. М.В. Ломоносов разработал теорию трех стилей речи: высокого, посредственного и низкого и определил языковые правила для каждого из них. В "Риторике" (1748 г.) и в "Письме о правилах российского стихотворства" (1739 г.) ученый разрабатывал теорию русской риторики, заложил основы теории русского стихосложения. Ломоносов придавал большое значение объединяющей роли русского языка, который мог послужить цементирующей основой для населения столь большой территории, которую занимала в то время Россия.

Слайд 11

Владимир Иванович Даль (1801-1872) был необыкновенно одаренной личностью. Пятьдесят три года из семи десятилетий своей жизни отдал работе над составлением "Толкового словаря живого великорусского языка"(1863–1866 гг.), за который был удостоен Ломоносовской премии Российской академии наук, а в 1863 г. звания почетного академика. Словарь содержит свыше 200 тысяч слов и отражает словарный состав разговорного и литературного русского языка середины XIX в., а также русских говоров. Большое место в словаре занимают фразеология, пословицы, поговорки, сравнения, значения слов раскрываются через синонимы, описательные и энциклопедические толкования и синонимические словосочетания. Именно Даль ввел термин «толковый» применительно к словарю. Он хотел показать источники и механизмы обновления русской литературной речи, пути освобождения от чуже-родных заимствований, раскрыть для общества "неисчерпаемый родник живого языка русского". Итогом другой титанической работы В.И. Даля – собирания пословиц, поговорок, прибауток в разных областях России – явился труд "Пословицы русского народа", в котором опубликованы более 30 тысяч пословиц из этого собрания.

Слайд 12

Фортунатов Филипп Фёдорович (1848-1914) - выдающийся русский языковед, академик Петербургской академии наук (с 1902 г.), профессор Московского университета. Им было сформулировано учение о грамматической форме слова, которую Фортунатов понимал как его морфологическую членимость. Это положение вызвало в лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и в наши дни. В трудах по сравнительно-историческому языкознанию Ф.Ф. Фортунатов пересмотрел и обновил трактовку ряда сложных идей, касающихся сути древнейших процессов в индоевропейских языках. Фортунатов много занимался также теорией правописания. Он внес большой вклад в подготовку реформы русской орфографии, которая была осуществлена уже после его смерти. Идеи Ф.Ф. Фортунатова продолжили развивать его ученики – М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский, Д.Н. Ушаков и др. (первое поколение московской лингвистической школы) и ученики его учеников – Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский, П.С. Кузнецов, Г.О. Винокур и др.

Слайд 13

Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942) – ученик Ф.Ф. Фортунатова, больше всего известен как один из авторов и главный редактор знаменитого "Толкового словаря русского языка", четыре тома которого увидели свет в 1935–1940 гг. (том 1 – 1935 г., том 2 – 1938 г., том 3 – 1939 г., том 4 – 1940г.). В этом словаре содержится более 85 тысяч слов. Он дал богатый материал для изучения изменений, которые произошли в языке в первой половине XX в., при этом особенно ценны его нормативные указания: стилистические, грамматические, орфографические и орфоэпические. Пометы о стилевой принадлежности того или иного слова, связанная с ним фразеология делают словарь полезным руководством к правильному употреблению слов в речи. Его перу принадлежат работы по общему языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, истории русского языка. Д.Н. Ушаков был активным участником составления проекта орфографической реформы 1917-1918гг. Всю жизнь он изучал, пропагандировал, защищал живое русское слово – и диалектное, и просторечное, и литературное.

Слайд 14

Ожегов Сергей Иванович (1900–1964) вошел в историю русского языкознания прежде всего как выдающийся теоретик и практик лексикографии, один из основоположников и теоретиков научной нормализации русского языка, один из составителей "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова, автор известнейшего однотомного "Словаря русского языка", первое издание которого вышло в 1949 г. С.И.Ожегову принадлежат работы по лексикологии, лексикографии, социолингвистике, теории и практике культуры речи, истории русского литературного языка, языку отдельных писателей. С.И. Ожегов редактировал такие словари-справочники, как "Русское литературное произношение и ударение" (1955 г.), "Орфографический словарь русского языка" (1956 г.) и др.

Слайд 15

Шахматов Алексей Александрович (1864–1920) - теоретик и историк русского языка, ученик Ф.Ф. Фортунатова, Вместе со своим учителем Шахматов участвовал в работе Комиссии по выработке проекта реформы орфографии, утвержденного в 1918г. Уже в студенческие годы А.А. Шахматов занимался исследованиями древнерусских рукописей, их научным описанием и подготовкой к публикации. А.А. Шахматову принадлежит немало научных открытий в области истории и диалектологии русского и других славянских языков. В своих работах "Исследование в области русской фонетики" (1894 г.), "К истории звуков русского языка" (1898 г.), "Очерк древнейшего периода истории русского языка" (1915 г.) он решал задачу реконструкции древнейших славянской и русской языковых систем, изучал их фонетические особенности. А.А. Шахматов - основоположник текстологии как науки. Последние годы жизни он посвятил построению общей синтаксической теории. Его курс «Синтаксис русского языка» оказал огромное влияние на всё последующее развитие синтаксической теории в России.

Слайд 16

Пешковский Алексей Матвеевич (1878-1933) – выдающийся лингвист, ученик Ф.Ф.Фортунатова. Основной труд ученого – "Русский синтаксис в научном освещении" – переиздавался более 10 раз (1-е издание в 1914 г.) и не потерял своей научной значимости до сих пор. В книге А.М. Пешковский разработал учение о грамматических средствах языка, о типах значения. Учение о предложении и его главном признаке – предикативности, сказуемости – выступает основой Синтаксической теории ученого. А.М. Пешковский всегда занимал активную жизненную позицию: он считал, что лингвист должен "активной проповедью" вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику преподавания русского языка в школе, поскольку только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным, помогает ему культурно и ясно говорить.

Слайд 17

Умницы и умники

Слайд 18

Красная дорожка-1
Вставьте, где надо, пропущенные буквы, раскройте скобки: Землян..ой пол, стеклян..ая ваза, холщ..вый мешоч..к, (не)смелые ребята, искус.ный мастер, оп..здали на урок, прекрас..ное чу..ство, ветрен..ый день, светло(зелёный) лист, пр..открыл форт..чку, отреж..те п..рога, н..(о)чём (не)говорит, какой(нибудь).

Слайд 19

Проверьте: Земляной пол, стеклянная ваза, холщовый мешочек, несмелые ребята, искусный мастер, опоздали на урок, прекрасное чувство, ветреный день, светло-зелёный лист, приоткрыл форточку, отрежьте пирога, ни о чём не говорит, какой-нибудь.
Красная дорожка-1

Слайд 20

Красная дорожка-2
- Как называются с точки зрения лексики слова: скальпель, натюрморт, морфема, конвейер, сила тока, процессор, мольберт? Как называются слова осмелиться, отважиться, решиться, рискнуть, посметь, дерзнуть?

Слайд 21

Жёлтая дорожка-1 1. Угадайте фразеологизмы:

Слайд 22

Жёлтая дорожка-2
2. Какие суффиксы пишутся со словом через дефис?

Становление и развитие лингвистики как науки о языке связано с именами таких ученых, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Христофорович Востоков, Владимир Иванович Даль, Александр Афанасьевич Потебня, Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов, Александр Александрович Реформатский, Леонард Юрьевич Максимов.

С М. В. Ломоносова (1711-1765) началось серьезное изучение русского языка. Один из лучших поэтов XVIII в., замечательный филолог, писатель и педагог., Ломоносов создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В этой работе ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грамматические и орфоэпические правила, Ломоносов исходит из своих собственных наблюдений над живой речью.

Ломоносову принадлежит заслуга в разработке научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей». Последняя сыграла важную роль при создании нового литературного языка. Ученый разделил язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий. Высокий стиль предназначался для написания од, героических поэм, торжественных «слов о важных материях». Средний - для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль - стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». При его использовании запрещалось употреблять церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, нередко простонародным словам.

Заслугой другого видного русского языковеда, поэта и переводчика - А. X. Востокова (1781-1864) - является создание учебных книг по русскому языку, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика... полнее изложенная» (1831 г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени.

А. А. Потебня (1835-1891) - выдающийся русский и украинский филолог, при жизни прославившийся невероятной эрудированностью. Будучи совсем молодым, ученый написал монографию «Мысль и язык» (1862), в которой рассматривалась связь между языком и мышлением. Его основной труд - «Из записок по русской грамматике» в 4 томах - посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков - русского, украинского и белорусского.

А. А. Шахматов (1864-1920) - один из самых выдающихся филологов рубежа Х1Х-ХХ вв. Свои научные интересы он в основном сосредоточил в области истории и диалектологии славянских языков. Шахматов посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения языков восточнославянской группы. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого после смерти автора был издан знаменитый «Синтаксис русского языка». К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

А. М. Пешковский (1878-1933) первым в истории русской лингвистики показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) неспособны выразить значение. Одной лучших работ Пешковского считается «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) - остроумная и полная тонких наблюдений монография, в которой автор как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует, заставляя читателя стать сознательным пользователем русского языка.

Л. В. Щерба (1880-1944) - выдающийся русский языковед и педагог - призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи - слова категории состояния, - наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное» и «глагол».

Щерба - создатель ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова.

В. В. Виноградов (1895-1969) - выдающийся русский филолог и педагог. Его имя вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для абитуриента.

Значительными являются заслуги Виноградова в области лексикологии и фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузах. Многим Виноградов известен как создатель и главный редактор журнала «Вопросы языкознания», как президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

Научное наследие ученого чрезвычайно обширно и разнообразно по проблематике. Им создано более 250 работ. Одно из центральных мест среди них занимает монография «Русский язык. Грамматическое учение о слове». Это самое глубокое исследование морфологии современного русского языка. Работа удостоена Государственной премии в 1951 г. Многие зарубежные академии наук избирали Виноградова своим членом.

А. А. Реформатский (1900-1978) - замечательный ученый-филолог. Известность в широких кругах он приобрел благодаря знаменитому учебнику для студентов вузов «Введение в языкознание». Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, а работы посвящены различным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе с другими выдающимися лингвистами - Кузнецовым, Сидоровым и Аванесовым - Реформатский явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня.

Имена выдающихся русских лингвистов известны не так, как, например, имена великих физиков. Однако каждый из них внес в науку о языке заметный вклад. Помнить эти имена и знать о теориях и открытиях ученых-русистов - долг любого, даже начинающего филолога.

Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты. (Презентация-приложение к реферату.) Работу выполнила Заплатина Екатерина ученица 10 класса МОУ Измайловская СОШ Научный руководитель Сергеев Н.П., учитель русского языка и литературы МОУ Измайловская СОШ




Русский язык среди других языков мира. В мире русским языком владеют свыше 250 миллионов человек. Входит в ООН. Всего в мире существует свыше двух с половиной тысяч языков. Языковые семьи: 1) индоевропейские языки 2) китайскотибетские языки 3) алтайские языки








Что такое филология и языкознание. Филология- (греч. philo-»люблю» и logos-»слово»). Любовь была возведена первыми «словесниками» в принцип познания избранного предмета, что налагало на них определенные нравственные обстоятельства. Филология в старом ее понимании - это «служанка при тексте». Языкознание – одна из гуманитарных наук, в которой существенные виды деятельности часто обусловливались прямыми задачами общественного развития. Важная задача языкознания- развитие культуры языковой деятельности.


История языка. История языка отражает не только социальную история народа, но и все важнейшие этапы его культурного развития. Уровень культуры народа во многом определяется степенью развитости языка. Язык обладает удивительной способностью приспосабливаться к жизни его носителей, отвечать на их запросы, усложнять свою структуру в соответствии с развитием общества и вместе с тем оказывать влияние на совершенствование самого общественного устройства.


Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов () Создал первую научную грамматику русского языка(«Российская грамматика», 1757). Исследуя язык, наблюдал его а в разных речевых проявлениях. Ломоносов устанавливал его произносительные и грамматические нормы. Огромным было влияние филологических трудов Ломоносова на развитие русского языка.


Лев Владимирович Щерба () Л.В. Щерба – известный русский языковед. Его магистерская диссертация посвящена одному из малоизученных славянских наречий – восточнолужицкому на территории Германии. Много работал в области теории грамматики и лексикологии.


Федор Иванович Буслаев () Ф.И. Буслаев один из самых ярких русских филологов середины 19 века. Он занимался широким кругом вопросов языкознания, литературоведения, был блестящим педагогом и лектором. В своих трудах отразил романтический взгляд на древнее состояние языка.


Константин Сергеевич Аксаков () Аксаков был видным литератором и лингвистом. Ему не свойственно быть и думать «как все». Его лингвистическая работа начинается «критическим разбором» грамматики Белинского. Аксаков старался убедить своих соотечественников в несходстве русского языка с другими.


Александр Афанасьевич Потебня () А.А. Потебня – выдающийся русский и украинский филолог. Его труды посвящены русской грамматике, звуковому строю русского языка, различию южных и северных русских говоров, истории украинского и русского языка, их сравнительному анализу.


Алексей Александрович Шахматов () А.А. Шахматов – выдающийся языковед и историк. Его научные интересы были сосредоточены в области истории и диалектологии русского и других славянских языков. Ему принадлежит серия авторитетных исследований.


Литература: 1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2. Энциклопедический словарь юного филолога. Москва. «Педагогика» Я познаю мир – русский язык. Москва. АСТ

Введение

язык русский филолог

«Как могуч и прекрасен наш русский язык», однако, чтобы он стал таким великим и богатым над ним надо было немало трудиться!

Вот именно с этими деятелями я и хочу вас ознакомить. Такие великие люди как: М.В. Ломоносов, А.А. Потебня, А.М. Пешковский и многие другие оставили не малый след в создании и развитии русского языка. Благодаря им мы сегодня можем гордиться родным языком, с гордостью можем сказать: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

С М.В. Ломоносова (1711-1765) началось серьезное изучение русского языка. Один из лучших поэтов XVIII в., замечательный филолог, писатель и педагог., Ломоносов создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В этой работе ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грамматические и орфоэпические правила, Ломоносов исходит из своих собственных наблюдений над живой речью.

Ломоносову принадлежит заслуга в разработке научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей». Последняя сыграла важную роль при создании нового литературного языка. Ученый разделил язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий. Высокий стиль предназначался для написания од, героических поэм, торжественных «слов о важных материях». Средний - для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль - стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». При его использовании запрещалось употреблять церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, нередко простонародным словам.

Заслугой другого видного русского языковеда, поэта и переводчика - А.Х. Востокова (1781-1864) - является создание учебных книг по русскому языку, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика… полнее изложенная» (1831 г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени.

А.А. Потебня (1835-1891) - выдающийся русский и украинский филолог, при жизни прославившийся невероятной эрудированностью. Будучи совсем молодым, ученый написал монографию «Мысль и язык» (1862), в которой рассматривалась связь между языком и мышлением. Его основной труд - «Из записок по русской грамматике» в 4 томах - посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков - русского, украинского и белорусского.

А.А. Шахматов (1864-1920) - один из самых выдающихся филологов рубежа XIX-XX вв. Свои научные интересы он в основном сосредоточил в области истории и диалектологии славянских языков. Шахматов посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения языков восточнославянской группы. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого после смерти автора был издан знаменитый «Синтаксис русского языка». К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

А.М. Пешковский (1878-1933) первым в истории русской лингвистики показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) неспособны выразить значение. Одной лучших работ Пешковского считается «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) - остроумная и полная тонких наблюдений монография, в которой автор как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует, заставляя читателя стать сознательным пользователем русского языка.

Л.В. Щерба (1880-1944) - выдающийся русский языковед и педагог - призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи - слова категории состояния, - наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное» и «глагол».Щерба - создатель ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова.

В.В. Виноградов (1895-1969) - выдающийся русский филолог и педагог. Его имя вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для абитуриента.

Значительными являются заслуги Виноградова в области лексикологии и фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузах. Многим Виноградов известен как создатель и главный редактор журнала «Вопросы языкознания», как президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Научное наследие ученого чрезвычайно обширно и разнообразно по проблематике. Им создано более 250 работ. Одно из центральных мест среди них занимает монография «Русский язык. Грамматическое учение о слове». Это самое глубокое исследование морфологии современного русского языка. Работа удостоена Государственной премии в 1951 г. Многие зарубежные академии наук избирали Виноградова своим членом.

А.А. Реформатский (1900-1978) - замечательный ученый-филолог. Известность в широких кругах он приобрел благодаря знаменитому учебнику для студентов вузов «Введение в языкознание». Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, а работы посвящены различным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе с другими выдающимися лингвистами - Кузнецовым, Сидоровым и Аванесовым - Реформатский явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня.

Имена выдающихся русских лингвистов известны не так, как, например, имена великих физиков. Однако каждый из них внес в науку о языке заметный вклад. Помнить эти имена и знать о теориях и открытиях ученых-русистов - долг любого, даже начинающего филолога.

Н.М. Карамзин(1726 - 1826) - русский писатель, историк, выступил против широкого употребления церковнославянизмов в литературной речи, заимствований из французского языка, он осуждал салоны, в которых французская речь звучала чаще, чем русская.

В поисках языковых средств для новых понятий он применил калькирование (буквальный перевод), использование переводных и русских слов в новых значениях; ввёл в русский язык такие слова как: предмет, промышленность, трогательный, развитие и многие другие. О сыграл значительную роль в истории русского литературного языка - он сблизил русский язык и разговорную речь. Представителей его взглядов называли карамзистами.

А.С. Шишков (1754 - 1841) - Любопытна гипотеза А.С. Шишкова о происхождении русских слов. Он считает, что все слова произошли от основных первоначальных корней, поэтому главы книги часто носят такие названия: «Дерево слов, стоящее на корне КР, ГР, ХР: крест, корень, скорбь, гордость, грех» или «Дерево слов, стоящее на корне ТР: страсть, труд, страна, прост». Все слова, происходящие из одного корня, объединены близким лексическим значением.

Впоследствии сходные идеи развивали П.А. Лукашевич и А.Н. Драгункин, однако гипотеза Шишкова не нашла поддержки у широкого круга представителей лингвистической науки. Славянский язык Шишков считает языком книг духовных, а русский -- находит в книгах светских; в этом и состоит вся разница двух языков, а поэтому нельзя их так разделять, как это делают новые писатели. Своё «Рассуждение о старом и новом слоге» Шишков через министра народного просвещения поднёс государю и получил его одобрение. Труд Шишкова стал основой для формирования литературного направления, представители которого впоследствии были названы архаистами.

Дмитрий Николаевич Ушаков (1873 -- 1942) - К моменту работы над словарём Д.Н. Ушаков был известен своими работами по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка. В написанной им в 1911 году книге «Русское правописание» было проанализировано соотношение между правописанием и произношением в русской литературной речи. В этом труде Д.Н. Ушаков впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии, а в 1917--1918 годы он стал активным участником составления проекта орфографической реформы.

Работа по созданию 4-томного «Толкового словаря русского языка» велась Д.Н. Ушаковым с 1934 по 1940 год. На свет появился словарь, восполнивший существенный пробел в описании развития русского языка в XX веке. Этот словарь отнесён специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий XIX--XX веков, то есть таких, без которых картина современного русского языка будет неполной. Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей.

Владиммир Ивамнович Даль (1801 -- 1872) -- русский учёный и писатель. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

Этнограф, собиратель фольклора. Собранные песни отдал Киреевскому, сказки -- Афанасьеву.

Доктор филологических наук, профессор Леонард Юрьевич Максимов был одним из выдающихся языковедов России. По его учебникам учатся миллионы школьников и сотни тысяч студентов. Долгое время он был заведующим кафедры русского языка Московского государственного педагогического института (теперь университета), руководил творческим семинаром прозаиков на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А.М. Горького и в течение 30 лет являлся заместителем редактора журнала «Русский язык в школе». Его научные интересы были широки и разнообразны. Обладая тонким аналитическим умом, он обостренно воспринимал художественное слово, многие его работы посвящены именно анализу языка художественных произведений. Докторская диссертация Л.Ю. Максимова была связана с проблемами синтаксиса сложного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений, разработанная Л.Ю. Максимовым в ней, явилась новым этапом в исследовании данного вопроса.

Библиография

  • 1. В.В. Бабайцева. Учебник русского языка
  • 2. http://www.examens.ru/otvet/9/11/626.html
  • 3. http://shop.top-kniga.ru/persons/in/30285/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«Южно- Уральский государственный университет» (НИУ)

Филиал «ЮУрГУ» в г. Усть-Катаве


Реферат по русскому языку

Тема: Русистика


Введение


В наши дни наука стала решающим фактором самой цивилизации и определяющим условием успешности или не успешности существования любого общества. А бурное развитие научного знания и расширение возможностей новых технологий в современном мире привлекают внимание ученых разных специальностей к вопросам языка науки (Н.Ю. Абелян, О.С. Ахманова, Л.Б. Баженов, М. Бунге, М.Вебер, Н. Бор, Н.Б. Гвишиани, М.М. Глушко, В.Г. Горохов, А.Н. Колмогоров, В.В. Мартынов, У. Найсер, Е.С. Никитина, В.В. Налимов, Г.И. Рузавин, Д. Серл, М. Фридмен, В.С. Швырев, Э. Шредингер, А. Эйнштейн, В.Н. Ярцева и др.).

Можно выделить целый ряд предельно актуальных проблем, связанных с языком науки.

Во-первых, проблема языка науки связана с глобальными вопросами о границах могущества науки, поскольку вопрос о языке науки «встроен» в вопросы о том, что, как и зачем мы изучаем, насколько достоверно наше знание и с какой точностью, однозначностью и полнотой способен его выразить созданный для этой цели язык. Объективная сложность заключается в том, что существует противоречие между континуальностью знаний и дискретностью языка, которым эти знания выражаются, между непрерывной динамикой мысли и статичной запечатленностью её в слове и тексте.

Во-вторых, вторая половина XX века (века кибернетики) решает проблему формализации научного знания, и следовательно, и проблему формализации языка изложения научных данных. Дело не только в создании новых символических языков (типа языков химии, математики, логики и др.), сколько в построении формализованных языков для представления содержания научных текстов в системе искусственного интеллекта, т.е. возникает комплекс задач, связанных с кибернетической трансформацией языка науки.

В-третьих, проблема языка науки - это проблема его связи с тем языком, на котором говорит человек и который является первым и вечным источником языка науки. И здесь возникает целый ряд очень важных проблем, связанных, прежде всего с выяснением того, насколько «оторвался» язык науки от обыденного языка. Можно ли делать «переводы» с языка науки на язык бытовых представлений. Учитывая то, что язык науки - это язык повышенной компрессии смысла, думается, что сделать новое научное утверждение на бытовом языке невозможно. Другая проблема связи языка науки с естественным языком - это влияние языка науки на свой материнский источник. Так, В.Н. Ярцева, рассматривая взаимодействие языка науки и общего языка, задает вопрос: «Может ли развитие научного стиля направлять языки в сторону сближения?» и отвечает на этот вопрос положительно.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что анализ языка науки - одна из главных проблем науки наших дней.

Русистика как наука и ее истоки возникновения

русистика наука диалектологический потебня

Русистика - наука о русском языке, его истоках, истории древней и новой, о языке его памятников и фольклора; об организующих его частных системах: о народных говорах, о литературном языке и его функциональных разновидностях; о строе литературного языка - звуковом, грамматическом, лексическом, фразеологическом и о смежных с ним сферах (просторечии и социальных диалектах); о терминологических подсистемах; о языке русской художественной литературы; о связях русского языка с другими языками, их взаимодействиях и взаимовлияниях; об истории изучения русского языка. Русистика может пониматься и более широко - как весь комплекс наук о русской словесности и языке. Однако далее речь пойдет о русистике в узком смысле - как науке о русском языке. Русистика тесно связана со многими другими областями научного знания: с историей русского народа и этнографией; с литературоведением и общим языкознанием, текстологией, с логикой, психологией и другими науками. Она входит в славистику, как одна из её составных частей и в сравнительно-историческое языкознание. Множественностью этих связей, а также множественностью и разносторонностью самих объектов изучения определяется разнообразие применяемых в русистике исследовательских методов и способов. Методы исторического изучения, собственно описательный и экспериментальный в разных областях русистике в разные моменты её развития чередуются с обращением к анализу логическому, психологическому, семасиологическому либо к анализу строго формальному (в грамматике), компонентному (прежде всего в лексикологии - по смысловым составляющим слова), функциональному, эвристическому (в анализе художественных текстов), социолингвистическому. Отдельные отрасли русистики во многих случаях вырабатывают свои собственные методы и методики лингвистического анализа и описания материала. В первые десятилетия 19 в. появляется ряд трудов, авторы которых сосредоточивали своё внимание на углублённом описании отдельных сторон грамматического строя русского языка.

Наряду с малооригинальными грамматиками Н.И. Греча («Практическая русская грамматика, изданная Н. Гречем», 1827; «Пространная русская грамматика», т. 1, 1827, и их переиздания) и И.И. Давыдова («Опыт общесравнительной грамматики русского языка», 1852), посвященными в основном формальной стороне языка и законам его парадигматики, появляются концептуально новые и оригинальные грамматики: грамматика А.X. Востокова («Русская грамматика Александра Востокова, по начертанию его же Сокращённой грамматики полнее изложенная», 1831; 12 изд., 1874), показавшего прежде всего синтаксический потенциал слов, правила их смысловой и грамматической сочетаемости, И. Орнатовского («Новейшее начертание правил российской грамматики, на началах всеобщей основанных, сочинённое Иваном Орнатов-ским», 1810), И. Ф. Калайдовича («Грамматика языка русского, ч. 1 - Познание слов», 1834), а позднее глубокие исследования филологов, обратившихся прежде всего к системе рус. глагола, к семантике его видо-временных отношений: Г.П. Павского («Филологические наблюдения над составом русского языка протоиерея Г. Павского, Рассуждения - 1-3», 1841-42), К.С. Аксакова [«Опыт русской грамматики», ч. 1, в. 1, 1860; «О грамматике вообще (по поводу грамматики г Белинского)»; «О русских глаголах. Критический разбор "Опыта исторической грамматики русского языка" Ф.И. Буслаева» в кн. К. С. Аксакова «Полное собрание сочинений», т. 2, ч. 1 - «Сочинения филологические», 1875], заложившие основы совр. аспектологии работы Н.П. Некрасова («О значении форм русского глагола», 1865) и Г.К. Ульянова («Значение глагольных основ в литовско-славянском языке», ч. 1-2, 1891-95).

В исследованиях русских грамматистов середины и 2-й пол. 19 в. определяются основные черты будущих русских лингвистических школ. Обращение к большим массивам материала и тщательное их исследование, опора на языковую форму и утверждение тезиса о невозможности изучения языковых значений в отрыве от их материальной оболочки, пристальное внимание к индивидуальным, отдельным фактам языка и определение их места в системе, отказ от схематизма, историзм. Под влиянием различных логических, философских и психологических концепций формируются новые направления и школы, связанные с именами А.А. Потебни, Буслаева, Ф.Ф. Фортунатова. И.А. Бодуэна де Куртенз, в 20 в.- А.А. Шахматова, Л.В. Щербы и В.В. Виноградова. К первым десятилетиям 19 в. относятся зачатки современной диалектологии, зародившейся в недрах этнографии. Первоначально это были любительские записи особенностей местных говоров, делавшиеся учителями и священниками и публиковавшиеся в виде словариков или кратких описаний в местных периодических изданиях. Собирательская работа была стимулирована трудами Общества любителей российской словесности и Русского географического общества, а также выходом в свет в 1852 «Опыта областного великорусского словаря» («Дополнение», 1858).

В 1863-66 вышел в свет «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (в 1903-11 словарь Даля был систематизирован и дополнен Бодуэном де Куртенэ; его издание является самым полным), в котором собраны, объяснены и снабжены содержательным комментарием многие тысячи слов - как областных, так и общелитературных, а также относящихся к языку предшествующих эпох. Начало исторической диалектологии было положено трудами А.И. Соболевского, который определил диалектологию как особый раздел русского языкознания, тесно связанный с историей языка, и впервые написал курс рус. диалектологии («Очерки русской диалектологии», 1892). Шахматов, создав фундаментальные историко-диалектологические работы, гл. обр. по исторической фонетике («Русская историческая диалектология», 1911), подошёл к пониманию и описанию говора как целостной языковой системы; вместе с Л.Л. Васильевым он установил основные типы аканья (см.) и предложил гипотезу его происхождения. На протяжении 19 - начало 20 вв. русистика постепенно становится разветвлённой наукой, объединяющей в себе теоретические разыскания с постоянной работой по пополнению своих материальных фондов - с публикацией памятников письменности русского языка 10-17 вв. и созданием словарей и словарных картотек. Открытие в 1-й пол. 19 в. многих древне русских письменных памятников положило начало их лингвистическому изучению и изданию. Первые издания древних памятников с результатами археографического и палеографического исследования и комментариями были выполнены участниками кружка мецената и любителя древностей графа Н.П. Румянцева. Среди них предшественниками выдающихся рус. палеографов-лингвистов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. были Калайдович и в особенности Востоков, издавший в 1843 текст первой дошедшей до нас датированной вост.-слав, рукописи - Остромирова евангелия 1056-1057.

Последующие издания памятников письменности и палеографии в 19 - 1-й пол. 20 вв. связаны с именами И.И. Срезневского, И.В. Ягича, Соболевского, Е.Ф. Карского, П.А. Лаврова, В.Н. Щепкина, Шахматова, Н.Н. Дурново. Начало изучения истории русского языка было положено Ломоносовым. В своих трудах он определил отношение русского языка к другим славянским, а также отношение древнерусского языка к церковнославянскому языку. В трудах Востокова, одного из основоположников сравнительно-исторического языкознания и исследователя древне русских рукописей, сопоставление этих языков осуществлено на основе фонетических данных. Востоков впервые предложил периодизацию истории русского языка. Во 2-й пол. 19 в.

Срезневский собрал обширные «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» (т. 1-3, 1893-1903, дополнения, 1912; 3 изд., 1958), долгие годы являвшиеся основным источником сведений по исторической лексикологии. Фонетический и грамматический строй рус. языка на широком историко-сопоставительном фоне описаны в трудах Буслаева («Опыт исторической грамматики русского языка», 1858; со 2-го изд. под названием «Историческая грамматика русского языка»; 5 изд., 1881). Потебне принадлежат фундаментальные исследования исторического синтаксиса русского языка, его поэтики, а также некоторых проблем исторической морфологии и фонетики («Два исследования о звуках русского языка: 1) О полногласии. 2) О звуковых особенностях русских наречий», 1866; «Из записок по русской грамматике», т. 1-2, 1874, т. 3, 1889, т. 4, 1941; «Мысль и язык», 1862).

Первый полный и систематический курс истории рус. языка был создан Соболенским: его «Лекции по истории русского языка» (1888; 4 изд., 1907) содержат большой материал, показывающий историю основных процессов в развитии звукового и грамматического строя рус. языка. Соболевский стал главой научной школы, ориентировавшейся, прежде всего, на материалы письменных памятников.

Традиция создания фундаментальных грамматических исследований укрепилась трудами Потебни, Буслаева, Д.Н. Овсянико-Куликовского, позднее А.М. Пешковского, Шахматова, Виноградова. С именем Я.К. Грота связано возникновение теории русской орфографии и осуществление орфографической реформы («Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне», 1873; «Русское правописание», 1885). Для русистики конца 19-20 вв. характерно формирование таких научных школ и направлений, которые - каждое в отдельности и в совокупности несходных теорий - определяли формирование разнонаправленных научных взглядов и стимулировали появление важных теоретических трудов. Эти школы, обращавшиеся к разным сторонам языковой системы в её историческом и современном состоянии, на разных теоретических основаниях разрабатывавшие собственные методы и приёмы анализа, часто связанные с различными социологическими, философскими и психологическими концепциями, сформировали современную русистику.

Как широко разветвлённую, многоотраслевую науку, концентрирующую в себе различные концепции и теории, разные исследовательские методы. В 50-х гг. 20 в. публикация памятников русского языка возобновилась под руководством С.И. Коткова. В последующие десятилетия были осуществлены научные, строго лингвистические (с детальным палеографическим описанием, указателями слов и форм, с греч. параллелями) издания памятников: «Изборник 1076 г.», «Синайский патерик 11 в.», «Выголексинский сборник 12 в.», «Мстиславово евангелие 11-12 вв.», «Успенский сборник 12-13 вв.», «Назиратель XVI в.», «Вести-Куранты» (первые рус. рукописные газеты) с 1600 по 1650, памятники моек, деловой и бытовой письменности 17 и 18 вв. (публикация О.А. Князевской, В.С. Голышенко, Жуковской, В.Г. Демьяпова и др.). Публикация памятников письменности Рязанского и Владимирского краёв, таможенных книг, отказных, челобитных и расспросных речей ввела в научный оборот южнорус. тексты кон. 16 - 1-й пол. 17 вв. Новый этап в изучении и издании древне русских письменных памятников связан с открытием в 1951 в Новгороде археологической экспедицией А.В. Арциховского ранее неизвестного типа памятников - берестяных грамот. Исследованию и публикации берестяных грамот, представляющих собой по содержанию памятники бытовой и деловой письменности, посвящены труды историков (М.Н. Тихомирова, М.В. Щепкиной, В.Л. Янина и др.) и лингвистов (Борковского, Аванесова, Жуковской, Кузнецова. Особое значение в лингвистической интерпретации берестяных грамот имеют исследования Зализняка, внёсшего существенный вклад в изучение истории русского языка и его древнего диалектного членения.

Развитие русистики в 20 в. было стимулировано созданием Московской диалектологической комиссии (1903-32) при АН СССР, в которой работали Шахматов, Дурново, Н.Н. Соколов, Д.Н. Ушаков, Е.Ф. Карский, И.Г. Голанов, Е.Ф. Будде, Д.В. Бубрих, О. Брок, В.И. Чернышёв и многие другие. Московская диалектологическая комиссия опубликовала ряд программ для собирания диалектологических сведений, был организован сбор материала, осуществлены описания ряда говоров.

В 1915 издан «Опыт диалектологической карты русского языка в Европе» с приложением «Очерка русской диалектологии» (Ушаков. Дурново, Соколов). В послеоктябрьский период возрастает объём диалектологической работы: продолжаются диалектологические экспедиции, публикуются материалы и описания отдельных говоров и их групп, расширяется территория изучаемых говоров за счёт диалектов Сибири, Дальнего Востока и других регионов; создаются диалектные словари (см.). С 40-х гг. активизируются исследования по экспериментальной фонетике говоров (С.С. Высотский. Р.Ф. Касаткина (Пауфошима), А.М. Кузнецова и др.) и исторической диалектологии (Каринский, Чернышёв, Селищев, Голанов, Горшкова и др.). Во 2-й пол. 20 в. развитие диалектологии связано с именами Обнорского, Б.А. Ларина, Аванесова, В.Н. Сидорова, В.Г. Орловой, К.Ф. Захаровой, A.Н. Гвоздева, Кузнецова, Ф.П. Филина, Высотского, И.А. Оссовецкого, Л.И. Баранниковой, Л.Л Касаткина, В.И. Собинниковой, С.В. Бром-лей, Л.Н. Булатовой, И.Б. Кузьминой, Е.В. Немченко, Н.Н. Пшеничновой и др. К концу 40-х - началу 50-х гг. 20 в. в недрах русской диалектологии сложилось самостоятельное научное направление - лингвистическая география, ядром которой стала типология диалектных различий (Аванесов, Орлова, Захарова, Бромлей, Булатова, Высотский, Жуковская, Кузьмина, Осовецкий и др.). Большую роль в развитии этого направления сыграла книга Захаровой и Орловой «Диалектное членение русского языка» (1970). Воплощением теории диалектных различий явились региональные атласы (из них опубликован «Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы». 1957) и созданный на их базе «Диалектологический атлас русского языка.

Наиболее крупным предприятием в этой области является сводный «Словарь русских народных говоров» (вышло из печати 23 тома), создаются словари говоров Архангельской, Смоленской, Калининской, Псковской, Вологодской, Ярославской, Пермской, Брянской, Иркутской, Новосибирской, Томской и других областей, словарь рус. донских говоров, говоров Забайкалья и др.

Русистика как наука стала формироваться в первых десятилетиях 19 века. Тогда появляется ряд трудов, авторы которых сосредоточивали своё внимание на углублённом описании отдельных сторон грамматического строя русского языка. На протяжении многих этапов ученые изучали издания древнерусских письменных памятников. Что привело к развитию русистики, как самостоятельной науки. Имеющий ряд специализированных направлений в русском языке. Далее было стимулировано создание ряда программ для собирания диалектологических сведений, были организованы сборы материалов для описания ряда говоров. Эту деятельность осуществляла Московская диалектологическая комиссия СССР, в которой работали Шахматов, Дурново, Н.Н. Соколов, Д.Н. Ушаков, Е.Ф. Карский, И.Г. Голанов, Е.Ф. Будде, Д.В. Бубрих, О. Брок, В.И. Чернышёв и многие другие. Русистика, как наука о русском языке и на сегодняшний день продолжает свое развитие и формирует свою направленную деятельность в совершенствовании языка.


Направленность деятельности русистики


У. Лабов говор о единстве русистики как сравнительно молодой языковедческой дисциплине. Это обстоятельство связано с тем, что в каждой стране и, более узко, в каждой этно-социальной общности складываются своеобразные условия функционирования языка (или языков), и на первый план выдвигаются такие проблемы, которые актуальны для данной национальной общности (или многонациональной, но характеризующейся единством социально-экономической и политической жизни). Естественно, что социолингвисты, либо принадлежащие к этой области, либо изучающие ее "извне", акцентируют свое исследовательское внимание именно на этих актуальных проблемах, оставляя в тени другие.

Примеры такого состояния социолингвистики многочисленны. Так, в США интенсивно изучаются вопросы, связанные с Black English, его соотношением со стандартным American English, обучением негритянских детей литературным формам языка, а также процессы языковой интеграции выходцев из Мексики, Пуэрто-Рико и других неанглоязычных регионов. В Германии и Франции в последние десятилетия обострился вопрос о рабочих-иммигрантах, в частности, об их языковой адаптации, и этому посвящены многие исследования немецких и французских социолингвистов (см. об этом в работах У. Лабова, Р. Фейсолда, Дж. Фишмана, Дж. Гамперца, Д. Хаймса, Н. Диттмара, У. Аммона и др.; см. также содержательный обзор проблем, связанных с национально-языковыми меньшинствами в странах Западной Европы, - в Lüdi 1990).

В большинстве стран Африки на первом плане по значимости стоят вопросы языкового строительства: выбор языка или диалекта, который мог бы претендовать на статус государственного языка (или языка межнационального общения), разработка письменностей, функциональное и ситуативное соотношение разных языков и диалектов и т.п. (см. об этом Виноградов, Коваль, Порхомовский 1984).

Похожая картина - в отечественной русистике. Многочисленные работы 20-х годов, посвященные языковым изменениям после революции 1917 года, имели четко ориентированный "русистский" уклон, так как именно в русском языке происходили наиболее характерные и при этом социально обусловленные перемены (см. работы Е.Д. Поливанова, А.М. Селищева, Г.О. Винокура и др.).

К концу 30-х годов интерес к социолингвистической проблематике в русском языкознании угасает, а наметившееся в конце 50-х - начале 60-х годов возобновление этого интереса сопровождается несколько иной ориентацией социолингвистических исследований: в центр внимания выдвигаются процессы двуязычия и многоязычия как весьма характерные для такого многонационального государства, как СССР. При этом начинает преобладать так наз. макросоциолингвистика, то есть изучение больших социальных общностей, обслуживаемых одним или несколькими языками, а языковые и коммуникативные процессы, происходящие в "микрообщностях" (семье, игровых и производственных группах и т.п.), почти не исследуются.

В рамках макроподхода русский язык изучается главным образом как средство межнационального общения, но, несмотря на большое число работ, посвященных этой его функции (обзор их см. в Бахнян, 1984), многие вопросы существования русского языка в иноязычном окружении остаются актуальными и недостаточно исследованными (в частности, вопросы, связанные с характером варьирования языковых средств, обусловленного целым комплексом собственно лингвистических, психологических, социальных, национальных и т.п. факторов).

Функционирование русского языка на территории его исконного распространение и в различных слоях и группах природных его носителей также обусловлено не только внутренними языковыми закономерностями, но и в той или иной степени внешними факторами. Изучение этих факторов, характера их воздействия на языковые процессы и отношения, выявление специфики социальной обусловленности современного функционирования русского языка (в отличие от предшествующих этапов его развития) - как кажется, одна из актуальных задач "русистики".

Было бы, разумеется, неверным считать, что в этом направлении ничего не делается: достаточно упомянуть монографию "Русский язык и советское общество" (1968) и идейно связанные с нею сборники работ о развитии - в современном социальном контексте - фонетики, грамматики, лексики и стилистики русского языка, серию работ по русской разговорной речи, выполненных под руководством Е.А. Земской, исследования ученых. Саратовского университета, посвященные анализу отношений между языком и обществом, а также современному состоянию территориальных говоров (Баранникова, 1967 и др.), разговорной речи (Сиротинина, 1974 и др.), и ряд иных работ.

Однако в этой работе мы хотим остановиться не на итогах лингвистического изучения русского языка, а на еще не решенных вопросах, на таких направлениях исследования, которые, как кажется, находятся в зачаточном состоянии. Уделим внимание некоторым проблемам, представляющиеся актуальными в контексте направленности деятельности и развития современного русского языка.

Традиционно одним из центральных объектов социолингвистики признается социальная дифференциация языка. Большая часть работ, посвященных этой проблеме, скорее констатирует наличие разных подсистем в национальном русском языке, нежели детально описывает каждую из них. Давая по существу "дифференциальное" описание социального расслоения русского языка, то есть обращая внимание прежде всего на то, чем одна подсистема отличается от других, авторы работ не задаются целью изучить каждую такую подсистему с точки зрения набора присущих ей средств, их структурных и функциональных характеристик, коммуникативных условий использования этих средств в общении, механизмов социально и ситуативно обусловленного переключения в процессе коммуникации с данной подсистемы на другую и т.п., то есть описать полнокровную жизнь подсистем .

Естественно, что достижение такой цели невозможно без широкого обследования носителей и "использователей" различных подсистем, обеспечивающего получение достаточно надежного и репрезентативного материала. В подобном углубленном лингвистически ориентированном изучении нуждаются, прежде всего, местные говоры и городское просторечие, которые в современных условиях размываются нивелирующим воздействием на них литературного языка и теряют свою целостность (именно как подсистемы), но которые в коммуникативном отношении еще активны.

Коммуникативно-значимыми являются также профессионально и социально ограниченные подсистемы - профессиональные "языки" и социально-групповые жаргоны. Между тем, первые изучаются слабо (хорошо известные работы В.Д. Бондалетова посвящены исследованию профессиональных "языков" прошлого - конца 19 - начала 20 вв.), а среди вторых особым вниманием исследователей пользуется главным образом молодежный жаргон, да и то преимущественно с точки зрения специфики его средств (см., например, Копыленко, 1976, Борисова-Лукашанец, 1982 и нек. др.), и русское воровское арго, существовавшее на рубеже прошлого и нынешнего веков.

В то же время характерные для современного состояния русистики направленность деятельности ее разновидности почти не изучаются. Мы говорим о тюремно-лагерном жаргоне. Он лишь частично унаследовал средства традиционного воровского арго, большая же часть его средств своеобразна (за счет внутреннего словообразования, специфических метафорических переосмыслений, многочисленных заимствований и т.п.). Кроме того, тюремно-лагерный жаргон, по сравнению с воровским арго, необычайно расширил социальные границы своего функционирования: прошедшие через сталинские лагеря представители самых разных социальных слоев и групп инженеры, военные, крестьяне, студенты, врачи, поэты, журналисты и др., составлявшие значительную часть русскоговорящего общества, в той или иной мере не только соприкасались с этим жаргоном, но и активно пользовались им. Более того, тюремно-лагерный жаргон оказал значительное влияние на другие подсистемы русского языка - просторечие, устную интеллигентскую речь, элементы его употребительны в публицистике и других стилистических разновидностях литературного языка (ср. слова типа доходяга, туфта, бадяга, темнить, обороты типа качать права, откинуть копыта, выйти боком, активизацию в литературном языке некоторых словообразовательных моделей, раньше малохарактерных и лексически ограниченных: ср. модель образования прилагательных типа по-быстрому, по-честному, по-тихому и т.п.).

К проблеме социальной направленности деятельности языка тесно примыкают вопросы, связанные с особенностями речевого общения в разных социальных группах. Как представляется, до последнего времени этот круг вопросов изучался преимущественно в аспекте использования языковых средств. Однако такие исследования, при всей их важности для общего представления о социальной обусловленности использования средств литературного языка, не дают ответа на вопрос о том, как используется русский язык - и не только литературный - в реальных коллективах носителей языка: в семье, школьном классе, компаниях друзей, сверстников и т.п.

Поскольку каждый такой коллектив представляет собой своеобразную ячейку общества, естественно предположить, что и по использованию языка и по шаблонам языкового общения эти ячейки также своеобразны: очевидно, что направленное речевое поведение человека как члена семьи должно отличаться от его же речевого поведения в роли сослуживца и т.д.

Изучение малых групп, с точки зрения направленности русистики, предполагает использование не только собственно лингвистических, но и социально-психологических методик и теорий. Так, наиболее эффективным здесь оказывается метод включенного наблюдения (когда исследователь является членом изучаемой группы). Традиционно же применяемые лингвистами методы письменного опроса и анкетирования, достаточно хорошо оправдавшие себя при обследовании больших совокупностей носителей языка, в отношении малых групп, как это вполне очевидно, едва ли применимы - во всяком случае, в виде обширных вопросников, многопрофильных анкет и т.п. В теоретическом отношении при исследовании речевого общения в малых группах чрезвычайно важно понятие социальной роли, поскольку смена ролей обусловливает изменения в речевом поведении: в выборе языковых средств, их сочетаемости друг с другом, в тональности речи (а отсюда - в интонационных и фонетических ее характеристиках) и т.п. Успешная попытка связать с теорией социальных ролей вопросы функциональной стилистики предпринята в работах К.А. Долинина, но применение этой теории к изучению современной русской языковой действительности находится в зачаточном состоянии.

Делая акцент на функциональных свойствах языка, на своеобразии его использования в разных коммуникативных обстоятельствах, русистика, естественно, не может обойтись без решения задач по исчислению и описанию типовых ситуаций речевого общения. Создание своего рода ситуативных грамматик, то есть выявление и эксплицитное формулирование правил речевого поведения носителей языка в различных ситуациях, в зависимости от разных целей общения. Единство принципов описания речевых ситуаций можно обеспечить при такой интерпретации этого понятия, которая рассматривает речевую ситуацию как некий структурированный объект, состоящий из нескольких переменных: (1) говорящий (отправитель речи) и его социальная роль; (2) слушающий (адресат, получатель речи) и его социальная роль; (3) отношения между говорящим и адресатом (официальные - нейтральные - дружеские); (4) тональность; (5) цель; (6) средство (литературный язык, местный диалект, профессиональный "язык", социально-групповой жаргон); (7) способ (контактный / дистантный, устный / письменный) .

Предполагается, что изменение значения каждой из переменных ведет к изменениям в лингвистических характеристиках речевой ситуации: в выборе языковых средств, в их сочетании друг с другом и т.п. Эти переменные не равнозначны по своему "весу" в формировании речевой ситуации. Конституирующими являются социально-ролевые характеристики коммуникантов, отношения между ними (и обусловленная этим тональность речи) и цель общения. Как это достаточно очевидно, изменения в значениях именно этих переменных определяют выбор средств коммуникации: например, в роли сдающего экзамен студент обязан использовать литературный язык, а в роли приятеля он может (а в некоторых условиях внутригруппового общения - обязан) переходить на жаргон; два не знакомых друг с другом человека обычно употребляют нейтральные или официально-книжные средства (обращаясь друг у другу), используя при этом как устный контактный, так и дистантный (письменный) способы коммуникации. В то время как между членами одной семьи или производственной группы вполне естественны разговорные, стилистически сниженные, просторечные, жаргонные слова и конструкции, реализуемые, в устной форме непосредственного общения; бытовая просьба (одно из значений переменной "цель") может быть изложена устно при контактном общении говорящего и адресата (типа: Передайте, пожалуйста, деньги на билет; Будьте добры, пройдите вперед и т.п.), а намерение обосновать свою позицию по некоторому вопросу (другое значение той же переменной) - например, представить доказательство некоей научной теории - естественнее осуществить при использовании письменного способа общения (при этом имея я виду тип адресата, но не конкретного человека).

Дифференциация речевых ситуаций по целям (информация, убеждение, просьба, требование, обещание, клятва, обвинение, оскорбление, покаяние и т.п.), изучение таких различий в выборе и употреблении языковых средств, которые обусловлены различиями в целях коммуникации, невозможны без использования основных положений теории речевых актов, для которой понятие цели общения является по существу главным (на этом понятии основаны два других, фундаментальных для указанной теории, - иллокутивной силы речевого акта и его перлокутивного эффекта).

Анализ речевых ситуаций может выявить социальные причины нарушения известных коммуникативных постулатов и возникновение коммуникативных неудач. В частности, в разной социальной среде могут быть неодинаковые представления об успешности речевого акта, и то, что в одной среде считается коммуникативной нормой, в другой вызывает недоумение или раздражение. В современном русскоязычном обществе формулы вежливости (будьте добры; не могли бы вы...; могу ли я попросить вас...), обращенные к носителям просторечия, могут вызывать у последних негативную реакцию и даже настраивать враждебно по отношению к говорящему, тем самым, являясь причиной коммуникативного провала. С другой стороны, в интеллигентской среде "не принимаются" некоторые манеры речевого поведения, характерные для носителей просторечия (более громкая, чем это необходимо для восприятия в условиях отсутствия внешних помех, речь; обильная жестикуляция и т.п.). Это может служить если не препятствием к общению, то, во всяком случае, причиной, по которой те или иные представители интеллигентской среды стараются не вступать в контакт с лицами, речевое поведение которых характеризуется подобными особенностями.

Изучение речевой направленности ситуаций с применением теории речевых актов предполагает семантический и социолингвистический анализ предикатов, воплощающих в себе иллокутивные намерения говорящих. Это прежде всего перформативы и перформативные конструкции: приказываю, прошу, обещаю, клянусь, могу ли я попросить тебя, я хотел бы сообщить вам и т.п. Есть и другие типы предикатов, обозначающих различные отношения между участниками коммуникативной ситуации: хвалить, ругать, порицать, пререкаться, перечить, прекословить, грубить, дерзить, хамить и под. к ситуациям, в которых субъект находится в социально зависимом положении от адресата: Молодой сотрудник благоволит к начальству; Девочка гневается на отца; Солдат похвалил командира, и, с другой стороны, глаголов дерзить, грубить, резать (правду в глаза) - к ситуациям с "обратным" соотношением статуса субъекта и адресата: Мать постоянно дерзит малолетнему сыну; Учитель грубил ученикам (однако вполне правильно: был груб с учениками, - предикаты грубить и быть грубым не вполне синонимичны. Ограничения накладываемые на употребление тех или иных единиц, их сочетаемость с другими единицами, нередко обнаруживают в себе социальные пружины, как механизмы деятельности русистики.

Направленность деятельности, как аспект, может быть внесен в некоторые традиционные направления русистских исследований. Это актуально именно на современном этапе развития национального русского языка. По общему признанию, диалектология имеет дело сейчас не с целостными системами диалектов, а с более или менее разрозненными говорами, подверженными нивелирующему воздействию литературного языка. При этом "угасание" говоров как полноценных коммуникативных систем сопровождается процессами социальной и функционально-ситуативной дифференциации диалектных средств: говор лучше всего сохраняется в речи женщин старшего поколения, его использование в речевой практике других групп жителей современной деревни более или менее спорадично. Оно зависит от ситуации: в бытовых ситуациях диалектные средства используются чаще, чем в официальных (ср. общение соседей - и выступление на собрании), от адресата и т.п.

Открытой направленной деятельностью русистики, является еще одна область традиционных лингвистических исследований - процессы языкового заимствования. В современных условиях заимствование русским языком иноязычных слов и их освоение в различных стилистических и жанровых разновидностях речи имеет определенный общекультурный, идеологический, социальный и т.п. контекст. Иноязычее может восприниматься как культурно или идеологически чуждое, несущее с собой нечто, не свойственное русской национальной культуре, национальным обычаям и традициям и т.п.

Заключение


Подводя итог мы говорим, что русистикой называют комплекс наук о русском языке <#"justify">В наши дни эта наука стала решающим фактором самой цивилизации и определяющим условием успешности или не успешности существования любого общества. Проблемы русистики связаны с глобальными вопросами о границах могущества науки. Существующее противоречие между континуальностью знаний и дискретностью языка, которым эти знания выражаются, отражаются в её в слове и тексте. Вторая половина XX века, формирования этой науки, решает проблему формализации научного знания, и проблему формализации языка изложения научных данных.

Русистика как наука стала формироваться в первых десятилетиях 19 столетия. Тогда появляется ряд трудов, авторы которых сосредоточивали своё внимание на углублённом описании отдельных сторон грамматического строя русского языка.

На протяжении многих лет ученые изучали издания древнерусских письменных памятников. Что привело к развитию русистики, как самостоятельной науки. Имеющий ряд специализированных направлений в русском языке.

Так же было стимулировано создание ряда программ для собирания диалектологических сведений, были организованы сборы материалов для описания говоров.

Эту деятельность осуществляла Московская диалектологическая комиссия СССР, в которой работали Шахматов, Дурново, Н.Н. Соколов, Д.Н. Ушаков, Е.Ф. Карский, И.Г. Голанов, Е.Ф. Будде, Д.В. Бубрих, О. Брок, В.И. Чернышёв и многие другие. Русистика, как наука и на сегодняшний день продолжает свое развитие и формирует свою деятельность в совершенствовании языка.

Библиографический список


1.Баранникова Л.И. Русские народные говоры в советский период. Саратов, 1967.

2.Бахнян А.Н. Актуальные проблемы изучения русского языка в советском обществе. Научно-аналитический обзор. М., 1964.

.Борисова - Лукашанец Е.Г. Английские элементы в русском молодежном жаргоне. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1982.

.Верещагин Е.М. Тактико-ситуативный подход к речевому поведению (поведенческая ситуация "Угроза"). В: Русистика, № 1, 1990.

.Верещагин Е.М. Коммуникативные тактики как поле взаимодействия языка и культуры. В: Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Всесоюзная научная конференция. Доклады. Часть 1. М., 1991.

.Виноградов В.А., Коваль А.И., Похромковский В.Я. Социолингвистическая типология. Западная Африка. М., 1984.

.Городское просторечие. Проблемы изучения. Под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. М., 1984.

.Грачев М.А. Русское дореволюционное арго: Автореферат кандидатской диссертации. Горький, 1986.

.Долин К.А. Ролевая структура коммуникации и разговорная речь. В: Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. Вып. 7. Часть 1. Горький, 1976.

.Долин К.А. Стилистика французского языка. М., 1978.

.Жирмунский В.М. Марксизм и социальная лингвистика. В: Вопросы социальной лингвистики. Л., 1969.

.Копыленко М.М. О семантической природе молодежного жаргона. В: Социально-лингвистические исследования. М., 1976.

.Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях. В: Язык и личность. Ота. ред. Д.Н. Шмелев. М., 1989а.

.Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989б.

.Крысин Л.П. Социальные компоненты в прагматике языкового знака: квазисимметричные предикаты. 1990.

.Крысин Л.П. Языковое заимствование как проблема диахронической лингвистики. В: Проблемы диахронической лингвистики. Отв. ред. В.К. Журавлев. М., 1992.

.Крысин Л.П. Современная русистика. Ота. ред. Д.Н. Шмелев. М., 1988.

.Лабов У. Единство социолингвистики. В: Лингвистические исследования. М., 1976.

.Николаева Т.М. "Социолингвистический портрет" и методы его описания. В: Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Часть 2. М., 1991.

.Орлов Л.М. О социальной и стилистической дифференциации территориальных говоров. В: Ученые записки Волгоградского педагогического института. Вып. 2. Волгоград, 1969.

.Орлов Л.М. Социальная и функционально-стилистическая дифференциация в современных русских территориальных говорах. Докторская диссертация. Волгоград, 1969.

.Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII - XX вв. М., 1990.

.Развитие современного русского языка. Под ред. С.И. Ожегова и М.В. Панова. М., 1963.

.Развитие лексики, грамматики и современного русского языка / Под ред. И.П. Мучника и М.В. Панова. М., 1964.

.Развитие лексики современного русского языка. Под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. М., 1965.

.Развитие словообразования современного русского языка. Под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. М., 1966а.

.Развитие фонетики современного русского языка. / Под ред. М.В. Панова. М., 1966б.

.Развитие функциональных стилей современного русского языка / Отв. ред. Т.Г. Винокур и Д.Н. Шмелев. М., 1968.

.Развитие фонетики современного русского языка. Фонологические подсистемы. М., 1971.

.Развитие современного русского языка. 1972. Словообразование. Членимость слова. Отв. ред. Е.а. Земская. М., 1975.

.Разновидность городской устной речи. Отв. ред. Д.Н. Шмелев и Е.А. Земская. М., 1975.

.Русский язык и советское общество. Под ред. М.В. Панова. Кн. 1-4. М., 1968.

.Сироткина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974.

.Язык и общество (сб.). Саратов. Вып. 1 (1967), вып. 2 (1970), вып. 3 (1974), вып. 4 (1977).

.Якубинский Л.П. О диалогической речи. В: Русская речь. Вып. 1. Пг. 1964.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Похожие статьи

  • Звезда полей во мгле заледенелой рубцов

    прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Но...

  • Ф тютчев ты клонишь над водами

    Фёдор Иванович Тютчев Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей… Но струя бежит и плещет, И, на солнце...

  • Растоптанная красота: скандалы конкурса «Мисс Вселенная Почему федорова отказалась от титула мисс вселенная

    Честно говоря, я до сих пор не понимаю, как и почему, в далёком 2002 году, Оксана Фёдорова взяла корону «Мисс Вселенная».Ведь даже 15 лет назад Оксана была откровенно жирной. Живот-беляш, тяжёлые ляжки и маленькие сиськи -- всё это никак...

  • Характеристика мужчин и женщин дев в год быка Характер женщины знак дева год быка

    Девы-Быки - прирожденные ученые практического склада, которые выводят теории, основанные на фактах. Тут мы видим медиков и физиков, практиков и теоретиков. Географ и естествоиспытатель, гуманист и создатель университета, климатолог,...

  • Снится одна и таже девушка

    Когда молодому человеку часто снится девушка, считается, что о смысле сна задумываться не нужно. Зов природы. А зря. Сны с девушками могут предвещать события, как благоприятные, так и неблагоприятные.Ничего не значит сон, в котором...

  • Видеть во сне бананы много

    Банан во сне означает верного возлюбленного или надежного партнера. Есть бананы во сне - знак того, что вы ищете неприятностей на свою голову. Притом ваши искания очень рискованны и могут привести к печальным последствиям. Если банан...