Леонид Горнин: Я принимаю решения мгновенно. Леонид Горнин: необходимо повысить финансовую самостоятельность губернаторов — За счет роста зарплат бюджетникам

Удалось преодолеть финансовый кризис регионов 2016 года?

— Действительно, последние годы темп роста расходов консолидированных бюджетов субъектов опережал темпы роста по собственным доходам. Как следствие, с 2012 года у нас отмечался и рост государственного долга. С 1 января 2012 года он увеличился с 1 трлн 171 млрд руб. до 2 трлн 318 млрд руб. по состоянию на 1 января 2016 года. Это оказалось максимальной отметкой, а долг субъектов на начало 2016 года составил 36,5% от собственных доходов.

Но по итогам 2016 года экономическая ситуация в регионах стабилизировалась: темп роста собственных доходов бюджетов субъектов в среднем по России превышает темп роста расходов.

Усилия по сдерживанию расходов, приложенные губернаторами и органами местного самоуправления, позволили нашим коллегам в регионах остановить наращивание дефицитов бюджетов. В результате по итогам исполнения бюджета за 2016 год соотношение долга к доходам уменьшилось до 33%.

— Высокий уровень долга сказался и на структуре региональных расходов?

— Безусловно, за последние годы и структура расходов в значительной степени изменилась.

Мы видим в регионах некоторое сокращение расходов, связанных с инвестициями и капитальными вложениями.

Расходов, связанных с дорожным строительством, развитием инженерных сооружений, финансированием мероприятий, направленных на снятие инфраструктурных ограничений. Большинство регионов не смогло наращивать такие расходы в последние годы.

В лучшем случае удавалось поддерживать их на уровне 2010-2011 годов. Это во многом повлияло на рост госдолга. Так же, как и необходимость увеличения расходов, связанных с повышением оплаты труда работникам бюджетной сферы.

— Минфин как-то ограничивает регионы по структуре расходов?

— В отличие от предыдущих лет, в 2016 году федеральный центр не предпринимал точечных решений, регулирующих структуру расходов регионов. Но соглашения по предоставлению бюджетных кредитов ограничивают субъекты по приросту государственного долга. Дополнительный инструмент, который регулирует этот вопрос, заложен также и в соглашениях по предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Отмечу заслуги региональных властей в том, что впервые с 2009 года рыночные заимствования в номинальном выражении сократились на 132 млрд руб., что положительно влияет на нагрузку региональных бюджетов в части обслуживания госдолга. Надеюсь, практика снижения рыночных заимствований будет продолжена и в 2017 году.

Кроме того, прирост по основным доходам в 2016 году за последние годы был один из самых высоких. Что, в свою очередь, помогло стабилизировать ситуацию по государственному долгу. В прошлом году налог на прибыль показал более 8% роста, а налог на доходы физических лиц — 7,5%. И эта тенденция продолжается: уже по результатам исполнения бюджета за январь - февраль 2017 года мы видим, что прирост по собственным доходам сохраняет ту же положительную динамику, что и в 2016 году.

— То есть к причинам долгового кризиса можно отнести ограниченность ресурсной базы регионов и майские указы 2012 года?

— Получилось так, что субъекты Федерации вынуждены были увеличивать расходы более высокими темпами, чем они имели возможность увеличивать собственные доходные источники.

— За счет роста зарплат бюджетникам?

— Сказалось не только повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

Высокие темпы расходов связаны с финансированием платежа неработающему населению. Потому что, когда мы говорим о росте заработной платы работникам здравоохранения в системе ОМС, нужно учитывать, что за неработающее и не уплачивающее взносы в ОМС население по факту платеж делает регион.

Также для отдельных субъектов большую нагрузку вызвала ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года. Дополнительных расходов потребовало и создание дополнительных мест в дошкольном образовании, хотя для этой цели регионам ежегодно выделялось по 25-50 млрд руб. из федерального бюджета.

Плюс федеральный центр с 2015 года начал замещать рыночные обязательства субъектов. Так, в 2016 году было выдано бюджетных кредитов на сумму более 300 млрд руб., которые в ином случае регионам пришлось бы занимать на рынке. И по состоянию на 1 января 2017 года бюджетные кредиты составляют 990 млрд руб. при общей сумме госдолга регионов в 2 трлн 353 млрд руб. Это позволяет регионам нести меньше дополнительных расходов.

Кредиты и мотивация

— Ходит слух, что вы будете реструктурировать бюджетные кредиты…

— О реструктуризации бюджетных кредитов речи не идет. Мы считаем, что это будет демотивировать субъекты с высоким экономическим потенциалом, показывающие хорошую динамику темпов экономического роста и не имеющие при этом доступа к бюджетным кредитам.

Поскольку бюджетные кредиты предоставляются в основном тем регионам, которым нужно было снимать риски несбалансированности бюджетов. А более успешные регионы, которые самостоятельно справлялись со своей бюджетной задачей, безусловно, будут абсолютно демотивированы в случае реструктуризации бюджетных кредитов отдельным регионам.

По отдельным направлениям реструктуризация возможна, но только на общих основаниях. Например, недавно проходила реструктуризация бюджетных кредитов, предоставленных на дороги или поддержку сельского хозяйства.

Кредиты по мероприятиям федерального уровня, таких как Олимпийские игры, Универсиада в Татарстане, — здесь, возможно, будут рассматриваться различные подходы к реструктуризации, точечные решения, обусловленные общероссийской значимостью этих событий.

Вместо реструктуризации бюджетных кредитов мы предприняли другой шаг: с 2017 года кредиты будут предоставляться не на три года, как было, а на пять лет. Речь идет о 200 млрд руб. в 2017 году.

— Если говорить о демотивации, то как вы компенсируете 1% налога на прибыль, который с этого года поднимается на федеральный уровень?

— Целевым образом 1% уходит не на расходы федерального бюджета по другим направлениям, а в фонд финансовой поддержки субъектов.

Сейчас обсуждается возврат прироста по налогу на прибыль, который зачисляется в федеральный бюджет. Мы выберем один из вариантов, который будет мотивировать региональных лидеров повышать экономический потенциал. Обсуждается несколько вариантов: возврат прироста 1% или дополнительные доходы от всех 3% федеральной части налога на прибыль.

Рассматриваются и модели оценки возврата: год к году либо два года к предыдущим двум годам. Считается, что налог на прибыль имеет высокую волатильность, а налоговый период не всегда совпадает с реальным экономическим воздействием влияния властей. Сейчас мы вычисляем более объективную модель.

Снизить зарегулированность

— Повторения каких решений на федеральном уровне вам как администратору межбюджетных отношений хотелось бы избежать в 2018 году?

— Ответ содержится в базовом законодательстве, которое определяет взаимоотношения центра и регионов. Там четко записано, что региональные органы власти самостоятельны в принятии решений по системе оплаты труда.

Хотелось бы, чтобы все решения относительно дополнительных расходов принимались субъектами самостоятельно.

Начиная с 2005 года появилось большое количество приказов министерств, законов и постановлений, регулирующих ресурсное обеспечение полномочий совместного ведения. Мы сейчас проводим инвентаризацию нормативно-правовых актов, которые имеют такое прямое регулирующее воздействие.

Это прежде всего правила и нормы, ГОСТы и приказы министерств. Например, нормативы по количеству детей в учебных заведениях общего образования. То есть те вопросы, которые относятся исключительно к полномочиям либо субъектов Российской Федерации, либо предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации.

С одной стороны, у нас общее экономическое пространство, у нас единые стандарты в здравоохранении, в образовании. С другой стороны, эти полномочия реализуют субъекты, у которых разные возможности. Поэтому нужно находить золотую середину. При этом если федеральная власть принимает решения, то необходимо оценивать и объем необходимых для их реализации ресурсов.

— Когда оценивают уровень зарегулированности региональных расходов из Москвы, называют 95%. Это действительно так?

— Это средняя величина. У субъектов с низкой бюджетной обеспеченностью данный показатель еще выше. Только у таких регионов, как Москва или Санкт-Петербург, а также в некоторых сырьевых регионах зарегулированность меньше.

Но более точную цифру мы сможем назвать только к концу 2017 года. По поручению вице-премьера федеральные органы власти сейчас создают перечень всех актов, которые с 2005 года напрямую либо косвенно влияли на объемы бюджетного финансирования.

— До какого уровня регулирования вы хотите снизить эту планку? Будете отменять федеральные нормы?

— Акты, принятые на федеральном уровне, уже не отменить. Но, по крайней мере, федеральные власти могут сдержать появление новых актов.

Другая, более долгосрочная задача проводимой инвентаризации — постепенная более точная настройка этих актов. Ввод в них диапазонов, а не фиксация для всей России единых показателей. В каждом случае нужно дать возможность региональным властям принимать решения в некотором диапазоне.

Вряд ли нам удастся в ближайшие пять лет существенно сократить зарегулированность и снизить ее, к примеру, до 50%. Но двигаться в этом направлении необходимо уже сейчас. Прежде всего для того, чтобы снять риски несбалансированности бюджетов субъектов и не допустить роста государственного долга.

— Со следующего года предложено изменить механизм софинансирования региональных расходов. Зачем это понадобилось делать?

— На наш взгляд, чем выше бюджетная обеспеченность субъекта, чем стабильней и крепче бюджет, тем уровень софинансирования со стороны федерального центра должен быть меньше. И наоборот. Сейчас для регионов с высоким уровнем бюджетной обеспеченности софинансирование определено на уровне 5%. А у бедных регионов пропорция диаметрально противоположная и составляет 95% со стороны Российской Федерации и 5% самостоятельного финансирования своих полномочий.

Наиболее болезненная точка там, где происходит отсечение дотационных субъектов и бездотационных. В действующей модели эта точка с уровнем софинансирования 50% на 50%. Мы его предлагали скорректировать и сделать 70% на 30%. Правительством этот подход был поддержан.

Губернаторы говорят, что эта модель демотивирует регионы наращивать экономический потенциал. Поскольку, чем крепче бюджет, чем крепче экономика, тем меньше средств поступает из федерального бюджета в части софинансирования полномочий субъектов. Но основная задача при предоставлении субсидий в том, чтобы выравнять неравенство и предоставить гражданам равный доступ к государственным и муниципальным услугам.

При этом есть ряд субъектов, у которых расчетное бюджетное обеспечение по определению ниже, и подушевые доходы, и неравномерная дифференциация распределения экономического потенциала. Они не смогут поддержать тот уровень софинансирования, который будет распространяться на крепкие бюджеты.

Поэтому, на наш взгляд, уровень софинансирования справедливо увязали с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности, какой бы дискуссионный характер это ни носило. Для мотивации развития собственного экономического потенциала есть другие инструменты. Например, гранты. В 2017 году будет перераспределено 20 млрд руб.

Новые возможности

— Одними грантами дополнительных стимулов для роста не создать. Какие инструменты могут быть предложены регионам для развития экономики? Речь идет о новых налоговых льготах?

— По налоговой политике перед нами на ближайшие три-пять лет стоит задача расширения правоспособности субъектов Российской Федерации по предоставлению льгот. В основном по тем налогам, которые зачисляются в бюджеты регионов и, соответственно, органов местного самоуправления.

На федеральном уровне последние годы принимались решения по предоставлению льгот по таким источникам доходов, как, например, налог на имущество, которые напрямую влияют и на бюджетную обеспеченность, и на доходную часть субъектов. Но мы уже сделали первые шаги по «восстановлению справедливости».

Так, с 2018 года льготы по налогу на имущество в части движимого имущества будут предоставляться или отменяться только после подтверждения на региональном уровне.

Мы хотим вывести взаимоотношения региональной власти и налогоплательщиков на новый уровень и в ближайшие три года будем внедрять правило «двух ключей»: использование тех или иных льгот предприятиями станет возможно, повторюсь, только после их подтверждения на региональном уровне.

Инвесторы будут вынуждены вступить в диалог с губернаторами. В этом диалоге и будет решаться, насколько эффективны те или иные льготы. В результате мы сможем рассматривать налоговые льготы по-новому — как налоговые расходы для субъектов. И понятно, что льготы должны предоставляться только на определенный срок.

Предоставление бессрочных льгот вряд ли можно назвать эффективной мерой. И только региональная власть сможет определить на месте эффективность либо неэффективность воздействия налоговых инструментов, в частности предоставления льгот.

Причем для регионов с высоким уровнем финансирования из федерального бюджета будут вводиться ограничения по использованию налоговых льгот. В регионах, где есть высокие риски несбалансированности бюджетов либо высокая долговая нагрузка, вводятся не ограничения, а правило, по которому льготы разрешено предоставлять только в рамках программы финансового оздоровления.

Мы в 2016 году провели более десяти выездных проверок — и в большинстве проверенных субъектов чем хуже была ситуация со сбалансированностью бюджета, тем неэффективней оказывалась и политика предоставления налоговых льгот. Есть примеры, когда регион имеет большую долговую нагрузку и высочайшие риски несбалансированности бюджета и при этом предоставляет налоговые льготы по налогу на имущество не производственным предприятиям, а торговым или банковским организациям.

Заключая сейчас соглашения с регионами, мы говорим о том, что внедрение налоговых льгот должно происходить только после детального изучения их эффективности, а также инвентаризации принятых ранее решений.

— В правительстве принято решение о переходе на проектные методы формирования госпрограмм в 2019 году, а с 2018 года в бюджете появятся пять экспериментальных госпрограмм. Как этот механизм изменит межбюджетные отношения?

— Что касается субсидий регионам, то нам удалось, в том числе благодаря проектным механизмам, на 2017 год распределить до начала финансового периода более 70% субсидий. Главная задача и в последующие годы — заранее, до начала финансового периода распределить средства субъектам. Это важно для того, чтобы регионы, планируя свои бюджеты, понимали, какие ресурсы они могут получить со стороны Федерации.

Сейчас губернаторы абсолютно справедливо задают вопрос: «А почему соглашения о распределении только на один год? Распределение должно быть на три года». Мы должны четко понимать, под какой проект даем средства.

Вопрос не в освоении денег, а в достижении целевых показателей. И поэтому до 1 марта 2017 года с регионами было подписано 2,7 тыс. соглашений по субсидиям с конкретными целевыми показателями.

С 2018 года мы планируем повысить горизонты бюджетного планирования и попытаться провести распределение субсидий на всю трехлетку 2018-2020 годов. Чтобы получатель субсидии четко понимал, чего от него требуют федеральные органы власти.

Допускаю, что могут быть и отказы от субсидий. Губернатор, понимая, что за счет собственных ресурсов, ресурсов инвестора, ресурсов Российской Федерации не может достигнуть заявленных целей, откажется от части проектов и, соответственно, субсидий.

Для меня как куратора межбюджетных отношений самое главное в том, чтобы все решения были приняты до начала финансового года. Принимая закон о федеральном бюджете, мы должны понимать, что через проектный офис, через проектный подход прошли уже все этапы согласований — и с инвестором, и с федеральными органами власти, и с регионом. А все участники согласований удовлетворены параметрами проекта.

— Как предлагается увязать госпрограммы, построенные на проектных принципах, с межбюджетной политикой? Что в этой модели будет означать принцип «одна госпрограмма — одна субсидия»?

— Сейчас стоит задача снизить количество целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых на одинаковые, похожие цели. Это дополнительно стимулирует регионы добиваться получения таких трансфертов и повышает самостоятельность субъектов РФ в выборе способов достижения поставленных целей.

Субсидии консолидируются по принципу «одна государственная программа — одна субсидия». Если ситуация не позволяет, то мы применяем принцип «одна подпрограмма — одна субсидия». К слову, в бюджете 2017 года и плановый период 2018-2019 годов предусмотрено 65 субсидий — почти на треть меньше, чем в бюджете 2016 года.

— Получение субсидии будет увязано с достижениями субъектами целей, задач и индикаторов соответствующих госпрограмм?

— Да, предоставление субсидий увязано с достижением показателей госпрограмм РФ.

Он всегда во всеоружии - в отменной форме, в идеальном костюме, белоснежной сорочке и при галстуке. Это не означает, что не способен на откровенный разговор в формате «без галстука»

У ПЕРВОГО вице-губернатора Леонида Владимировича Горнина на редкость складная, логичная биография. С юности избрав специальность экономиста, окончив Сибирскую академию потребительской кооперации и защитив диссертацию, он уже с 25 лет работал на руководящих должностях в управлении финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области. Четыре года возглавлял это управление, которое далее было переименовано в департамент, а в 2010 году - в министерство. Когда 38-летний министр финансов и налоговой политики Леонид Горнин был назначен первым заместителем губернатора, это никого не удивило: он безукоризненно справлялся с обязанностями. К тому же в новом статусе за ним сохранился тот же круг вопросов финансового блока, только на более высоком и ответственном уровне. Не удивляло, а радовало то обстоятельство, что правительство области омолаживается: еще несколько лет назад чиновник, не достигший 40-летия, и помышлять не мог о столь стремительном продвижении по службе. Карьера начиналась после 40.
В правительстве о Горнине, о его повышенной работоспособности и искреннем личном интересе к делу отзываются с уважением и те, кто старше и опытнее, и те, кто много моложе. Простой пример: он никогда не опаздывал, напротив, приходил на службу раньше всех, а покидал кабинет последним. На службе ни на минуту не теряет сосредоточенности, основные цифры держит в голове, а потому с документопотоком работает скрупулезно, но оперативно.
- Леонид Владимирович, о чем вы мечтали в детстве? Думали ли, что станете руководителем?
- Я думаю, нет такого человека, который бы в детстве не мечтал о больших свершениях. Может, исключение составляют женщины, у которых другие приоритеты - семья, очаг, дети. Это приоритеты нормальные, даже замечательные, я их очень уважаю. Думаю, большинство мужчин в детстве, юности мечтали стать начальниками, пусть не на государственной службе, но стать, например, военными командирами.
В этом намерении заключается не просто удовлетворение амбиций, а естественное желание реализовать свой внутренний потенциал - не просто биологический, но умственный, интеллектуальный, а главным образом нравственный, духовный. Мужчина должен заниматься серьезными, важными, ответственными вещами, он только в конкретном деле может реализоваться по-настоящему. Так получилось, что в моей династии все были кадровыми офицерами Вооруженных сил - и отец, и брат родной, который до сих пор служит. Даже моя сестра, которая на 10 минут младше меня (мы - двойняшки), успела более пяти лет послужить в армии. Мои дед и прадед были военными. Поэтому, не скрою, я собирался стать офицером, окончить высшее военное учебное заведение.
- В вас чувствуется внутренняя дисциплина. Она идет из семьи, да?
- Да, у нас в семье дисциплина была на первом месте. Я от отца лозунг перенял и до сих пор подчиненным говорю: «Измена Родине начинается с расстегнутой пуговички на воротнике ». Это изречение Суворова, довольно категоричное, но я с ним согласен. Я тоже не терплю разболтанности.
- Значит, вам должно быть близко распоряжение губернатора о дресс-коде, вернее, недавно выданные им рекомендации по деловому стилю, предполагающие определенную строгость деловой одежды.
- Рекомендации абсолютно обоснованные. Не должны госслужащие шокировать своим внешним видом тех, кто приходит в здание правительства на заседания, для решения своих вопросов. Понимаете, официальная обстановка требует соответствующего стиля в одежде, достойного чиновника. В нем проявляется не только корпоративная этика, определенная субординация, но и уважение к самому себе и прежде всего к тем людям, с которыми ты контактируешь.
Не люблю кивков на Запад, но иногда полезно поучиться. К примеру, в Женеве...
- Извините, что перебиваю. Женева - это эталон деловой культуры, банковской культуры и эталон консерватизма. Более продвинутым, модным городом считается Лондон.
- Не могу не согласиться. В Лондоне «белые воротнички», покидая офисы и биржи, не снимают деловой костюм. Они и заходя в пабы, выпивая пинту пива, как у них принято, не снимают пиджаки, не развязывают галстуки. О чем это свидетельствует? О внутренней культуре, об интеллигентности.
- Мы несколько отвлеклись от ответа на вопрос, почему вы не стали офицером?
- Если помните, до 1988 года лейтенанты были одними из самых завидных женихов. Но те социально-экономические потрясения, произошедшие в нашей стране в начале 90-х, не оставили уверенности в том, что положение армии не изменится.
Так вот я предугадал, говоря языком экономиста, конъюнктуру рынка, то, какие профессии будут востребованны, а желание быть востребованным в профессиональном плане всегда очень сильно.
- А вы хорошо учились в школе, в любой вуз могли поступить?
- Учился без троек. По крайней мере, с точными науками проблем не было. Было такое несколько факультативное отношение к литературе, биологии, пению.
- Не любите петь?
- Не научился. Не было рядом такого человека, чтобы научил. (Смеется.) Но петь на вступительных экзаменах в Академию потребительской кооперации и не требовалось, так что меня приняли.
- А в вашем студенчестве было какое-либо отступление от серьезности? Вы вкусили студенческой вольницы?
- Я рано женился - в 18 лет.
- В восемнадцать лет?! Уникальный случай.
- Да, у меня семейный стаж больше 20 лет, старшему сыну скоро исполнится 20. А вообще сыновей двое.
- Простите за любопытство, но ваш старший сын вашему примеру - жениться в 18 лет - не последовал?
- Не последовал и пока не собирается, он увлечен учебой. Предваряя дальнейшие расспросы, скажу, что я в своей семье придерживаюсь патриархальных взглядов. Считаю, что в семье должно быть единоначалие. Грань между отцом и сыном должна быть не эфемерной, а четкой, исключающей панибратство. Не скажу, что мои дети называют родителей на «вы», но они знают, что такое уважение к родителям, уважение к людям, старшим по возрасту. И это опять же та внутренняя дисциплина, о которой мы говорили. Бывает, что ребенок, выполняя домашнее задание, постоянно отвлекается, бегает на кухню к холодильнику или выглядывает в окно. Для меня это показатель отсутствия этой внутренней дисциплины. При этом мне не важно, как ребенок учится, может, у него сейчас «четверки» и «пятерки», но у него отсутствуют те качества, которые в дальнейшем позволят развиваться.
- Оставлю свое мнение при себе. У меня две дочери, и я строгостью не отличаюсь.
- Воспитание девочки - будущей женщины - гораздо сложнее, не берусь о нем судить.
- Семья, бесспорно, великая ценность. Но в глубине души не жалеете о том, что рано повзрослели?
- Я считаю, ни один человек не вправе жаловаться на судьбу. Глупо о чем-то жалеть, оглядываясь назад. Самое страшное - останавливаться в своем развитии.
Форд писал примерно следующее: человек, который хочет достигнуть определенного уровня, должен постоянно бороться с сонностью разума. Я с ним согласен - мозг ленив, его надо постоянно взбадривать.
- Леонид Владимирович, анализируя вашу карьеру, вашу деятельность в управлении финансов и в министерстве, я заметила такую вашу деловую особенность, как стремление к изменениям, улучшениям, иными словами, к реформаторству. Вы всегда ставили перед собой сверхзадачу, направленную на повышение эффективности управленческих решений. Из этого я делаю вывод, что вы личность очень критично настроенная, вас вечно не устраивает принятый порядок вещей. Я права?
- Правы, но с одной поправкой - я в первую очередь самокритичен. Может, это публично не видно, но внутренне я и собой, и внешними процессами часто недоволен. Надо понимать, что изменения необходимы. Недаром на Западе существуют управления изменениями, топовый орган, подчиняющийся первому руководителю. Думаю, и у нас в России мы к этому придем. А пока я своему коллективу говорю: здесь не собес. Работать надо эффективно.
- Вы с 2000 до 2005 года работали главным бухгалтером управления финансов, на столь ответственном уровне, что отвечали за консолидацию бюджетов всех муниципальных образований с соответственной отчетностью перед Минфином России. Мне же, которая даже личный бюджет спланировать не способна, профессия бухгалтера представляется запредельно сложной и, уж простите, скучной. Для нее требуется предельная скрупулезность. А вы в ней какую-нибудь если не романтику, то притягательность находили? Поэзию, магию чисел, или как бы ее точнее обозначить?
- Может ли человек вообще утверждать, что он получает какое-то небесное удовольствие от работы, притом не лицемеря? Разве что дома ему совсем плохо, не хочется туда идти... Я вам уже сообщал, что арифметика, математика мне хорошо давались в школе, оперировать конкретными цифрами мне проще, чем абстрактными понятиями. Но на самом деле под понятием «работа» нельзя подразумевать лишь что-то материальное. Человек, который служит Богу, тоже совершает работу - не материальную, а духовную, нравственную. Это труд еще более тяжелый. А материальные блага мужчинам нужны только для того, чтобы передавать их любимой женщине, заботиться о своих близких. Я не склонен романтизировать свою профессию, но иногда позволяю себе относиться с юмором, когда говорю, что экономист может себе позволить незначительно ошибиться в прогнозах, но ошибка бухгалтера, финансиста подобна ошибке сапера. Особенно в наше время.
- Понимаю, что у вас катастрофа со временем, свободного времени просто нет, учитывая, что вы приезжаете на работу в 8.00 утра и уезжаете поздно вечером. А на что-нибудь, не имеющее отношения к должностным инструкциям, отвлекаться себе позволяете?
- Не надо думать, что я один начинаю рабочий день задолго до его официального начала. У губернатора Василия Юрченко рабочий день начинается уже в 7.30. Не могу отвечать за всех чиновников, но большая часть служащих федерального уровня работают не по 8, а по 12 часов, действительно совершая подвиг, особенно в период формирования бюджета. В этот период мало кто в Министерстве финансов уезжает с работы раньше 23 часов. Это уже на уровне привычки - не выключаться из процесса работы, рано вставать, поздно ложиться. А по поводу позволять себе отвлекаться могу сказать, что примерно 30 минут в день я уделяю чтению прессы - газет, журналов или их электронных версий. Телевизор давно не включаю, предпочитаю выборочно знакомиться с информацией, с новостями в интерактивном режиме, например, на лентах новостей.
- Учитывая ваше прохладное отношение к гуманитарным наукам, полагаю, что книгами, новинками литературы не интересуетесь?
- Интересуюсь, но не всегда есть время удовлетворить этот интерес. Не скрою, я люблю классическую музыку. Недавно слушал Седьмую симфонию Шостаковича в нашем оперном театре. Это сложное, серьезное произведение, которое заставляет задуматься, взывает к работе души. Нельзя не вспомнить и премьеру балета «Корсар » в оперном, от которой я получил грандиозное впечатление. Вот в знаменитом бродвейском мюзикле люстра падает, и это единственный мощный эффект, а в нашей постановке столько тонких творческих находок... Нам повезло, что в Новосибирске есть замечательные театры, и наша культура демонстрирует достаточно высокий уровень.
- Говоря о ценностях: меняются ли они для вас со временем?
- Я заметил, что в определенном возрасте человек перестает замечать ход времени, оно для него не медленно течет, а мчится. И ровно в том же нелинейном измерении для него происходит переоценка ценностей. Я прихожу к пониманию того, что самое дорогое, что у меня есть, - это семья, отношения. А одно из главных качеств, которое я приобрел, и которое вообще приобретается с возрастом, - это терпение.
- Это действительно важнейшее из качеств. Леонид Владимирович, коль вы такой убежденный семьянин, вы, наверное, помните, как, какими словами признавались будущей супруге в любви, как делали ей предложение? В принципе, многим мужчинам трудно решиться сделать предложение, оно подсознательно связано с потерей свободы.
- Нет, вот какими именно словами я делал предложение, точно не вспомню. Пожалуй, я и до сих пор обделяю супругу признаниями, словесными выражениями любви, поскольку я не романтик по натуре. Зато точно не обделяю вниманием и заботой в своих действиях. Я и типично мужскую работу по дому вроде замены лампочек, забивания гвоздей стараюсь выполнять самостоятельно по мере возможности. Могу собрать и разобрать механизм газонокосилки на даче, уверенно с ней управляюсь. (Смеется.) Правда, заниматься этим приходится все реже и реже, тем не менее умею. А что касается мужской нерешительности, о которой вы сказали, так это не про меня. Я всегда все решения принимал мгновенно. Более того, если начинал обдумывать решения, переоценивать, они оказывались ошибочными.
- А какие решения могут понадобиться Новосибирской области? Так ли страшен кризис, разговоры о котором не утихают?
- Никогда и никому не советовал впадать в панику. Новосибирская область достаточно спокойно преодолела предыдущие кризисы. Я больше чем уверен, что наша область, которая одна из немногих в СФО имеет не сырьевую экономику, имеет сильную диверсификацию рынка производства валового продукта, способна бороться за стабильность. Мы проходили все этапы кризиса, они были трудны, но менее драматичны, чем в целом по стране. Считаю, что самым эффективным всегда остается решение встречать любые изменения с оптимизмом.

Автор: Бердск Онлайн Реконструкцию планируется завершить к 2025 году Губернатор Андрей Травников обсудил развитие международного аэропорта Новосибирск «Толмачево» имени Александра Ивановича Покрышкина с председателем
04.09.2019 Бердск-Онлайн.Ru Инвалида-колясочника ограбили на парковке под Новосибирском. Пьяный мужчина отнял у него деньги и телефон.
04.09.2019 1nsk.Ru Автор: Бердск Онлайн Профосмотры и диспансеризация в приоритете в Новосибирской области Вопросы медицинской профилактики и диспансеризации жителей Новосибирской области обсуждались в ходе оперативного совещания,
03.09.2019 Бердск-Онлайн.Ru

Первый вице-губернатор и первый вице-премьер правительства Новосибирской области Леонид Горнин назначен заместителем министра финансов РФ. В регионе надеются на то, что это усилит позиции области в отношениях с федеральным министерством.


В минувшую субботу премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении заместителем министра финансов РФ первого вице-премьера правительства Новосибирской области - первого вице-губернатора Леонида Горнина. Сообщение об этом появилось на сайте правительства РФ поздно вечером во вторник.

Леонид Горнин, которому в этом году исполнится 40 лет, - коренной новосибирец. Он окончил Сибирскую коммерческую академию потребительской кооперации, затем защитил диссертацию, став кандидатом экономических наук. Сделать карьеру ему удалось при трех губернаторах. Так, на руководящих должностях в областном управлении финансов и налоговой политики господин Горнин начал работать еще в 1997 году, когда область возглавлял Виталий Муха. В 2005 году уже Виктор Толоконский назначил его главой этого управления (со временем было преобразовано сначала в департамент, потом в министерство). Первым вице-губернатором же Леонид Горнин стал в октябре 2011 года при губернаторе Василии Юрченко, занявшем этот пост в 2010-м. Вчера господин Юрченко не комментировал назначение Леонида Горнина. Не удалось вчера получить комментарий и у самого господина Горнина.

Эксперты соглашаются с тем, что Леонид Горнин получил новое назначение по заслугам. «В отличие от прошлых лет, когда финансовые отношения в регионе строились «по понятиям», ему удалось создать стройную, достаточно прозрачную систему межбюджетных отношений», - считает глава комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности областного законодательного собрания Виктор Осин.

В Новосибирской области рассчитывают на то, что перевод Леонида Горнина в Белый дом усилит позиции региона в отношениях с федеральными властями. «С одной стороны, это назначение говорит о высоком профессионализме Леонида Владимировича (Горнина. - „Ъ“), с другой - в Москве, в такой важной федеральной структуре, как Минфин, будет наш человек», - отметил в беседе с „Ъ“ вице-губернатор Виктор Козодой. «Думаю, что теперь Новосибирская область по крайней мере не будет притесняться в этом ведомстве, ведь не секрет, что сегодня распределение федерального бюджета в значительной степени политизировано», - предположил, в свою очередь, новосибирский политолог Дмитрий Пучкин.

Леонид Горнин стал первым выходцем из исполнительной власти Новосибирской области, оказавшимся на высокой должности в федеральном министерстве (если не считать работу бывшего вице-губернатора Виктора Косоурова на посту аудитора Счетной палаты РФ в 2005-2010 годах). В последнее время очевидное лидерство в «поставке» кадров такого уровня среди сибирских регионов принадлежит Красноярскому краю. В 2010 году его губернатор Александр Хлопонин был назначен российским вице-премьером. До него Красноярск покинул глава краевого правительства Александр Новак, который стал сначала заместителем министра финансов, а затем министром энергетики РФ. В 2010 году в Москву перебрался вице-премьер красноярского правительства - министр финансов Михаил Котюков, в настоящее время занимающий пост замминистра финансов РФ, и министр экономразвития края Сергей Верещагин (сегодня - замминистра регионального развития РФ). Еще одним замминистра финансов стал в июне 2012 года Андрей Иванов, который шесть лет проработал в краевом правительстве, но затем ушел в бизнес. Назначения из других территорий крайне редки. Так, на этой неделе, помимо господина Горнина, пост замминистра спорта, туризма и молодежной политики РФ получил бывший вице-премьер правительства Омской области Сергей Шелпаков. «Важно, что и в федеральном правительстве они остаются красноярцами, которые не понаслышке знакомы с особенностями и проблемами Красноярского края и, принимая решения, касающиеся развития страны, учитывают специфику сибирских регионов», - оценил работу выходцев из края губернатор Лев Кузнецов. «Региональным властям, безусловно, облегчает общение с федеральным центром, когда на прием к министру или его заместителю можно не записываться, а просто позвонить и договориться о встрече. Непосредственно территориям польза спорная, по крайней мере со стороны бывших красноярцев она слабо заметна. Каких-то особых преференций край не получает точно», - полагает красноярский политолог Александр Чернявский.

По мнению новосибирских политиков, губернатору Юрченко не скоро удастся найти равнозначную замену своей «правой руке». Лидер новосибирских коммунистов, депутат Госдумы РФ Анатолий Локоть считает, что уход Леонида Горнина - «потеря для правительства области». С ним соглашается новосибирский политолог Алексей Осин, по словам которого «Горнин не только курировал весь финансовый блок, но и выполнял определенные представительские функции, разгружая тем самым Василия Юрченко». Господин Пучкин не исключил, что это место долго останется вакантным либо вообще исчезнет из структуры региональной власти.

Вчера в пресс-службе Минфина РФ „Ъ“ сообщили, что Леонид Горнин приступит к исполнению своих обязанностей, вероятно, с 3 сентября. «Однако пока приказ по министерству о его назначении не вышел и круг вопросов, которые он будет курировать, неизвестен», - добавили в министерстве.

Юрий Белов, Новосибирск; Дмитрий Мальков, Красноярск

© newsib.net. Леонид Горнин

30 Мар 2016, 12:10

Бывший первый вице-губернатор Новосибирской области Леонид Горнин входит в теневое правительство Луганской и Донецкой областей Украины, узнала немецкая газета Bild. Чиновник курирует финансовые вопросы самопровозглашенных ЛНР и ДНР.

Издание изучило протокол заседания межведомственной комиссии Госдумы РФ по оказанию гуманитарной поддержки юго-восточных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Секретный документ, о котором Bild рассказала 30 марта, датирован октябрем 2015 года.

В расследовании говорится, что реально сепаратистскими территориями управляют шесть рабочих групп, связанных с российскими министерствами. Они контролируют сбор налогов, общественный транспорт, энергоресурсы и восстановление инфраструктуры.

В «теневое правительство» входят, в частности, вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак, замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров и замминистра финансов РФ Леонид Горнин. Деятельность неофициального органа правительства курируется ФСБ, утверждает Bild. Козак уже опроверг эту информацию телеканалу «Дождь».

Новосибирец Леонид Горнин стал заместителем федерального министра финансов РФ в 2012 году. Он родился в 1972 году в Новосибирске. В 1997-2005 годах работал на руководящих должностях в управлении финансов обладминистрации, с 2005 по 2011-й — начальник департамента, затем министерства финансов и налоговой политики. В октябре 2011 года был назначен первым заместителем губернатора.

Bild называет Горнина «заместителем председателя комиссии» по поддержке непризнанных республик. Чиновник в последние годы поддерживал «налоговую консолидацию» в России, но выступал против перераспределения бюджетных средств в пользу Крымского полуострова, отмечает издание.

«С ним, кажется, управление оккупированным Донбассом может быть наиболее экономически эффективным», — считает Bild.

Горнин Леонид Владимирович (родился 30 декабря 1972 года в г. Новосибирск) - российский государственный деятель, заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Досье: Горнин Леонид

Биография Горнина Леонида

Горнин Леонид Владимирович родился 30 декабря 1972 года в г. Новосибирск. Получил высшее образование - в 1997 г. окончил Сибирскую коммерческую академию потребительской кооперации, инженер-технолог. Горнин Леонид имеет ученую степень - кандидат экономических наук.

В 1997 году прошел повышение квалификации в Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ по направлению организационно-экономическое направление, а в 2004 г. Горнин Леонид окончил Сибирский государственный университет путей сообщения по специализации бухгалтерский учет, анализ и аудит. В 2006 году прошел повышение квалификации в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) по направлению организационно-экономическое направление.

Горнин Леонид владеет английским языком.

Горнин Леонид до 1997 года работал в различных коммерческих структурах.

С апреля 1997 года по январь 1999 года Горнин Леонид работал контролер-ревизором в Аппарате Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Новосибирской области, с сентября 1998 года - старшим контролер-ревизором в Аппарате Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Новосибирской области.

С февраля 1999 по октябрь 2011 – Горнин Леонид заместитель начальника отдела, начальник отдела – главный бухгалтер, заместитель начальника управления – начальник отдела Управления финансов и налоговой политики Администрации Новосибирской области, с апреля 2004 – исполняющий обязанности начальника управления, начальник Управления финансовой и налоговой политики Новосибирской области, с июля 2008 года – Горнин Леонид руководитель Департамента финансов и налоговой политики Новосибирской области, с апреля 2010 года – исполняющий обязанности Министра финансов и налоговой политики Новосибирской области, Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области.

С октября 2011 по август 2012 – исполняющий обязанности первого заместителя губернатора Новосибирской области, первый заместитель губернатора Новосибирской области в Администрации Губернатора Новосибирской области

С 03 сентября 2012 го по настоящее время – Горнин Леонид Заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Семья

Горнин Леонид женат, имеет 2 детей.

Современное положение

Политолог Дмитрий Пучкин считает, что если элиты Новосибирской области не смогут договориться об устраивающей всех фигуре губернатора Новосибирской области, то Кремль может прислать в качестве кандидата в губернаторы сильного «варяга». Дмитрий Пучкин думает, что в этом случае на пост губернатора могут претендовать выходец из Новосибирска заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин.

Награды

В 2006 г. Горнин Леонид Владимирович награжден Медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» Федеральной службы государственной статистики.

Похожие статьи

  • Звезда полей во мгле заледенелой рубцов

    прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Но...

  • Ф тютчев ты клонишь над водами

    Фёдор Иванович Тютчев Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей… Но струя бежит и плещет, И, на солнце...

  • Растоптанная красота: скандалы конкурса «Мисс Вселенная Почему федорова отказалась от титула мисс вселенная

    Честно говоря, я до сих пор не понимаю, как и почему, в далёком 2002 году, Оксана Фёдорова взяла корону «Мисс Вселенная».Ведь даже 15 лет назад Оксана была откровенно жирной. Живот-беляш, тяжёлые ляжки и маленькие сиськи -- всё это никак...

  • Характеристика мужчин и женщин дев в год быка Характер женщины знак дева год быка

    Девы-Быки - прирожденные ученые практического склада, которые выводят теории, основанные на фактах. Тут мы видим медиков и физиков, практиков и теоретиков. Географ и естествоиспытатель, гуманист и создатель университета, климатолог,...

  • Снится одна и таже девушка

    Когда молодому человеку часто снится девушка, считается, что о смысле сна задумываться не нужно. Зов природы. А зря. Сны с девушками могут предвещать события, как благоприятные, так и неблагоприятные.Ничего не значит сон, в котором...

  • Видеть во сне бананы много

    Банан во сне означает верного возлюбленного или надежного партнера. Есть бананы во сне - знак того, что вы ищете неприятностей на свою голову. Притом ваши искания очень рискованны и могут привести к печальным последствиям. Если банан...